I.Организационный момент. 1. Приветствие детей.
2. Организация рабочего места.
II. Актуализация опорных знаний. 1.Игра «Гласные и согласные буквы и звуки».
2. Игра «Гласные»
III. Самоопределение к деятельности. - Фонетическая зарядка
IV. Открытие новых знаний. 1.Слого - звуковой анализ.
2.Игра «Угадай имя девочки».
3.Звуко - буквенный анализ слов: два, гвоздь.
4. Знакомство с буквами Д, д а) Чтение стихотворения
б) Исследовательская работа
в) Чтение слогов, слов и предложений с буквой Д.
Физминутка под музыку.
V. Закрепление изученных знаний. 1. Игра «Дополни слова».
2.Работа по рабочей тетради
3. Физминутка для пальцев руки
4. Беседа по иллюстрации на тему: « Морские сокровища» (с.104)
5. Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д], [д’]».
6. Работа с загадками, в которых встречается буква и звук [д].
VI. Итог урока - Подведение итогов урока
- Поощрение детей.
|
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится!
Контроль за организацией рабочего места.
-Сегодня у нас на уроке куклы Машенька и Дашенька. (показ нарисованных кукол) Машенька (в красном сарафане) собирает только гласные звуки и буквы, Дашенька-модница собирает согласные звуки и буквы. Когда Дашенька в синем сарафане. Она собирает твёрдые согласные звуки, а когда в зелёном, то мягкие. И подружки перепутали свои буквы и просят вас, ребята, расставить карточки с буквами на свои места. Гласные – Машеньке, согласные – Дашеньке. (учитель показывает карточку с буквами) - Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Теперь Машенька просит помочь ей выполнить следующее задание: разделить карточки с гласными буквами на 2 группы: в первой группе - гласные, обозначающие мягкость согласных, во второй – гласные, обозначающие твёрдость согласных. (учитель показывает карточку с буквами)
- Как дудят в дудочку? (показ дудочки) - Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (показ колокольчика) - Какие звуки слышим в начале этих слов?
- Ребята, чьи это звуки: Машенькины или Дашенькины? - Какой сарафан наденет Даша, если скажем [д ]? А если скажем [д’]?
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим себе на уроке?
-Кто выйдет и покажет на плакате букву Д? (Работа по алфавиту на доске)
-Назовите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика. - Какой одинаковый звук вы слышите в словах: девочка, дятел, дерево, радио, дети Задание: использовать первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. - Правильно, это наша Даша. - Что мы знаем о правописании слова «Даша»?
-Давайте составим схему к слову «два». - Сколько слогов в слове «два»? - Какой первый звук слышим вначале слова? - Давайте охарактеризуем этот звук. - Как отмечаем в схеме звук? Почему? Гвоздь (аналогично разбирается звук [д’]) (показ звуков на доске)
Букву Д на дне пруда Отыскали раки С той поры у них беда: То и дело драки. (А.Шибаев) (показ печатной и прописной буквы) –Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? – Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? – Что еще устанавливаем у согласных звуков?
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий. – Какой же это звук?
Хоровое чтение
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери!
Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили.
-Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их. Загадки: Вот какой забавный случай Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый. На полу не видно луж, Все ребята любят… Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. – Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел». – Рассмотрите схемы слов. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])?
- Написание строчной буквы д (показ на доске)
- Написание слогов (показ на доске)
-Написание предложения и разбор слов на слоги.
Беседа о подводном мире и морских сокровищах. (показ картинок с подводным миром)
-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает.
- Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’]. Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь. Дятел дерево долбит – день деньской кору дробит Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом. Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл. Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред. Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел. Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом. Г. Сапгир
Учитель: Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг.
Чтение загадок учителем.
– Что нового и интересного узнали на уроке? -Что можете сказать про букву и звук [д])? – Назовите слова с новой буквой. – В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит? -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
-Молодцы, ребята, справились с поставленной целью урока.
|
Организация рабочего места.
Дети расставляют карточки с гласными и изученными согласными буквами. (вызванный ученик забирают карточку и ставит на магнитной доске, где куклы) Маша А, о, у, ы, Даша К, с, н, т, л, в, п, м, з, б. Даша К, с, н, т, л, в, п, м, з, б.
Распределение гласных букв по карточкам. (2 ученика работают с карточками и ставит их в таблицу на магнитной доске)
Ду-ду-ду. (имитирование игры на дудочке) Динь- динь- динь. (имитирование колокольчика)
Звук [д ]. Звук [д’]
Дашенькины
Синий. Зелёный
Знакомство с буквами Д д, обозначающие звуки [д ], [д’] Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д.
1 ученик показывает букву на алфавите.
Выделение звуков [д ], [д’]
Даша Имена собственные пишутся с большой буквы.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду. Звуки произносятся твердо и мягко. Звонкий или глухой звук.
Звонкий.
Хоровое чтение
(Ходьба на месте.)
(Приседания.)
(Наклоны.)
(Прыжки.)
(Потягивания — руки вверх.)
Душ
Дятел
(Работа в парах)
Твёрдым и мягким.
Написание строчной буквы в соответствии с образцом. Написание слогов, слов с изученными буквами, используя приём комментирования. Написание предложения и обозначение карандашом слов на слоги. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Ответы детей.
Сова
Дети называют слова, в которых встретился звук [д]).
Отгадывание загадок уч-ся и выделение звуков [д], [д’] в словах –отгадках.
Ответы учащихся
|
Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД: самоопределение.
Познавательные УУД: логические
Регулятивные УУД: действия контроля и его результата с заданной целью
Регулятивные УУД: действия контроля и его результата с заданной целью
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание
Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя,
Познавательные УУД: логические (анализ)
Познавательные УУД: логические (построение логической цепи рассуждений) и знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы
Личностные УУД: освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Познавательные УУД: моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.
Регулятивные УУД: контроль (сравнение с образцом)
Познавательные УУД: общеучебные
Коммуникативные УУД: сотрудничество
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (сохранение природного богатства под водой)
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Познавательные УУД: общеучебные
Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения материала); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Личностные УУД: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
|