Собака и петух | План-конспект по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

Тема "Сказка Собака и петух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobaka_i_petuh.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 08.04.2021

Школа: МБОУ « Трубчевская СОШ №1»

Учебный предмет: Литературное чтение

ОС: Школа России

Класс: 1 А

Учитель: Левченкова Наталья Александровна

Практикант: Мусиенко Карина Игоревна

Тема: Собака и петух

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Собака и петух»

Деятельностная:  через диалог с автором помочь понять чему учит сказка

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение воспринимать на слух сказку;
  2. Развивать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  3. Совершенствовать умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев.

Развивающие:

  1. Развивать умение осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
  2. Способствовать формированию умения отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
  3. Формировать умение понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  4. Развивать умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  5. Формировать умение понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  6. Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Воспитывающие: 

  1. Формировать интерес к устному народному творчеству;
  2. Совершенствовать умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение воспринимать на слух сказку;
  2. Умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
  3. Умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев.

Личностные: 

  1. Интерес к устному народному творчеству;
  2. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:        

Познавательные: 

  1. Осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
  2. Отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

Регулятивные: 

  1. Понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
  2. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Коммуникативные: 

  1. Отвечать на вопросы учителя по теме урока;
  2. Понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
  3. Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Оборудование: презентация.

Образовательный ресурс: Литературное чтение1 класс в 2 ч. / В. Г. Горецкий,          В.А. Кирюшкин,       Виноградская,      М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2019 г.),  «Литературное чтение» Учебник  для учащихся  общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина  (М.: Просвещение, 2019 г.)

План урока:

1.Этап мотивации

           1.1. Приветствие

           1.2. Эмоциональный настрой

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

           2.1. Речевая разминка

            2.2. Литературная викторина

3. Этап выявления места и причины затруднения

            3.1. Отгадывание загадок

            3.2. Работа с иллюстрациями

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

            5.1. Чтение сказки учителем

5.2. Проверка первичного восприятия

5.3. Словарная работа

6. Этап анализа произведения

            6.1. Самостоятельное перечитывание сказки

6.2. Проверка вторичного восприятия

6.3. Характеристика героев

6.4. Подготовка к чтению по ролям

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Чтение сказки по ролям

7.2. Работа в парах

7.3. Работа с пословицами

7.4. Работа с иллюстрациями

8. Этап рефлексии учебной деятельности

            8.1. Рефлексия

            8.2. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Игоревна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

1.2. Эмоциональный настрой

-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Приветствуют

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

- Сейчас я предлагаю провести  речевую разминку. У вас на столах лежат карточки.

(У учащихся на столах лежат карточки с текстами.)

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

- Определите, что это за произведение.

- Прочитайте скороговорку медленно.

- Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.

- Прочитайте скороговорку изумлённо, восхищённо, весёлой интонацией. Интонацией страха.

- Прочитаем скороговорку быстро, ещё быстрее.

- Кто может прочитать один? Молодцы.

2.2. Литературная викторина

- А теперь давайте узнаем, на сколько, хорошо, вы знакомы с различными жанрами. Я буду вам читать произведения, а вы постарайтесь определить, к какому жанру оно относится.

Молоко пьёт, песенки поёт,

Чисто умывается,

А с водой не знается.

- Кто же это?

- А как вы определили, что это кот? По каким словам?

- Хорошо. Что же я вам зачитала? Какой это жанр?

- Верно, молодцы.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выскочила палка

С бабкою в руке

И давай дубасить

Коня на мужике…

- К какому жанру относится это произведение?

- По каким признакам вы определили, что это небылица?

- Хорошо. Следующее.

— Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысонька, Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна, не ешь одна!

- Что это за жанр?

- Как вы определили, что это потешка?

- Молодцы.

- Определите жанр этого произведения.

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

— Тут я буду жить.

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик.

Подбежал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое. 

- Как называется эта сказка?

- Как вы определили, что это сказка?

- Молодцы.

Читают стихотворение

Читают с разной интонацией

- Кот.

- Загадка.

Отвечают на вопросы.

- Небылица

- В небылицах события перепутаны, имеют комический характер.

- Потешка.

- Это весёлая песенка, которая надсмехается, потешится над кем-то или чем-то.

- Это сказка.

- Рукавичка.

- Животные умеют говорить, есть повторение, повествуется просторечным языком.

Фронтальная

П2; К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Отгадывание загадок

- Давайте определим, кто же будет главными героями, сегодняшнего произведения. Для этого отгадаем загадки.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

- По каким признакам вы определили, что это собака? В каких словах  это говорится?

- Хорошо.

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. (Петух.)

- Как вы определили, что это петух? Какие слова из загадки, это подтверждают?

- Молодцы.

- Как вы думаете, героями, какого произведения они могут быть? 

3.2. Работа с иллюстрациями

- Откройте учебник на стр.55

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к  сказке.

- Что вы видите?

- Какие вопросы у вас возникают, смотря на данную иллюстрацию?

- Хорошо. Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе нашего урока.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

- Собака и петух.

- Сказки.

- Мы видим петуха, собаку и лису.

- Что произошло с героями произведения?

- Почему собака прогоняет лису?

- Что такого сделала лиса, что собака её прогоняет?

- Почему петух забрался на ветку?

Фронтальная

Индивидуальная

Л1; Л2; П2; К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Как вы думаете, как звучит наша тема урока?

4.2. Формулирование цели урока

- Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться? Какова наша цель?

