Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015_chtenie.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой; 8 е издание. – М.: Просвещение, 2013г.раздел «Чтение»
Учебно-методический комплекс:
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Чтение и развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель: создать условия для формировать навык правильного и осмысленного чтения доступного их пониманию текста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование и развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формирование читательской самостоятельности у обучающихся.
- Формирование умения понимать читаемый текст.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развитие речи, владение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Воспитательные:
- Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку, к литературе.
- Воспитание нравственных качеств учащихся через воздействие содержания текста, языковых средств на чувства, мысли (речь) ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения
1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
- осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
- чтение про себя простых по содержанию текстов;
- понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
- установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
- сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
- деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;
- подробный пересказ содержания прочитанного;
- драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;
- самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
- разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом
На изучение предмета в 4 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.
1 четверть - 36 часов
2 четверть - 28 часов
3 четверть – 40 часов
4 четверть – 36 часов
Всего за учебный год 140 часов
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях воспитания любви к своей малой Родине в содержание программы включено изучение дополнительной литературы.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни
Учащиеся должны уметь:
- читать текст вслух осознанно, правильно, целыми словами , с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
- читать про себя;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
- определять главную мысль произведения;
- составлять полный и выборочный пересказ.
2 группа:
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
-наизусть 5 - 8 стихотворений.
3 группа:
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию по вопросам учителя;
- пересказывать содержание прочитанного по плану или наводящим вопросам.
Учащиеся должны знать:
- наизусть не более 5 стихотворений.
4 группы
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
Учащиеся должны знать:
- наизусть не более 2-3 стихотворений.
Содержание тем учебного курса
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Листья пожелтелые по ветру летят. | 17 | -- | -- | -- | -- |
2 | Раз, два – начинается игра! | 14 | -- | -- | -- | -- |
3 | Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 22 | -- | -- | -- | -- |
4 | Зимние узоры. | 18 | -- | -- | -- | -- |
5 | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 22 | -- | -- | -- | -- |
6 | В окно повеяло весною… | 15 | -- | -- | -- | -- |
7 | На пользу и славу Отечества. | 15 | -- | -- | -- | -- |
8 | Видно, люди не напрасно называют лето красным. | 17 | -- | -- | -- | -- |
Итого | 140 | -- | -- | -- | -- |
Календарно-тематический план
№ урока | № Урока по теме п/п | Наименование разделов, тем урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1 | Листья пожелтелые по ветру летят. | 17 | |||||
1 | 1.1 | День знаний. | 1 | экскурсия | Беседа | 01.09 | |
2 | 1.2 | А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» | 1 | урок ознакомления с новым материалом | Речевая разминка. Беседа, чтение, заучивание хоровое, анализ произведения | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Повтори» | 02.09 |
3 | 1.3 | Ф. Тютчев «Листья». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Заучивание хоровое. | Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть» | 04.09 |
4 | 1.4 | По Г. Граубину « Как наступает листопад». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над содержанием. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 05.09 |
5 | 1.5 | А. Гонтарь «Осень в лесу». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ стиха. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | 08.09 |
6 | 1.6 | С.Прокофьева «Подарки Осени» | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительное чтение стихотворения. Чтение по ролям. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | 09.09 |
7 8 9 | 1.7 1.8 1.9 | По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделение главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | 11.09 12.09 15.09 |
10 11 | 1.10 1.11 | Е.Носов «Хитрюга». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Анализ заголовка произведения, нахождение в тексте предлож. на заданную тему. Пересказ. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос» | 16.09 18.09 |
12 13 | 1.12 1.13 | Н.Сладков «Осень». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Составление выборочного пересказа. Чтение по ролям. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 19.09 22.09 |
14 | 1.14 | Г.Снегирёв «Бурундук» | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы по прочитанному. Сравнивнение, нахождение сходства и различия. | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | 23.09 |
15 | 1.15 | Обобщение по разделу «Листья пожелтелые по ветру летят». | 1 | Обобщения и закрепления | Речевая разминка Чтение выборочное, беседа. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | 25.09 |
