Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_bukvy_bb.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Елизавета Олеговна

Учитель начальных классов

ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока обучения грамоте

Тема:  «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки  [б], [б']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.

Класс: 1 «Г»

Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»

УМК: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: способствовать формированию знаний о звуках [б], [б,] и буквах Б, б.

Задачи:

-  познакомить учащихся с буквами Б, б; учить характеризовать звуки [б], [б,];

- сравнивать, обозначать буквой; учить распознавать в словах новые звуки;

- устанавливать сходство и различие в произнесении парных по звонкости-глухости звуки [б], [б,] и [п], [п,]:

-  совершенствовать навыки правильного чтения;

- способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания;

- содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;

 - содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности

Формируемые УУД:

Личностные: актуализировать личный смысл к изучению данной темы; создать  положительное отношение к учению; заинтересованность к приобретению и расширению знаний и способов действия; способствовать осознанию собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; планировать учебную деятельность; оценивать правильность выполнения действия и адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; искать совместно с учителем необходимую информацию, добывать новые знания, используя учебник, жизненный опыт; моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1

Орг. момент

Приветствие обучающихся.    

Тихо! Прозвенел звонок!

Начинается урок!

Сели ровно, не ворчим,

Не гудим и не шипим!

То, что будем делать мы

Знать, ребятки, все должны!

Начинаем наш урок.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя.

Осуществляют самоконтроль готовности к уроку

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование  (Я должен посмотреть);

Коммуникативные: умение вести диалог.

2

Актуализация знаний.

- К нам в гости спешили буквы, но они совсем позабыли, какие звуки они обозначают. Помоги буквам найти их звуки. Объясните свой выбор.

 ( Слайд: буквы и звуки, раскрашенные красными, синими и зелеными цветами; буквы и, ш, м, д, ч).

Алгоритм формирования самооценки:

– Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты нашел всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Какую букву мы с вами изучали на предыдущем уроке?

- Какие звуки она обозначает?

-Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте по ленте букв в учебнике.

Организует учебную деятельность учеников.

Игра «Найди звуки»

Организует самооценку учащихся.

Организует актуализацию знаний для решения проблемной ситуации.

Соединяют буквы и нужными звуками.

Оценивают свою работу.

З, з.

[з], [з,]

17

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

3

Постановка темы урока.

- На большой цветной ковер

 Села эскадрилья,

 То раскроет, то закроет

 Расписные крылья.

- Кто по елкам ловко скачет

 И взлетает на дыбы?

 Кто в дупле орехи прячет

 Сушит на зиму грибы?

- Есть на речках лесорубы

  В серебристых бурых шубах.

 Из деревьев, веток, глины,

 Строят прочные плотины.

- Как догадались?

- Какие слова вам помогли?

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

- А как вы догадались?

Загадывает загадки, подводя к новой теме.

Учитель задает вопросы на понимание загадок.

Учитель подводит к теме урока, задавая ключевой вопрос.

Если тема урока не достаточно верно сформулирована, учитель поправляет ребенка, повторяя грамотно тему урока.

Отгадывание загадок.

Бабочка.

Белка.

Бобры.

Обосновывают свои ответы.

«Звуки [б], [б,]. Буквы Б, б» (слайд)

- Отгадав загадки, услышали новые одинаковые первые звуки в отгадках.

Познавательные:

формирование умения извлечь информацию из текста; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; готовность слушать собеседника.

4

Целеполагание.

- Есть ли у звуков [б], [б,] парные звуки?

- Тогда какая еще задача появится у нас на уроке?

Игра «Хлопушки»

- Хлопай в ладоши, когда услышишь звуки [б], [б,], топай  ногами, когда услышишь звуки [п], [п,].

Баран, парад, парта, булка, пират, билет, сабля, кнопка.

Организация самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Организует развитие фонематического слуха.

- Да.

- Отличать на слух звуки

[б], [б,], сопоставлять звуки [б-п], [б,–п,] (слайд)

Развивают фонематический слух.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5

Изучение нового материала

Физкультминутка

Звуко-буквенный анализ слов.

Выделение нового звука (слайд). Изображение барсука.

- Что изображено на доске?

- Произнесите хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

- Произнесите первый звук?

- Какой он? (глас./согл.)

- Почему?

- Звонкий или глухой? Почему?

- Твердый или мягкий? Почему?

