Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 45.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска
Утверждаю: Рассмотрено Согласовано:
Директор на заседании МО зам. директора по УР
школы-интерната протокол №_____ Н.В. Докалова
О.В. Воинкова от «____» __________ «____»___________
«____»____________
Рабочая программа
учебного предмета « Чтение»
Учитель: Бородина Г. Ю.
Класс: 4
Год составления программы:2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы «Русский (родной) язык» В.В.Воронковой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы.» под ред.В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2008г.
Несмотря на определенную положительную динамику навыка чтения, сформированного у учащихся во 2—3 классах, в 4 классе появляются новые сложности в обучении чтению учащихся, что отражается на качестве чтения. Эти сложности вызваны прежде всего тем, что в учебник «Чтение» для 4 класса включены тексты большого объема (по сравнению с учебником 3 класса), а также произведения различных жанров, отличительной особенностью которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной изобразительности и иносказательность произведений.
Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющийся у них читательский опыт на более трудные тексты, у них наблюдается определенное отставание в формировании полноценных навыков чтения от возрастных нормативных требований. Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.
Уроки чтения в 4 классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:
- совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
- формирование положительных личностных качеств учеников;
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
- формирование элементарных литературоведческих представлений;
- формирование элементов самостоятельной читательской активности
Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития четвероклассников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
Основной целью обучения чтению является научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Но не все ученики овладевают навыком чтения на одинаковом уровне. Одни могут читать по слогам слова и предложения, другие читают тексты, третьи — отдельные слова целиком т. е. переходят к чтению целыми словами. Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации их самостоятельного чтения.
Самостоятельной работе, которая бы стимулировала учеников, повышала их интерес к чтению, способствуют такие виды упражнений:
В процессе самостоятельного чтения лучше виден уровень овладения знаниями и продвижение учащихся в процессе обучения.
Цель программы обучения:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи программы обучения:
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
- воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора.
Учебно-методический комплект
З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6-е издание. - М.: Просвещение, 2007г.
С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
Количество учебных часов | 32 | 30 | 38 | 30 | 130 |
Количество часов для проведения контрольных | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 |
Внеклассное чтение | 4 | 3 | 4 | 3 | 14 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 уч.г.
№ раздела | № темы в разделе | Наименование раздела и темы | Краткое описание темы | Часы учебного времени | Дата |
1четверть. | 32 | ||||
1 | «Листья пожелтелые по ветру летят» | 12 | |||
1.1. | Е.Благинина «Прощание с летом»-выразительное чтение | Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации, словесное рисовани рисунков. Словарная работа: линейки, жнейки. Выразительное чтение. | 1 | 01.09 | |
1.2. | А. Плещеев Осень наступила», по Ф. Тютчеву «Листья» - выразительное чтение | Словарная работа, словесное рисование картин, рассматривание осенних рисунков, выразительное чтение. | 1 | 02.09 | |
1.3. | По Б. Граубину «Как наступает листопад» - выразительное чтение | Работа над словообразованием,чтение слов целыми словами, выборочное чтение. | 1 | 04.09 | |
1.4. | А.Гонтарь «Осень в лесу» - учить | Словарная работа, игра «Прочитай целыми словами», словесное рисование картин, заучивание стихотворных форм. | 1 | 06.09 | |
1.5. | С.Прокофьева «Подарки Осени» - выразительное чтение | Работа над словообразованием, рисование подарков Осени, работа над выразительностью. | 1 | 08.09 | |
