Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе Программы "Чтение и развитие речи"для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида", разработанной автором В.В.Воронковой. Москва "Просвещение", 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе Программы «Чтение и развитие речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», разработанной автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Основными задачами обучения чтению в 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Цели и задачи рабочей программы:
1. Воспроизвести в памяти детей знания о названии букв.
2. Развивать умение правильно читать слоги и слова с мягкими – твёрдыми согласными, со стечением согласных.
3. Формировать навык выразительного чтения.
4. Учить подбирать близкие и противоположные по смыслу слова.
5. Развивать устную речь, умение слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; рассказывать по вопросам.
6. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов, кроссвордов.
Нормативные и правовые документы:
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.
Место учебного предмета в индивидуальном учебном плане.
Учебная программа «Чтение и развитие речи» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.
Предмет изучается: во 2 классе — 34 ч в год.
Формы организации образовательного процесса:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок.
Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный.
УМК: — «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.
В.В.Воронкова. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: Гуманитарный изд. Центр «Владос» 2005. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Методы, используемые на уроках:
-метод получения новых знаний;
-метод доступности;
-метод наглядности;
Приёмы работы на уроках чтения и развития речи:
- дидактические игры;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
Основные направления коррекционной работы:
-развитие артикуляционной моторики;
-коррекция речи и мышления;
-коррекция познавательных процессов;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Содержание рабочей программы
Техника чтения.
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание прочитанного.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их наизусть.
Внеклассное чтение.
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она? о чём в ней рассказывается?
Примерная тематика.
Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разные времена года.
Тематический план
Тема | Количество часов | |
1 | «Читаем сами» | 6 |
2 | «Такие разные животные» | 4 |
3 | «Листьям время опадать». | 5 |
4 | «Трудолюбие – это клад». | 6 |
5 | «Сказочные истории». | 7 |
6 | «Вот такие истории». | 6 |
Всего: | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать , о чём прочитали или слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Литература:
Для учителя:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение», 2008 год.
Для обучающихся:
В.В.Воронкова. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: Гуманитарный изд. Центр «Владос» 2005. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Оборудование и приборы:
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Аудиоцентр, магнитофон. Интерактивная доска. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения .
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)
Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....