16 17 | 1.16 1.17 | Внеклассное чтение. В. Гаршин «Лягушка –путешественница». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 26.09 29.09 |
2 | Раз,два-начинается игра! | 14 | |||||
18 | 2.1 | Считалки. | 1 | Изучение нового | Речевая разминка Чтение. Заучивание наизусть | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка» | 30.09 |
19 | 2.2 | М.Бородицкая «Щи - талочка» | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Словарная работа. Заучивание наизусть. Беседа. | Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос». | 02.10 |
20 21 22 | 2.3 2.4 2.5 | Л.Пантелеев «Карусели». | 3, | комбинированный | Речевая разминка. Выразительное чтение вслух выученного наизусть. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | 03.10 06.10 07.10 |
23 24 | 2.6 2.7 | Д.Хармс «Игра». (Отрывок) | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Соотносить отрывки стих-я с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок, пользоваться выборочным видом чтения. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | 09.10 10.10 |
25 26 27 | 2.8 2.9 2.10 | Н.Носов «Затейники» | 3 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | 13.10 14.10 16.10 |
28 | 2.11 | В.Левин «Чудеса в авоське». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное. | Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери» | 17.10 |
29 | 2.12 | Обобщение по разделу «Раз, два – начинается игра!» | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение выборочное. Ответы на вопросы. Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | 20.10 |
30 31 | 2.13 2.14 | Внеклассное чтение А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Расшифруй» | 21.10 23.10 |
3 | Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 22 | |||||
32 33 | 3.1 3.2 | «Не моё дело!» (Китайская сказка) | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Беседа. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказывать содержание прочитанного произведения. | Коррекция мышления на основе упражнения «Выбери» | 24.10 27.10 |
34 | 3.3 | И.Крылов «Чиж и Голубь». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Беседа. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главную мысль произведения; осуществлять выборочное чтение по вопросам, организовывать рабочее место. | Развитие кинестетической памяти на основе упражнения «Ухо-нос» | 28.10 |
35 | 3.4 | Л.Толстой «Два товарища». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, выражать к ним своё отношение. | Развитие словесно-логического мышления на основе упражнения «Сравни описание». | 30.10 |
36 | 3.5 | Л.Пантелеев «Трус». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста по картинкам | Коррекция памяти на основе упражнения «Прочитай наизусть» | 31.10 |
2 четверть | |||||||
37 | 3.6 | Л.Пантелеев «Трус». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста по картинкам | 10.11 | |
38 39 | 3.7 3.8 | Э. Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ. Беседа | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | 11.11 13.11 |
40 | 3.9 | В.Сафронов «Подвиг». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Оценивание поступков героя, характеризовать его качества. Чтение.( соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию). | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка» | 14.11 |
41 42 | 3.10 3.11 | Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части. | 2 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать по ролям, выделять гл. действующих лиц, выразить к ним своё отношение. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | 17.11 18.11 |
43 | 3.12 | По В.Осеевой «Самое страшное» | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | 20.11 |
44 45 46 | 3.13 3.14 3.15 | К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом. | 3 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. Выделять главное в тексте, переходить с одного вида чтения на другой. | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Объясни» | 21.11 24.11 25.11 |
47 48 49 | 3.16 3.17 3.18 | По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. | 3 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать сознательно, правильно, самостоятельно готовиться к выразительному чтению, проанализированного на уроке текста. | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй» | 27.11 28.11 01.12 |
50 | 3.19 | А.Барто «В театре». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.. Читать с интонацией, соблюдая знаки препинания. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | 02.12 |
51 | 3.20 | Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 1 | Обобщение и закрепление | Речевая разминка Чтение. Беседа. Ответы на вопросы. обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выбери картину» | 04.12 |
52 53 | 3.21 3.22 | Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 05.12 08.12 |
4 | Зимние узоры | 18 | |||||
54 55 56 57 | 4.1 4.2 4.3 4.4 | Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) Работа над сказкой. | 4 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» | 09.12 11.12 12.12 15.12 |
58 59 | 4.5 4.6 | По А.Н. Толстому «Ёлка». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | 16.12 18.12 |
60 61 | 4.7 4.8 | Саша Чёрный «Снежная баба». | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к герою. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 19.12 22.12 |
62 | 4.9 | С.Прокофьева «Подарки Зимы». | 1 | комбинированный | Речевая разминка.Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Оценивать себя и других. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 23.12 |
63 64 | 4.10 4.11 | Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи. | 2 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Подбирать заголовки к частям рассказа. Отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 25.12 26.12. |