4.3 Формулирование задач урока

- Хорошо. А как вы думаете, что нам сегодня нужно выполнить?

Сказка «Собака и петух»

- Понять, чему нас учит эта сказка.

- Прочитать выразительно сказку, понять её смысл, уметь отвечать на вопросы.

Фронтальная

П2; К1; К2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Чтение сказки учителем

- Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно её послушайте.

5.2. Проверка первичного восприятия

- Понравилось вам произведение? Какие чувства вы испытали, прослушав сказку?

- Хорошо.

5.3. Словарная работа

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки – животинки

Про-да-дим – продадим

За-ня-лась – занялась

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

На-ду-ма-ла – надумала

При-ва-ли-ло – привалило

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли – заночевали

- Хорошо. Объясните значение слов и выражений:

Занялась заря- рассвело.

Масленый праздник – праздник Масленицы.

Припасла – заготовила про запас.

Счастье привалило – появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Учащиеся внимательно слушают сказку.

Отвечают на вопросы учителя

Проговаривают слова.

Объясняют значение выражений.

Фронтальная

Индивидуальная

Пр1; Пр2

Пр3

Л1

Л2

П1; П2

Р1

К1

К2

К3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Самостоятельное перечитывание сказки

- Прочитайте сказку самостоятельно про себя.

6.2. Вторичное восприятие произведения

- С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...)

- Как называются слова, с которых начинаются сказки?

- Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)

- Как жили старики? Докажите, зачитав словами из произведения. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)

- Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

- Где они решили заночевать?

- Что случилось утром?

- Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?

6.3. Характеристика героев сказки

- Каким вы представляете себе петуха?

- Как вы думаете, какими качествами он обладает?

(Трусливый, умный, добрый)

- Какой вы представляете лису? Какими качествами она обладает?

(хитрая, глупая, доверчивая)

- Какими качествами обладает собака?

(Храбрый, сильный, добрый, верный)

- Молодцы!

6.4. Подготовка к чтению по ролям

-Ребята, какая эта сказка по настроению?

-Определите действующие лица (автор, собака, петух, лиса, собака, дедушка, бабушка). 

-Как  вы думаете, как нужно читать данную сказку?

Как нужно читать за петуха? За лисицу? За автора?

- Что нужно передать при чтении?

Читают сказку самостоятельно.

- Зачин.

Отвечают на вопросы.

- Старик со старухой, хотели съесть петуха, поэтому он с собакой испугались и убежали в лес.

- Петух на суку дерева, а собака в дупле.

- Петух очень громко пел и к нему прибежала лиса.

- Она хотела его съесть и путём лести, хотела его к себе заманить.

Характеризуют героев сказки.

- Поучительная, с хорошим концом.

- Плавно, поучительно.

- Настороженно, хитро. За лисицу хитрой, ласковой интонацией. За автора поучительно, строго.

- Характер героев, смысл сказки.

Фронтальная

Л2; П1;

П2; Р1;

К1; К2; К3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Чтение сказки по ролям

- Давайте прочитаем отрывок сказки по ролям. Начнём читать со слов «Надумала лиса петухом полакомиться…»

- За автора будет читать…

- За лису будет читать…

- За петуха будет читать…

7.2. Работа в парах

- Обсудите в парах, какова же главная мысль сказки.

- Каковы были ваши предположения?

- Молодцы!

7.3. Работа с пословицами

- Ребята, прочитайте пословицы на стр.56.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Как вы понимаете смысл, данной пословицы?

- Хорошо.

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.

- Молодцы.

7.2. Работа с иллюстрациями

- Ребята, рассмотрите рисунки на стр.57.

- Вспомните название этой сказки.

- Назовите её героев.

- Хорошо.

- Восстановите последовательность событий. Используя рисунки, расскажите сказку.

Читают по ролям.

- Сказка учит тому, что настоящая дружба это когда о друге помнишь всегда. Сказка учит также осторожности и осмотрительности. Не нужно лезть в какие-то непонятные места, где неизвестно кто и что может находиться. 

- Друзья – это самое ценное, что есть в твоей жизни. Друг всегда в любую минуту может прийти к тебе на выручку, выслушать тебя и утешить.

- Если ты решил насолить кому-то, то ты можешь попасть в свою же ловушку, и тем самым другие навредят тебе, твоим же методом.

- Первая пословица подходит собаке и петуху, а вторая лисе.

- Гуси-лебеди.

- Алёнушка, её брат, баба-яга, гуси-лебеди, печка, яблонька.

Восстанавливают события, пересказывают сказку.

Фронтальная

 Индивидуальная

Л2

П2

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока?

- Каков же смысл сказки?

- Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто достиг цели.

- Что особенно запомнилось и понравилось?

- Какой герой вам больше всего понравился и почему?

- У вас на столах лежат мордочки собачки. Одна мордочка грустная, а другая весёлая. Если вы сегодня хорошо поработали на уроке и вам все было понятно, то поднимите весёлую мордочку. Если во время урока у вас были затруднения, то поднимите грустную мордочку.

8.2. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Читать выразительно сказку «Собака и петух» на стр.54-56. Подготовить пересказ.

- Мне было с вами приятно работать. Урок окончен.

Понять смысл сказки «Собака и петух»

Высказывают свои предположения.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Индивидуальная

Р2; П2; К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе

План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...

План-конспект урока по литературному чтению на тему «Латышская сказка «Как петух лису обманул»

План-конспект урока по литературному чтениюКласс     2 «А»   Цели: формировании УУД.УУД:Предметные: познакомить с латышской сказкой «Как петух лису...