1.6. | По М. Пришвину «Старый гриб» - деление на части, озаглавливание частей. | Словарная работа, игра «Прочитай целыми словами», деление на части, озаглавливание частей, выборочное чтение, игра «Съедобное и несъедобное». | 1 | 09.09 | |
1.7. | Е.Носов «Хитрюга» - выразительное чтение | Работа над словообразованием, словарная работа, выборочное чтение, словесное рисование рисунков. | 1 | 11.09 | |
1.8. | Внеклассное чтение: В.Бианки «Лесная газета» | Формирование навыков самостоятельного чтения рассказов. Пересказ детьми прочитанных произведений. Презентация о писателе. | 1 | 13.09 | |
1.9. | Н. Сладков « Осень» - чтение по ролям. | Игра «Читай целым словом», отработка чтения по ролям, словесное рисование рисунков. | 1 | 15.09 | |
1.10. | Проверка техники чтения. | Умение читать по слогам короткий текст, рассказывать о прочитанном. | 1 | 16.09 | |
1.11. | Г. Снегирёв «Бурундук» - выразительное чтение | Выборочное чтение, словесное рисование рисунков, словарная работа, работа над средствами выразительности. | 1 | 18.09 | |
1.12. | Обобщающий урок «Повторяем прочитанное» | Работа над пословицами и поговорками, загадками об осени, работа по вопросам, выборочное чтение. | 1 | 20.09 | |
2 | «Уж небо осенью дышало» | 20 | |||
2.1 | А.К.Толстой «Осень! Обсыпается…» - заучивание | Краткая беседа о жизни и творчестве А.К. Толстого. Работа над стихотворением. Заучивание наизусть стихотворных форм. | 1 | 22.09 | |
2.2 | К.Ушинский «Осень» -деление на части по заданному плану | Словарная работа. Выборочное чтение. Деление рассказа на части по заданному плану. | 1 | 23.09 | |
2.3 | В.Песков «Осенний лес» -пересказ | Выразительное чтение. Подбор описательных слов-признаков, ролевой пересказ близко к тексту. | 1 | 25.09 | |
2.4 | Внеклассное чтение «Чтение рассказов об осени» | Формирование навыков самостоятельного чтения рассказов. Пересказ детьми прочитанных произведений, презентация. | 27.09 | ||
2.5 | А.Твардовский «Лес осенью» -заучивание | Выразительное чтение. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Заучивание стихотворения. Подбор слов к рисунку. | 1 | 29.09 | |
2.6 | М.Сегал, М.Ильин « В чудесной кладовой»-составление плана, пересказ по плану. | Толкование слова кладовая. Подбор описательных слов-признаков. Составление плана, озаглавливание, пересказ по плану. | 1 | 30.09 | |
2.7 | Народные приметы, загадки об осени. | Работа над приметами и загадками, устное рисование рисунков и перенос на бумагу. | 1 | 02.10 | |
2.8 | О.Высотская «Осеннее утро» - заучивание | Работа над средствами выразительности. Заучивание наизусть стихотворных форм. | 1 | 04.10 | |
2.9 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»- заучивание | Работа над средствами выразительности. Проверка качества первичного восприятия. Анализ произведения.Заучивание стихотворения. | 1 | 06.10 | |
2.10 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» - знакомство со сказкой | Знакомство со сказкой. Самостоятельное чтение. Словарная работа:путешественник,происшествие.Составление словесного портрета героини.Работа с текстом. | 1 | 07.10 | |
2.11 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» -выразительное чтение | Работа над выразительностью чтения, выборочное чтение, подбор предложений к картинке. | 1 | 09.10 | |
2.12 | Внеклассное чтение «Чтение стихов об осени» | Формирование навыков самостоятельного чтения стихов, прочитывание их выразительно перед классом или рассказывание наизусть, презентация. | 1 | 11.10 | |
2.13 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» -озаглавливание | Осмысливание заголовка. Чтение сказки по частям, озаглавливание. | 1 | 13.10 | |
2.14 | Чтение по ролям сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница» | Чтение по ролям. Аналитическое чтение по смысловым частям.Выделение главной мысли произведения. | 1 | 14.10 | |
2.15 | В.Гаршин «Лягушка-путешественница» -коллективное составление плана | Чтение частей по «цепочке». Коллективное составление плана. Пересказ кратко по плану. | 1 | 16.10 | |
2.16 | И.Крылов «Стрекоза и муравей» - разучивание | Д/И «Объясни выражение». Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение по ролям, заучивание наизусть стихотворных форм. | 1 | 18.10 | |
2.17 | Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш» - выразительное чтение | Выразительное чтение. Словарная работа: доброта, добрый человек. Анализ рассказа. Работа по тексту рассказа. Работа над пословицей « Жизнь дана на добрые дела». | 1 | 20.10 | |
