Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
рабочая программа (чтение, 2 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс
на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой В.Г.Горецкого «Литературное чтение» в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения - УМК «Школа России» (М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика курса
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по литературному чтению
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- наизусть 4—5 стихотворных произведения классиков русской литературы;
- автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
- имена и фамилии 4—5 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
- выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
- читать небольшой и большие тексты плавно, целыми словами;
- читать со скоростью не менее 35 - 45 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
- воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
- высказать свое отношение к прочитанному.
Формирование универсальных учебных действий
В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:
осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятия: «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений нравственно-этическими нормами;
освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных творческой деятельности.
Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикет, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать поп росы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Навык чтения.
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Учебный план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов (уроков) |
Обучение чтению ( 132 часа) | ||
1. | Добукварный период | 14 |
2. | Букварный период | 62 |
3 | Послебукварный период | 16 |
4 | Литературное чтение | 40 |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№ п/п | Наименование раздела и темы | Кол-во час | Стр учебника | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности учащихся | |
Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | 1 | с.1-2 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника | ||
Самое великое чудо на свете (4 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя | 1 | с.3-6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя | ||
2 | Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». | 1 | с. 7-9 | Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Готовить выступление на заданную тему. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия | ||
3 | Высказывание о книгах К. Ушинского. М. Горького. Л. Толстого. Классификация высказываний. | 1 | с. 11 | Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. | ||
4 | Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов | 1 | с. 12 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников I класса. | ||
Устное народное творчество (15 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. | 1 | с.13-15 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | ||
2 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | 1 | с.16 -19 | Читать, выражая настроение произведения. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. | ||
3 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. | 1 | с. 20-21 | Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. | ||
4 | Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считатки. Сравнение считатки и небылицы. | 1 | с. 22-23 | Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. | ||
5 | Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. | 1 | с. 24-25 | Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. | ||
6 | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. | 1 | с. 26-27 | Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. | ||
7 | Сказки. Русские народные сказки. Ю Мориц. | 1 | с. 28-31 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). | ||
8 | Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | с. 32-35 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. | ||
9 | Русская народная сказка « У страха глаза велики» | 1 | с.35-38 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. | ||
10 | Русская народная сказка«Лиса и тетерев».Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. | 1 | с. 39-41 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
11 | Русская народная сказка «Лиса и журавель».Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. | 1 | с. 42-44 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | ||
12 | Русская народная сказка « Каша из топора» Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. | 1 | с 44-47 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. | ||
13 | Русская народная сказка«Гуси – лебеди» Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Рассказывание сказки по рисункам. | 1 | с. 48-50 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | ||
14 | «Гуси-лебеди». Герои сказок.. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. | 1 | с. 51-55 | Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | ||
15 | Урок- обобщения « Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | с.56-64 | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения | ||
Люблю природу русскую. Осень (8 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева. « Есть в осени первоначальной…» | 1 | с. 68 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, | ||
2 | К. Бальмонта « Поспевает брусника..»А. Плещеева « Осень наступила..», Настроение. Интонация стихотворения | 1 | с. 69-70 | сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. | ||
3 | А Фет « Ласточки пропали..» Средства художественной выразительности. Сравнение. | 1 | с. 71 | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. | ||
4 | Осенние картины природы. Осенние листья. А Толстой. «Осень». С. Есенин « Закружилась листва золотая…» Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | с. 72-73 | Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста | ||
5 | В Брюсов « Сухие листья…» И Токмакова « Опустел скворечник…» Приём звукописи как средство выразительности. | 1 | с.74-75 | сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. , сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, | ||
6 | В.Берестов « Хитрые грибы». Статья «Грибы» | 1 | с. 76-77 | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. | ||
7 | Н Пришвин « Осеннее утро», И. Бунин « Сегодня так светло кругом…» | 1 | с. 78-79 | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. , сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, | ||
