Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Бразина Галина Николаевна

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе Программы "Чтение и развитие речи"для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида", разработанной автором В.В.Воронковой. Москва "Просвещение", 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе Программы «Чтение и развитие речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида», разработанной автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»,  2008 год. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Основными задачами обучения чтению в 2 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

      У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

      В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

      На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

      Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Цели и задачи рабочей программы:

 1. Воспроизвести в памяти детей знания о названии букв.

 2. Развивать умение правильно читать слоги и слова с мягкими – твёрдыми согласными, со стечением согласных.

 3. Формировать навык выразительного чтения.

 4. Учить подбирать близкие и противоположные по смыслу слова.

 5. Развивать устную речь, умение слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; рассказывать по вопросам.

  6. Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок, ребусов,  кроссвордов.

     Нормативные и правовые документы:

 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2) «О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой: Москва «Просвещение», 2008. 4-е издание. Допущено Министерством образования  и науки РФ.

Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»,  2008 год.

Место учебного предмета  в индивидуальном учебном плане.

Учебная программа «Чтение и развитие речи» разработана для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю.

Предмет изучается: во  2 классе — 34 ч в год.

Формы организации образовательного процесса:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный.

УМК: — «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»,  2008 год.

 В.В.Воронкова. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: Гуманитарный изд. Центр «Владос» 2005. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Методы, используемые на уроках: 

 -метод получения новых знаний;

 

 -метод доступности;

-метод наглядности;

  Приёмы работы на уроках чтения и развития речи:

-   дидактические игры;

-   игровые приёмы;

-   занимательные упражнения;

-   создание увлекательных ситуаций;

-    материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Основные направления коррекционной работы:

-развитие артикуляционной моторики;

-коррекция речи и мышления;

-коррекция познавательных процессов;

-коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Содержание рабочей программы

Техника чтения.

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание прочитанного.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи.

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их наизусть.

Внеклассное чтение.

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она?  о чём в ней рассказывается?

Примерная тематика.

Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разные времена года.

Тематический план

Тема

Количество часов

1

«Читаем сами»

6

2

«Такие разные животные»

4

3

«Листьям время опадать».

5

4

«Трудолюбие – это клад».

6

5

«Сказочные истории».

7

6

«Вот такие истории».  

6

Всего:

34

Требования к уровню подготовки  обучающихся 2 класса

К концу 2 класса (VIII вид) учащиеся должны уметь:

читать по слогам короткие тексты;

слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать , о чём прочитали или слушали.

Учащиеся должны знать:

наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Литература:

Для учителя:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2008 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа «Чтение и развитию речи» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, разработанная автором В.В.Воронковой. Москва «Просвещение»,  2008 год.

 Для обучающихся:

В.В.Воронкова. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: Гуманитарный изд. Центр «Владос» 2005. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Оборудование и приборы:

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Аудиоцентр, магнитофон. Интерактивная доска. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения .

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...

Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....

Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....