2.18 | Выборочный пересказ рассказа Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Подбор описательных слов-признаков. Устное рисование рисунков. Пересказ по выбору детей. | 1 | 21.10 | |
2.19 | Д.Мамин-Сибиряк «Тарас и Соболько» - пересказ | Выборочное чтение, работа по вопросам учебника, работа над пересказом. | 1 | 23.10 | |
2.20 | Внеклассное чтение «Чтение детских газет» | Формирование навыков самостоятельного чтения, умение найти интересные факты и донести их до своих товарищей. | 1 | 25.10 | |
2 четверть | 30 | ||||
3 | Раз, два – начинается игра! | 3 | |||
3.1. | Считалки. М.Бородицкая «Щи-талочка» - разучивание. Л.Пантелеев «Карусели» - выразительное чтение | Работа над словообразованием, словарная работа, разучивание считалок. Устное рисование рисунков, работа над выразительностью чтения. Д/И «Готовимся к чтению», подбор предложений к картинкам, выразительное чтение стихотворения. | 1 | 06.11 | |
3.2 | Н. Носов «Затейники» - чтение по ролям | Словарная работа, работа над словообразованием, отработка чтения по ролям, устное рисование рисунков. | 1 | 08.11 | |
3.3 | В.Левин Чудеса в авоське» - выразительное чтение. По Д. Хармсу «Игра» - выразительное чтение | Словарная работа, работа над средствами выразительности, работа над пословицами и поговорками, раскрашивание или рисование арбузов. | 1 | 10.11 | |
4 | Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 11 | |||
4.1 | «Не моё дело» - китайская сказка, чтение по ролям | Словарная работа, работа по картинке, отработка чтения по ролям. | 1 | 11.11 | |
4.2 | И. Крылов «Чиж и Голубь» - выразительное чтение | Д/И «Готовимся к чтению», работа над средствами выразительности, отгадывание загадок о чиже и голубе. | 1 | 13.11 | |
4.3 | Внеклассное чтение « О добре и зле» | Самостоятельное чтение произведений, называние заглавия прочитанной книги, ее автора; краткий пересказ прочитанного. | 1 | 15.11 | |
4.4 | Вспоминаем прочитанное по теме в 3 классе (3 рассказа): Л.Толстой «Два товарища», Л.Пантелеев «Трус», К.Киршина «Вот такая история». | Умение самостоятельно работать над произведением, выборочное чтение, подбор предложений к картинкам. | 1 | 17.11 | |
4.5 | Э. Киселёва «Про то, как Миша стал храбрым» - пересказ. | Игра «Читай целым словом», чтение цепочкой, работа над пересказом. | 1 | 18.11 | |
4.6 | В. Сафронов «Подвиг» - выразительное чтение | Словарная работа, устное рисование рисунков, подбор слов к герою произведения, работа над средствами выразительности. | 1 | 20.11 | |
4.7 | Ю. Ермолаев «Силач» - чтение по ролям | Подбор слов-описаний героев, устное рисование рисунков, работа над чтением по ролям. | 1 | 22.11 | |
4.8 | Е.Пермяк « Самое страшное» - пересказ | Игра «Читай целым словом», выборочное чтение, устное рисование рисунков, подготовка к пересказу. | 1 | 24.11 | |
4.9 | По Я. Длуголенскому « Как подружились Вова и Боря» - чтение по ролям | Игра «Вежливые слова», словарная работа, выборочное чтение, работа над чтением по ролям. | 1 | 25.11 | |
4.10 | А. Барто «В театре» - выразительное чтение | Д/И «Готовимся к чтению», подбор предложений к рисункам, работа над средствами выразительности. | 1 | 27.11 | |
4.11 | Обобщающий урок по теме «Будем делать хорошо и не будем – плохо». | Работа над пословицами и поговорками, работа по вопросам и заданиям, выборочное чтение. | 1 | 29.11 | |
5 | Что такое хорошо… | 13 | |||
5.1 | Э. Шим «Брат и младшая сестра» - чтение по ролям | Подбор слов-признаков к герою рассказа, работа по рисунку, работа над чтением по ролям. | 1 | 01.12 | |
5.2 | А. Седугин «Молоток» - пересказ | Работа над загадкой, выборочное чтение, составление плана к дальнейшему пересказу. | 1 | 02.12 | |
5.3 | Е.Пермяк «Пичугин мост» - выразительное чтение. | Словарная работа, нахождение и чтение предложений к рисунку, чтение цепочкой. | 1 | 04.12 | |
5.4 | Внеклассное чтение « Рассказы Е. Пермяка» | Самостоятельное чтение произведений, называние заглавия прочитанной книги; краткий пересказ прочитанного. | 1 | 06.12 | |
5.5 | В. Голявкин «Был не крайний случай» - чтение по ролям | Устное рисование рисунков, отработка выразительного чтения по ролям, выборочное чтение. | 1 | 08.12 | |
5.6 | По И. Дику «Счастливая» ручка» - пересказ | Работа по вопросам учебника, чтение цепочкой, устное рисование рисунков, подготовка к пересказу. | 1 | 09.12 | |
5.7 | По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» - выразительное чтение | Словарная работа, выборочное чтение, отработка средств выразительности. | 1 | 11.12 | |