8 | Урок обобщение. Проверим себя и оценим свои достижения. Оценка достижении. | 1 | с. 80-82 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
Русские писатели (14 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. | 1 | с. 83-85 | Прогнозировать содержание раздела. | ||
2 | Сказочные чудеса. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | с.86-87 | 1.11 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. | |
3 | Лирические стихотворения. «Евгений Онегин». А. С. Пушкин отрывки из романа Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. | 1 | с.88-89 | 2.11 | Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. | |
4 | Сравнение литературной и народной сказок. «Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин | 1 | с.90-92 | 7.11 | Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Представлять картины природы. | |
5 | Картины моря в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».. А. С. Пушкин | 1 | с. 92-95 | 8.11 | Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. | |
6 | Характеристика героев произведения. «Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин | 1 | с.96-101 | 9.11 | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним: собственных впечатлении о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
7 | Нравственный смысл басен « Лебедь, рак и щука». И. А. Крылов. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. | 1 | с.102-105 | 12.11 | Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе | |
8 | Герои басенного текста. « Стрекоза и муравей». И. А. Крылов. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. | 1 | с. 106-107 | 14.11 | Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. | |
8 | Нравственный смысл басен «Старый дед и внучек». Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Соотнесение пословицы со смыслом басни. | 1 | с.108-111 | 15.11 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Соотносить пословицы и смысл текста. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. | |
9 | Характеристика героев произведений.Рассказы Л. Н.Толстого. «Филиппок». Герои произведений. | 1 | с.112-113 | 16.11 | Объяснять интересные словесные выражения в тексте. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. | |
10 | Характеристика героев произведений. Рассказы Л. Н.Толстого. «Филиппок». Герои произведений. | 1 | с.114-115 | 19.11 | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним: собственных впечатлении о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
11 | Характеристика героев произведений Л. Н.Толстой «Филиппок». « Правда всего дороже» Герои произведений. | 1 | с.116 | 21. | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним: собственных впечатлении о герое. Выбирать книги по авторам и по темам. | |
12 | Подробный пересказ. Л.Н. Толстой «Котенок». | 1 | с.117-119 | 22. | Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | |
13 | И Токмакова «Десять птичек-стайка» Ю Могутин « Над речушкою…» | 1 | с. 120-121 | 23 | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним: собственных впечатлении о герое. Выбирать книги по авторам и по темам. | |
14 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели» «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | с.122-124 | 26. | Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе | |
О братьях наших меньших (12 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева «Кто кем становится» Н. Сладков «Они и мы» | 1 | с.125-127 | 28. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. | |
2 | Характер героев. «Плачет киска в коридоре..» Б. Заходер «Жила была собака..» И. Пивоварова | 1 | с.128-129 | 03.12 | Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. | |
3 | Приёмы сказочного текста в стихотворении. В. Берестов «Кошкин щенок», Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Герой стихотворения. Рифма. | 1 | с.130-131 | 05. | Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. | |
4 | Рассказы о животных М. Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков. | 1 | с.132-133 | 06. | Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |
5 | Рассказы о животных М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 | с.133-135 | 07. | Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
6 | Характеристика героев. Е. Чарушина « Страшный рассказ». Герои рассказа.. | 1 | с.136-138 | 10. | Выражать своё собственное отношение к героям, Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. | |
7 | Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Б.Житков « Храбрый утенок». | 1 | с.139-141 | 12. | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. | |
8 | Герои рассказа. Пересказ по рисунку. В. Бианки « Музыкант» | 1 | с.142-145 | 13. | Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. | |
9 | Характеристика героев.В. Бианки «Сова». | 1 | с.146-148 | 14 | Выражать своё собственное отношение к героям | |
10 | Подробный пересказ текста. Чтение по ролям. В. Бианки «Сова». | 1 | с.148-150 | 17. | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |
11 | Разноцветные страницы. С. Брезкун «Грянул громом..», М. Бородицкая « Грачиха говорит грачу» | 1 | с.151-153 | 19. | Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |
12 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | с.154-156 | 20. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |
Из детских журналов (9 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. | 1 | с.157-159 | 21. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. | |
2 | Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс «Игра» Заголовок. | 1 | с.160-164 | 24. | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. | |
3 | Д.Хармс «Вы знаете?..» Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. | 1 | с.165-169 | 26. | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Воспринимать на слух прочитанное. | |
4 | Д. Хармс, С Маршак «Веселые чижи» Ритм стихотворного текста. | 1 | с.170-173 | 27. | Участвовать в работе пары и группы. | |
5 | Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс « Очень-очень вкусный пирог» | 1 | с.174-175 | 11.01 | Воспринимать на слух прочитанное Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |
6 | Выразительное чтение на основе ритма. « Чудаки» Ю.Владимиров | 1 | с.176 | 14. | Распределять роли; Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |
7 | Проект «Мой любимый детский журнал» «Ученый Петя» А. Введенский | 1 | с.177-181 | 16. | Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала | |
8 | Ритм .Выразительное чтение стихотворения «Лошадка».. А. Введенский «Веселый старичок» Д.Хармс | 1 | с.182-183 | 17. | Находить ключевые слова, для выразительного чтения стихотворения. | |
9 | Обобщающий урок по теме «из детских журналов» тест№2 | 1 | с.184-186 | 18. | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения | |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | с.187-189 | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. | ||
2 | Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло..», К. Бальмонт « Светло-пушистая…» Настроение стихотворения. | 1 | с.190-191 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. | ||
3 | Слова, которые помогают представить зимние картины. Я. Аким « Утром кот…», Ф. Тютчев « Чародейкою Зимою…» | 1 | с.192-194 | Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. | ||
4 | Авторское отношение к зиме. С. Есенин « Поет зима – аукает..», « Береза» | 1 | с.195-197 | Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. | ||
5 | Главная мысль произведения. Русская народная сказка. «Два Мороза»Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения | 1 | с. 198-199 | Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
6 | Герои произведения. Характеристика героев.Русская народная сказка. «Два Мороза». | 1 | с.200-202 | Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
7 | Особенности данного жанра. Чтение по ролям. «Новогодняя быль». С. Михалков. | 1 | с.203-207 | Понимать особенности были и сказочного текста. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Умение читать произведение по ролям. | ||
8 | Весёлые стихи о зиме А. Барто « Дело было в январе..», С. Дрожжин « Улицей гуляет…». | 1 | с.208-209 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима» А Прокофьев « Как на горке , на горе…» Контрольная работа №3 «Проверяем себя и оцениваем свои достижения». | 1 | с.210-211 | Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
Писатели детям (17 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К.И. Чуковский.Биография | 1 | с.3-5 | Прогнозировать содержание раздела. | ||
2 | Настроение стихотворения К.И. Чуковский. «Путаница» Рифма. | 1 | с.6-10 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. | ||
3 | Приём звукописи как средство создания образа. К.И. Чуковский « Радость» | 1 | с.11-12 | Определять смысл произведения. Определять особенности юмористического произведения; характери зовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. | ||
4 | Авторское отношение к изображаемому К.И. Чуковский «Федорино горе» . | 1 | с.13-18 | Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. | ||
5 | «Федорино горе» К.И. Чуковский Чтение по ролям. | 1 | с.19-23 | Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | ||
6 | Герои произведений С. Маршак. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. | 1 | с. 24-29 | Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | ||
7 | Эпическое стихотворение С. В. Михалков. «Мой секрет». | 1 | с.30-33 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. | ||
8 | Содержание произведения С.Михалков «Сила воли» Заголовок.. | 1 | с.33-34 | Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Определять особенности юмористического произведения; характери зовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; | ||
9 | С.Михалков «Мой щенок» . Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки | 1 | с.35-37 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | ||
10 | С.Михалков «А. Л. Барто». Стихотворение «Веревочка» Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. | 1 | с.38-43 | Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. | ||
11 | А.Барто « Мы не заметили жука» , « В школу», «Вовка- добрая душа».Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. | 1 | с.44-47 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | ||
12 | Статья «Николай Николаевич Носов» Н. Н. Носов «Затейники" Юмористические рассказы для детей. | 1 | с.48-50 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характери зовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. | ||
13 | Н. Н. Носов «Затейники" | 1 | с.51-53 | Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. | ||
14 | Н.Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. | 1 | с.54-59 | Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характери зовать героя, используя слова-антонимы. | ||
15 | Н.Носов « На горке». Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. | 1 | с.60-61 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | ||
16 | Н.Носов « На горке». Подробный пересказ на основе картинного плана. | 1 | с.62-65 | Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение. | ||
17 | Урок обобщение «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | с.66-70 | Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать свое чтение | ||
Я и мои друзья (10 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестов « За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду..»,Берестов « Гляжу с высоты». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. | 1 | с.71-76 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. | ||
2 | В.Лунина « Я и Вовка». Нравственно-этические представления. | 1 | с.77-78 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. | ||
3 | Рассказы Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей | 1 | с.79-81 | Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей | ||
4 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | с.82-84 | Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. | ||
5 | Ю.Ермолаев «Два пирожных».Смысл названия рассказа. | 1 | с.85-86 | Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||
6 | В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | с.87-92 | Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||
7 | В.Осеева « Хорошее». Соотнесение названия рассказа с пословицей. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | с.93-95 | Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. | ||
8 | В. Осеева. «Почему?» Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | с.96-99 | Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. | ||
9 | В. Осеева. «Почему?» Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. | 1 | с.99-103 | Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. | ||
10 | Е. Благинина. «Простокваша», В. Орлов « На печи» «Проверим себя и оцени свои достижения» | 1 | с.104-106 | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||