3 четверть | |||||||
65 66 67 | 4.12 4.13 4.14 | По В.Коржикову «В пограничном наряде». | 3 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать по ролям. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, мимику, жесты). | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 12.01 13.01 15.01 |
68 | 4.15 | З.Александрова «До свидания, зима!» | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. Оценивать себя и других. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» | 16.01 |
69 | 4.16 | Обобщение по разделу «Зимние узоры». | 1 | Обобщение и закрепление | Речевая разминка Чтение. Отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | 19.01 |
70 | 4.17 | Внеклассное чтение. А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок из рассказа «Чук и Гек».) | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 20.01 |
71 | 4.18 | Внеклассное чтение. Л.Толстой «Филипок». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается? | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 22.01 |
5 | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | 22 | |||||
72 73 74 75 | 5.1 5.2 5.3 5.4 | «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. | 4 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать текст вслух осознанно, правильно, целыми словами с соблюдением пауз. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Корректировка за счёт уплатнения материала 23.01 26.01 27.01 |
76 | 5.5 | Е.Шварц «Сказка о Василисе-Работнице». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух. | Коррекция памяти, внимания через разгадывание кроссворда. | 29.01 |
77 | 5.6 | Г.Сапрыгин «Рабочие руки». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Передавать своё впечатление от прослушанного произведения. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | 30.01 |
78 | 5.7 | М Миршакар «Мудрый дед». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы.Слушать учителя и делать выводы. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Составь пословицу» | 02.02 |
79 | 5.8 | В. Хомченко «Михаськин сад». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Грамотно и логично правильно излагать собственные мысли. | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | 03.02 |
80 81 82 | 5.9 5.10 5.11 | Н.Носов «Заплатка». 1,2 части. | 3 | комбинированный | Речевая разминка Чтение выборочное. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказывать части рассказа по плану. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 05.02 06.02 09.02 |
83 | 5.12 | А. Барто «Я лишний» | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. сравнивать. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | 10.02 |
84 | 5.13 | С. Погореловский «Маленькое и большое». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Беседа. Чтение наизусть. Работа в парах. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 12.02 |
85 | 5.14 | Г. Виеру «Хлеб с росою». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к поступку героя, событию. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 13.02 |
86 87 | 5.15 5.16 | По К. Киршиной «Просто сочинение». | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Посмотри, прочитай» | 16.02 17.02 |
88 89 | 5.17 5.18 | Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Чтение выразительное, в парах, по цепочке, жужжащее. | Коррекция внимания , наблюдательности черезупражнение “Квадрат из букв”. | 19.02 20.02 |
90 | 5.19 | Э.Киселёва «Волшебный котелок». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Характеризовать героя рассказа. Чтение выразительное, в парах, по цепочке, жужжащее. | Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка» | 24.02 |
91 | 5.20 | Обобщение по разделу «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! » | 1 | Обобщение и закрепление | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать в заданном темпе. Классифицировать. | Корригировать устную речь, память через систему вопросов. | 26.02 |
92 93 | 5.21 5.22 | Внеклассное чтение. «Айога». (Нанайская сказка). | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Высказывать своё отношение к поступку героя. Пересказывать содержание прочитанного. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 27.02 02.03 |
6 | В окно повеяло весною… | 15 | |||||
94 | 6.1 | Народная песенка. | 1 | Изучение нового | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Коррекция памяти, восприятия на основе дидактической игры "Дополни, чего не хватает" | 03.03 |
95 96 | 6.2 6.3 | А.Плещеев «Весна». А.Май ков «Ласточка примчалась». | 2 | комбинированный | Речевая разминка.. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение. Работа в парах. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Корректировка за счёт уплатнения материала 05.03 |
97 | 6.4 | К.Ушинский «Ласточка». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. | Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка» | 06.03 |
98 | 6.5 | А.Н.Толстой «Весенние ручьи». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Классифицировать, оценивать ответы товарищей. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Расскажи» | 10.03 |
99 | 6.6 | По Б. Житкову «Наводнение». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос» | 12.03 |
100 | 6.7 | С.Прокофьева «Подарки Весны» | 1 | комбинированный | Речевая разминка.. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | 13.03 |
101 | 6.8 | В.Берестов «Праздник мам». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение | Развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек». | 16.03 |