5.8 | По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов» - чтение по ролям | Работа по вопросам учебника, подбор предложений к рисунку, отработка чтения по ролям. | 1 | 13.12 | |
5.9 | А. Гайдар «Невидимые помощники» - выразительное чтение | Словарная работа, подбор предложений к рисункам, отработка чтения по ролям некоторых частей, выборочное чтение. | 1 | 15.12 | |
5.10 | С. Маршак «Лодыри и кот» - чтение по ролям | Работа над загадкой, устное рисование рисунков, отработка чтения по ролям. | 1 | 16.12 | |
5.11 | И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» - заучивание по выбору детей | Работа над загадками, рисунком, вопросами в учебнике; словарная работа. | 1 | 18.12 | |
5.12 | Внеклассное чтение «Чтение детских журналов» | Самостоятельное чтение произведений из детских журналов; краткий пересказ прочитанного. | 1 | 20.12 | |
5.13 | В. Осеева «Печенье» - самостоятельное чтение | Отработка самостоятельного чтения произведения и работы по вопросам учебника. | 1 | 22.12 | |
6 | Зимние узоры | 3 | |||
6.1 | По А.Н.Толстому «Ёлка» - выразительное чтение | Работа по рисунку (с.55) – составление предложений; работа над словообразованием, отработка выразительного чтения целыми словами, раскрашивание ёлки. | 1 | 23.12 | |
6.2 | Проверка техники чтения | Умение читать текст целыми словами, рассказывать о прочитанном. | 1 | 25.12 | |
6.3 | «Повторяем прочитанное» - пословицы, поговорки, загадки о зиме. | Работа с пословицами и поговорками, отгадывание загадок о зиме, ответы на вопросы: с.76, презентация о зиме, рождестве. | 1 | 27.12 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная и дополнительная литература:
- «Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой, М., «Просвещение» - 1985г.
- «Контрольные работы в начальной школе», В. Г. Горецкий, Л. И. Тикунова, М., Издательский дом «Дрофа», 1995г.
- «Как научить ребёнка читать». – Ольга и Сергей Федины, М., Айрис, Пресс, 2002г.
- «Речь и общение». О. А. Белобрыкина, Ярославль, «Академия развития», «Академия К». 1998г.
- «Справочник для учителей и родителей», М. В. Вербицкая, О. И. Волошина, М., Издательский дом «Дрофа», 1997г.
- Раздаточные таблицы «Формируем навыки чтения»; С.П.Цуканова; Л.Л.Бетц; ООО Издательство «ГНОМ и Д», 2009г.
- З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 6-е издание. - М.: Просвещение, 2007г.
- С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г.
- Стихи, рассказы, поговорки, загадки о временах года.
№ раздела | Наименование раздела | Оборудование и наглядный материал |
1. | Листья пожелтелые по ветру летят | Скоростные слоги; портреты писателей; текст для проверки техники чтения; демонстрационный материал «Осень». Пословицы и поговорки, загадки об осени. |
2. | Уж небо осенью дышало | Скоростные слоги; портреты писателей; демонстрационный материал «Осень». |
3. | Раз, два – начинается игра! | Скоростные слоги; детские рисунки, скороговорки, потешки. |
4. | Будем делать хорошо и не будем – плохо. | Скоростные слоги; портреты писателей; детские рисунки, дополнительная литература для внеклассного чтения. |
5. | Что такоехорошо… | Скоростные слоги; портреты писателей. |
6. | Зимние узоры | Скоростные слоги; текст для проверки техники чтения; пословицы, поговорки, загадки о зиме. |
7. | Идёт волшебница зима. | Произведения В. Бианки, М. Пришвина для внеклассного чтения; детские рисунки; демонстрационный материал по теме «Зима». |
8. | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! | Сказки народов мира; пословицы и поговорки о труде. |
9. | На пользу и славу Отечества. | Рассказы о богатырях русских для внеклассного чтения; скоростные слоги, скороговорки. |
10. | О труде и трудолюбии. | Пословицы и поговорки о труде; чистоговорки; стихи для разучивания; |
11. | Люби всё живое. | Произведения русских и зарубежных писателей для внеклассного чтения; пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе и животном мире. |
12. | В стране чудес. | Смешные рисунки, стихи. Скоростные слоги для чтения. |
13. | Весна идёт. | Дополнительная литература по теме «Весна»: пословицы, поговорки, стихи, загадки, рисунки, картинки; произведения о весне. |
14. | Лето наступило. | Скоростные слоги; текст для проверки техники чтения; чистоговорки; скороговорки; пословицы и поговорки о лете; демонстрационный материал по теме «Лето». |
Использование презентаций о временах года; сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение"
Календарно-тематическое планирование по чтению 1-2 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...