Составление слого-звуковой схемы.

Проверка с интерактивной доской (слайд).

- Посмотрите на следующий слайд (изображение белки).

- Это кто или что? Почему?

- Произнесите хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

- Произнесите первый звук?

- Какой он? (глас./согл.)

- Почему?

- Звонкий или глухой? Почему?

- Твердый или мягкий? Почему?

Составление слого-звуковой схемы.

Проверка с интерактивной доской (слайд).

Алгоритм формирования самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Какими буквами они обозначаются? (слайд)

- Почему их две?

- Для чего нужна заглавная буква?

- Какие слова относятся к именам собственным?

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 97. Внимательно рассмотрите букву Б.

- На что она похожа?

- Какие слова на букву Б вы еще знаете?

- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?

- Молодцы. Вы хорошо справились с предыдущими заданиями. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Организует учебную деятельность учеников.

 Сравнение звука б и б’.

Помогает ученикам составить звуко-буквенный анализ слов.

Организует самооценку учащихся.

Подведение итогов урока на данном этапе с помощью вопросов.

Помогает ученикам сделать вывод на данном этапе урока.

Учитель показывает движения.

Делают звуко-буквенный анализ слов.

- Барсук.

- Два.

- бар

- сук

- сук (2)

- [б], согласный (воздушная струя встречает преграду).

- звонкий.

- твердый (стоит перед буквой а).

Выполняют звуко-слоговую схему и проверяют проделанную работу.

- Белка.

- Кто? (одушевленный предмет).

- Два.

- бел

- ка

- бел (1)

- [б,] (согласный, т.к. воздушная струя не встречает преграды).

- звонкий, мягкий (стоит перед буквой е).

Проверка проделанной работы.

Оценивают себя.

[б], [б,]

Б, б.

- Строчная и заглавная.

- Для написания имен собственных. Первое слово в предложении начинаем писать с заглавной буквы.

- Имена, фамилии, названия городов, рек…

Ответы.

Формулирование вывода на данном этапе урока.

Снятие мышечного напряжения.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; проводить самооценку.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника.

Личностные: положительное отношение к деятельности; готовность поддержать состояние своего здоровья.

6

Первичное закрепление

Работа в группах.

- Рассмотрите иллюстрации, которые находятся перед вами.

Составьте небольшой рассказ (2-3 предложения).

Составление общего рассказа «Обитатели леса».

Работа по учебнику. Чтение слогов и слов, текста стр.97.

Чтение слогов

- Прочитайте слоги со звуком  [б].

-  Прочитайте слоги со звуком  [б,].

Чтение слов

  1. Самостоятельное чтение
  2. Чтение вслух ( по цепочке)

Чтение текста

- Понравился ли текст?

- О ком этот текст?

- Кто скакал с ветки на ветку?

- Где она жила?

- Что брала белка у детей из рук?

- Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?

- В каких случаях это происходит?

- что вас удивило в тексте?

Работа в парах.

Повторное чтение текста (друг другу).

Организация работы учащихся в группах.

Организовывает работу над совершенствованием навыков чтения слогов и слов  с изученными буквами.

Работа в группах.

Составление предложений по картинкам.

Составление общего рассказа.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Самостоятельная поисковая деятельность.

Совершенствование навыка чтения.

Работа по вопросам.

Работают в парах.

Познавательные: построение логической цели рассуждения; формируем умение находить ответы на вопросы, извлекая информацию из текста.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в паре, проводить взаимопроверку; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: формируем умение выражать свои эмоции; формируем умение высказывать свое отношение к героям.

7

Рефлексия

- С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие она обозначает звуки? Чем еще мы занимались на уроке?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

Самооценка учащихся.

На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. (Слайд)

- Ваша работа заслуживает аплодисментов. Поаплодируйте друг другу.

Творческое задание.

Подготовится к выставке детских рисунков «Сказочная буква  Б».

Создание условий для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке.

Подведение итога урока.

Все ли пункты плана выполнены.

Подведение итога урока.

Самооценка учащихся

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные: проводить самооценку; волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; самостоятельно делать выбор.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте УМК "Школа России"

Обучение грамоте.Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.Целевые установки урока:Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук  [щ], начинает применять правило правописания соче...

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"...

Конспект урока обучение грамоте УМК "Школа России" 1 класс.

Данный конспект разработан в соответствии с программой "Школа России"....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»

Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний....

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...