План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
классный час (2 класс) по теме
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_posvyashchennaya_tvorchestvu_k.i.chukovskomu_2_klass.docx | 62.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1274 имени В.В.Маяковского
План-конспект урока
по литературному чтению во 2 классе»Б»
по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского»
с применением кейс-технологий
Урок проведен 19 ноября 2011 года
для учителей кафедры начальных классов
и для родителей учащихся 2 класса «Б»
Учитель начальных классов
Виноградова Т.В.
Урок литературного чтения во 2 классе «Б» по теме: «Литературная гостиная,
посвященная творчеству К.И. Чуковского»
Обобщение изученного материала.
Задачи урока:
- В сфере личностных УУД:
- Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу с помощью применения кейс-технологий;
- развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;
- В сфере регулятивных УУД:
- формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
- умение оценивать правильность выполнения действий;
- В сфере познавательных УУД:
- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения;
- развитие речевых навыков при устных высказываниях;
- В сфере коммуникативных УУД:
- умение плодотворно сотрудничать в своей команде в поиске и сборе нужной информации;
- формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
- воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей;
Роли исполняют:
Ведущий – Виноградова Т.В.
Взрослые – Дмитраченко Т.Л, Жданов Д.А.
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Ученик: Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
(несколько сценок, играют дети)
Юля Зайцева и Соня Карманова
- Ой, дедуля, киска чихнула!
- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?
- А кто мне скажет спасибо?
Катя Кириченко
Бабушка Ани Кокуш сказала ей с горьким упреком:
- Ты недотёпа.
Аня со слезами:
- Нет, дотёпа, дотёпа!
Никита Калинин
- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
ВЕДУЩИЙ: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.
« Всегда, - писал он, - Где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, -я чтоб не тратить попусту время сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
А сейчас ребята вам надо потрудиться. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.
(картинки с ответами на доску)
На доске висят картинки-отгадки: цыпленок, сосулька, иголка с ниткой, зеркало, коньки, расческа.
III конкурс (читает взрослый)
Работа в командах.
ЧУДЕСНЫЙ ДОМ:
Был белый дом, чудесный дом,.
И что-то застучало в нем.
И он разбился и от туда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка и нитка)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
ЧУДЕСНЫЕ КОНИ:
Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (коньки и лед)
ЗУБАСТАЯ ЗАГАДКА:
Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (расческа)
Ученик : Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: заболел его маленький сынишка, Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его отец стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил.»
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
IV конкурс. «Кто есть кто». (капитаны)
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? ( таблички)
Айболит -(доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
Ученик : А вот второй случай: Вот как об этом вспоминает К. И. «Однажды работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Стыд и срам!
Так родился на свет «МОЙДОДЫР».
(1 большой заполненный кроссворд и 3 маленьких незаполненных кроссворда)
V конкурс. «Конкурс знатоков» (кроссворд).
Работа в командах.
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали: (читает взрослый ответы)
1. Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
3. Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6. Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Ученик :Чуковский вспоминает «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну...
Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».
V I конкурс.« Расшифруйте имена сказочных героев». ( таблички)
Работа в командах.
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ ББГН |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Бибигон,)
Ученик: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII конкурс. «Корзинка с потерянными вещами». (с завязанными глазами)
(помогает взрослый)
В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
ВЕДУЩИЙ: Часто мы ощущаем в его произведениях присутствия самого автора: «У меня зазвонил телефон»(голос Чуковского) или «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик -с -пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки — мы очень любим его»(голос Чуковского)
VIII тур «Героический поступок» ( таблички)
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Победил Брундуляка |
Воробей | Зажгли море. |
Крокодил | Проглотил солнце. |
Комар | Помыла свою посуду. |
Федора | Вернул солнце в небо. |
Медведь | Потушила море. |
Бабочка | Спас Муху – Цокотуху. |
Лисички | Съел таракана. |
Бибигон | Вылечил зверей. |
ВЕДУЩИЙ: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Сказки» Р. Киплинга, «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккельбери Финна», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Маленький оборвыш», «Принц и нищий».
Ученик: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день — мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...
ВЕДУЩИЙ: Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемые, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
Театрализованный урок по литературному чтению 2 класс Обобщение по теме «Устное народное творчество» «ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Театрализованный урок литературное чтение + музыка для 2 класса...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...
План конспект к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Наливание жидкости в кружку».
Цель: закрепить знания детей о видах чайной посуды; обогащение сенсорного опыта ребенка. Наливание жидкости в кружку. Наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кр...