Люблю природу русскую. Весна (9 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. | 1 | с.107-109 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. | ||
2 | Лирические стихотворения Ф. Тютчев «Зима не даром длится..», «Весенние воды» Настроение стихотворения. | 1 | с.110-112 | Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. | ||
3 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». Приём контраста в создании картин зимы и весны. | 1 | с.112-113 | Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. | ||
4 | А.Блок «На лугу» Слово как средство создания весенней картины природы. | 1 | с.114 | Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. | ||
5 | С. Маршак « Снег уже теперь не тот…» | 1 | с.115 | Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. | ||
6 | И. Бунин «Матери», А. Плещеев « В бурю». | 1 | с. 116-118 | Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. | ||
7 | Е. Благинина. « Посидим в тишине».Звукопись | 1 | с. 119-120 | Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. | ||
8 | Э.Мошковская « Я маму мою обидел…» | 1 | с.120-121 | Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения | ||
9 | И. Пивоварова « Здравствуй..» «Проверяем себя и свои достижения» | 1 | с 122-124 | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения | ||
И в шутку и всерьез (14 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера. « Товарищам детям» | 1 | с.125-129 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. | ||
2 | Б.Заходер «Красивей всего?» Анализ заголовка. Заголовок - «входная дверь» в текст. | 1 | с. 129-131 | Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. | ||
3 | Б.Заходер «Песенки Винни-пуха». Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. | 1 | с.132-136 | Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. | ||
4 | Весёлые рассказы для детей Э.Успенский « Чебурашка» Ритм стихотворения. | 1 | с. 137-138 | Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событии, на основе вопросов. | ||
5 | Э.Успенский « Чебурашка» Герои юмористических рассказов. | 1 | с.139-142 | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них | ||
6 | Э.Успенский « Если был бы я девчонкой» Особое отношение к героям юмористического текста. | 1 | с.142-143 | Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов Пересказывать весёлые рассказы. | ||
7 | Э.Успенский « Над нашей квартирой», « Память» | 1 | с. 144-147 | Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ | ||
8 | В. Берестов « Знакомый», «Путешественники», « Кисточка» | 1 | с.148- 150 | Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
9 | И . Токмакова «Плим», « В чудной стране» | 1 | с. 151-152 | Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. | ||
10 | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 | с.153-154 | Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. | ||
11 | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 | с.155-158 | Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событии, на основе вопросов. | ||
12 | В. Драгунский « Тайное становится явным» Восстановление последовательности текста на основе вопросов. | 1 | с.159-162 | Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. | ||
13 | В. Драгунский « Тайное становится явным» Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. | 1 | с. 162-165 | Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов Пересказывать весёлые рассказы. | ||
14 | Ю. Тувим « Про пана Трулянинского» «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | с. 166-168 | Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
Литература зарубежных стран (12 ч.) | ||||||
1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американская народная песенка « Бульдог по кличке Дог» | 1 | с.169-173 | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоя тельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | ||
2 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | с. 174-177 | Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. | ||
3 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка « Знают мамы, знают дети» Сравнение русских и зарубежных песенок. | 1 | с.177-179 | Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок | ||
4 | Ш. Перро «Кот в сапогах» Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | 1 | с. 180-182 | Составлять план сказки, определять последовательность событий. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана называть волшебные события и предметы в сказке. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцениватьсвои | ||
5 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | с. 183-185 | Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. | ||
6 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | с.186-188 | Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; | ||
7 | Ш. Перро «Кот в сапогах» Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. | 1 | с. 189-191 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана называть волшебные события и предметы в сказке. | ||
8 | Ш. Перро « Красная шапочка» | 1 | с. 192-196 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана называть волшебные события и предметы в сказке. | ||
9 | Г. Х.Андерсен « Принцесса на горошине» | 1 | с. 197-199 | составлять списки книг для чтения летом (с учителем). | ||
10 | Эни Хогарт « Мафин и паук» Герои сказок. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 | с. 200-204 | Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана называть волшебные события и предметы в сказке. | ||
11 | Эни Хогарт « Мафин и паук». Проект « Мой любимый писатель-сказочник» Составление плана сказки для подробного пересказа. | 1 | с. 205-209 | Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. | ||
12 | К. Чуковский « Котауси и Мауси» «Проверим себя и свои достижения» | 1 | с.210-213 | Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | ||
Резервные уроки 2 часа | ||||||
1 | Контрольная работа №1. Тестовая форма проверки. | 1 | ||||
2 | Итоговая комплексная работа | 1 |
1+4+15+8+14+12+9+9+17+10+9+14+12+2 резервные = 136 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математика»2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды ВладимировныУМК «Школа России»
Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Математика» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса УМК Школа России ФГОСII
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2012 – 2013учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, пр...