«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д']»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
salenek_e.i.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Саленек Екатерина Игоревна
Учитель начальных классов
ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
Технологическая карта
урока обучения грамоте
Тема: «Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д']»
Тема урока: «Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д']»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные:
Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
- Регулятивные УУД: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1 | Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Проверка готовности к уроку. | Мы гуляем по азбуке, Побываем мы везде. С удовольствием гуляем, Много нового узнаем! - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2 | Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций. | Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно. Дети отвечают: На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука. АОУИЫ ЯЕ | На доске: А О Я У И Ы Е -Прочитайте. -На какие группы разделите данные буквы. Когда буквы обозначают 2 звука? На доске слова: ЯЗЫК САДОВАЯ ЯНА БЕЛАЯ ТАНЯ КРАСНАЯ ЯКОРЯ ЗЕМЛЯНИКА -прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука; -Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука; -Прочитайте имена собственные; -Прочитайте слова, характеризующие признак предмета; -Слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов; | Познавательные УУД Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД
|
3 4. 5. | Постановка учебной проблемы Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока Открытие нового знания. Формулирование учащимися темы и задач урока Применение нового знания | - Мы познакомимся со звуками [д], [д’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [д], [д’] и букву г от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме. Научимся читать с новой буквой слова и предложения. Буквами. Реализация принципа деятельности. Формирование мотивации учения и обучения. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний. Психологический комфорт в учебном коллективе. Единство воспитания и обучения. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).. | Работа с текстом. -Для того, чтобы разгадать тайну я предлагаю вам поработать в паре над следующим заданием. -Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения. -Ребята, пока вы работали в дружной семье звуковичков что-то изменилось? Посмотрите на экран, кто увидел что-то необычное? -Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой) -Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?) Работа с текстом. -Для того, чтобы разгадать эту тайну я предлагаю вам поработать в паре над следующим заданием. -Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения. Жил был…. У дедушки был красивый…. Когда холодно дедушка топит печь… , и из трубы идёт …. К дому ведёт … . Около дорожки растёт красивый …. В дубе … . В дупле живёт … . За дятлом наблюдают …. Проверка: -Прочитайте полученные предложения. Молодцы! Оцените свою работу вторым цветным лучиком.
-Кто же догадался с чем мы сегодня будем знакомиться? Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться печатать новую букву, научиться читать слова с новой буквой) -Посмотрите на с.92 букваря и составьте план наших действий – Где живёт дятел? (На дереве.) слайд – Что строит дятел? (Дупло, дом) – На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.) – А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и заняться исследованием некоторых фактов. Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа). – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в группах. Давайте вспомним их. Дети хором читают правила работы в группе: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! – На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос Задание 1-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный? (выбирают звуковичка) Задание 2-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой? (выбирают шляпку для звуковичка) Задание 3-ой исследовательской группе Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло. Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий? (выбирают туфли для звуковичка) Проверка: -А теперь я предлагаю вам одеть нашего звуковичка. Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор. – Какое же открытие мы сегодня для себя сделали? Расскажите своими словами -Что сейчас мы с вами делали в группах ? (Работали со словами) - Для чего? ,(чтобы доказать, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.) -Что нам помогло овладеть этими знаниями? (умение работать со звуками) | Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Познавательные УУД Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре, группе Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре |
6 | Физминутка. | - Если в слове есть звуки[ д- твердый] -топаете, , если звук –[ д- мягкий] – хлопаете в ладоши. Дрова,дятел,дождь,дружба,дом,дерево | Цель: снятие физического и умственного напряжения Познавательные : планирование своих действий, Регулятивные: устанавливание аналогии. | |
5 | Первичное закрепление (7-9 мин) Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им. | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану Дети читают (хором, по цепочке, про себя), отвечают на вопросы учителя. | - Куда поселим букву д на нашей ленте букв? -Почему? Упражнения в чтении слов, предложений с буквой г. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 92 • Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог. -Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими слогами? 1 группа да до ду ди ды ад од уд ид ыд 2 группа та то ту ти ты ат от ут ит ыт 3 группа: Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова. (чка, дочка, ка) -Закончите работу. Оцените свою работу пятым цветным лучиком. Какую работу вы выполняли самостоятельно? - Расскажите, как вы работали ? -Справились сами или вам кто-то помог? - Легкое это было задание или нет? Почему? - Как оценили свою работу? Почему? Работа по букварю с.92 б) Чтение столбиков слов -Если слоги встанут рядом, получаются слова. 1-й столбик Значение каких слов вам не понятно? Объяснение непонятных слов. ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов; 2) форма вежливого обращения; Дума – 1) мысль; размышление; 2) название некоторых государственных учреждений. Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание. 2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр. -Назовите два слова, которые отличаются одной буквой. Подчеркните эту букву. -В каком слове есть опасное место? 3 столбик.
4-й столбик -Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-
5 столбик.
в) Чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами.. По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами. -Озаглавьте текст. -Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) А теперь я предлагаю вам побыть в роли конструкторов предложения. 3 группа Собирает 1,2,3 предложения. 2 группа собирает 4,5 предложения. 1 группа собирает 6,7 предложения. Проверка: чтение полученных предложений. Оцените свою работу седьмым цветным лучиком. Вопросы к ученикам, озвучившим рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): - Что вам нужно было сделать? - Удалось ли вам составить предложения или были недочеты? Вы составили все сами или с помощью товарищей? - Что мы учились с тобой сейчас делать? (Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу). -Молодец! Вы не только правильно составили рассказ, но и объективно оценили свою работу. | Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Работа с интерактивным плакатом. Работа с учебником. Познавательные УУД Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в классе (4-5 мин) Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи | 1)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. 2) Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля. | 1) Работа на индивидуальных карточках по уровням - Выберите себе задание 1 группа. Найди и подчеркни слова с буквой д в рассказе "Весна" 2 группа Найди и прочитай предложение, в котором говорится, куда сбегает вода весной? 2) Самопроверка. – Поднимите руку, у кого так же | Дифференциация заданий. Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Умение работать в парах, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра |
7 | Рефлексия деятельности (2-3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Проверьте себя. | Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока -Мне удалось... -Я могу похвалить... -Я недостаточно... -Я старался... Оценивают работу, высказывают своё мнение | - Наш урок подходит к концу. - С какими звуками и буквами познакомились? -Что узнали о букве д? -За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Достигли ли цели? - Спасибо за урок! Урок окончен! | Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами
Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Вос...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;; - научиться различать звуки и букву; ...
«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...