102 | 6.9 | Н.Сладков «Ивовый пир». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Описывать природные явления. Подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 17.03 |
103 | 6.10 | В.Сафронова «Весна». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | 19.03 |
104 | 6.11 | По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя и вслух. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения» | 20.03 |
4 четверть | |||||||
105 | 6.12 | По В.Воскобойникову «Боец бытового отряда». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя и вслух. | Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения» | 30.03 |
106 | 6.13 | Обобщение по разделу «В окно повеяло весною». | 1 | Обобщения и закрепления | Речевая разминка Чтение. Беседа.Ответы на вопросы. обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | 31.03 |
107 108 | 6.14 6.15 | Внеклассное чтение. По А. Платонову «Ещё мама». | 2 | комбинированный | Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. характеризовать героя сказки. | Коррекция диалогической и монологической форм устной речи на основе чтения по ролям. | 02.04 03.04 |
7 | На пользу и славу Отечества | 15 | |||||
109 110 111 112 | 7.1 7.2 7.3 7.4 | «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. | 4 | Изучение нового материала | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному. | Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы». | 06.04 07.04 09.04 10.04 |
113 114 | 7.5 7.6 | Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». | 2 | комбинированный | Речевая разминка.Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно подготавливаться к выразительному чтению проанализированного произведения. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 13.04 14.04 |
115 116 117 118 | 7.7 7.8 7.9 7.10 | По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части. | 4 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Слушать учителя, подражать, следовать образцу чтения учителем. | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос» | 16.04 17.04 20.04 21.04 |
119 120 | 7.11 7.12 | По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец». | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение, анализировать название рассказа. | Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дидактической игры "Найди и прочитай" | 23.04 24.04 |
121 | 7.13 | Обобщение по разделу «На пользу и славу Отечества». | 1 | Обобщение и закрепления | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы по прочитанным произведениям. Обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | 27.04 | |
122 123 | 7.14 7.15 | Внеклассное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш». | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осознанно и правильно читать текст вслух. | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Расшифруй» | 28.04 30.04 |
8 | Видно,люди не напрасно называют лето красным | 17 | |||||
124 | 8.1 | Г.Греков «Летом». | 1 | Изучение нового | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 04.05 |
125 | 8.2 | С.Прокофьева «Подарки лета». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Описывать иллюстрацию в учебнике. | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | 05.05 |
126 | 8.3 | По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Осуществлять выборочное чтение. | Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу» | 07.05 |
127 | 8.4 | По А. Смирнову «Малина». | 1 | комбинированный | Речевая разминка Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. | Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. | 08.05 |
128 129 | 8.5 8.6 | По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пользоваться чтением про себя и вслух. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». | 11.05 12.05 |
130 131 132 133 | 8.7 8.8 8.9 8.10 | По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. | 4 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выделять главных действующих героев, характеризовать их. Отвечать на вопросы. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | 14.05 15.05 18.05 19.05 |
134 | 8.11 | Вс. Рождественский «Одуванчик». | 1 | комбинированный | Речевая разминка. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ». | 21.05 |
135 | 8.12 | Обобщение по разделу «Видно не напрасно называют лето красным» | 1 | Обобщение и закрепление | Речевая разминка. Отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. Работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. Уметь обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | 22.05 |
136137 | 8.13 8.14 | Внеклассное чтение. По Н. Носову «Огородники» | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. Делить текст на части, | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 25.05 26.05 |
138 139 | 8.15 8.16 | Внеклассное чтение К. Паустовский Заботливый цветок | 2 | комбинированный | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Словарная работа. Ответы на вопросы. | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Выбери правильный ответ». | Корректировка программы за счёт уплатнения материала 28.05 |
140 | 8.17 | Итоги года | 1 | Контроль ЗУН | Речевая разминка. Чтение. Анализ текста. Ответы на вопросы. | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | 29.05 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Оборудование и приборы
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная доска
- Компьютер
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
Литература, рекомендованная для учащихся
- «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20 . – 152с.: ил.
Литература, использованная при подготовке программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс
Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение"
Календарно-тематическое планирование по чтению 1-2 классы...