Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 1
Учитель: Митюкова Дарья Викторовна Предмет: обучение грамоте (литературное чтение) Программа: «Школа России». Тема: Гласный звук [о], буквы О, о. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом обозначения на письме.
Задачи:
1. Образовательные: формирование умения выделять в речи, звук [о]; формирование умения узнавать графический образ буквы О, о, характеризовать звук, слог; учить: выделять признаки отличия звука [о], ударный слог, делить на слоги. Обучение написанию прописной и строчной букв О, о.
2. Развивающие: способствовать развитию навыков самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля; развивать: произвольное внимание, память, фонематический слух; наглядно-образное мышление; умения говорить: чётко, выражать мысль; вести диалог; анализировать и обобщать.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, положительную мотивацию к обучению, желание помочь окружающим применяя правила делового сотрудничества. Планируемые результаты: Предметные УУД: формировать умение выделять из речи звук [о] и находить слова с буквами О ,о в текстах на страницах 25-28 «Азбуки»; давать характеристику выделенного звука с опорой на таблицу.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока; формулировать, определять и удерживать цель деятельности, до получения результата на уроке, с помощью учителя; последовательно планировать и выполнять решение учебной задачи; анализировать, находить ошибки своей работы.
Познавательные УУД: ориентироваться и отличать новое от известного; приобретать новые знания; находить ответы на вопросы; делать выводы. Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение и донести свою позицию до других; слушать и понимать речь других; договариваться совместно о правилах работы в парах. Метапредметные УУД: понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассуждать о взаимопомощи. Приводить примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строить высказывания о своей готовности помогать людям. Объяснять значение слова «взаимопомощь». Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Основные методы: проблемно-поисковый, наблюдение, беседа. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа с учащимися. Система контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Оборудование: 1. Печатное пособие: Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 1 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]., 8-е изд., – М.: Просвещение, 2016 2. Информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого [и др.]., (CD). 3. Наглядные пособия: лента букв, смайлики настроения, шарики, 4. Материально-технические средства: компьютерная техника, интерактивная и магнитная доска, видеопроектор.
Технологическая карта урока
Технология проведения | Формы. Методы Методические приёмы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Спешу сказать вам: «Доброе утро!» Чтоб пожелать удачи на весь день. Прошу всех вас, я улыбнуться, Чтоб стало всем нам немного светлей. Прошу всех вас, отложить на минутку, Все незаконченные дела. Приглашаю вас прогуляться по неизведанным местам, где нам пригодится в дороге: смекалка, внимательность, доброта. | Приветствует учащихся. | Эмоциональное состояние, готовность к уроку, дети отражают подняв смайлик настроения. |
Актуализация (повторение знаний) | Фронтальная. ИндивидуальнаяГрупповая. Словесный. Наглядный. Беседа. | - С какими гласными звуками мы уже познакомились? - Чем отличаются звук от буквы? - На какие группы делятся звуки? Индивидуальная работа по карточкам - Найдите шарик с буквой А, а среди других букв, зачеркни или раскрась красным цветом.
Работа с сюжетными картинками (стр.23) - Используя иллюстрации расскажите сказку «Лиса и волк» - В какое время года происходит событие? - На чем едет старик? - Кто запряжен в сани? - Что вез дедушка на санях? - Кого он подобрал на дороге? - Каким образом лисе удалось обмануть волка? - Какой вы представили лису? - Почему женщины всполошились, когда пошли по воду? - Чем опасен волк для людей? - Кому вы больше всего сочувствуете в этой сказке? Работа в группах - Найдите слова из сказки, в которых содержится звук [а] (зима, сани, шуба, дедушка, лиса, дорога, солома, рыба) - Подберите слоговые схемы, укажите месторасположение данного звука с помощью слоговых моделей. Лиса, рыба, шуба, дедушка. - Что мы можем рассказать о звуке [а] - ? | Использует ИКТ. Выявляет уровень знаний учащихся, проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует деятельность учащихся. Организует работу в группах. Направляет деятельность учащихся. ПоддерживаетПоощряет | Узнают, сравнивают, различают заглавную и строчную печатные буквы А, а. Пересказывают по сюжетным картинкам сказку. Отвечают на вопросы учителя.
Работают в группах. Выделяют звук [а] с опорой на предметный рисунок и модель схемы. |
Постановка проблемы и формулирование темы урока Открытие нового знания Физкультминутка Тренировка в написании прописной и строчной букв О,о. Самостоятельная работа с самопроверкой Подведение итогов урока. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Наглядный. Практический. Беседа. Работа с учебником. Работа с картинкой и схемой. Объяснение учителя. Фронтальная. Словесный. Наглядный. Практический. Беседа. Работа с учебником. Работа с картинкой и схемой. Объяснение учителя. Игровая. Коллективная. Словесный. Практический. Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Знакомство со звуком [о] - Назовите предметы изображённые на картинке. - Объедините все эти предметы одним словом? (Овощи). - Какой звук в начале слова (Овощи) мы слышим? - Проговорим слово вслух. - Произнесите первый звук. Кто из вас догадался, с каким звуком мы познакомимся сегодня на уроке? - Кто из вас может назвать тему нашего урока? - Произнесите его еще раз. Как располагаются органы речи, которые мы видим, при его произношении? Артикуляция при произношении звука [о]. - При произношении звука [о] губы вытягиваются трубочкой вперёд, воздух спокойно проходит без препятствий. - Дайте характеристику звука. - Он согласный или гласный? - Почему вы так считаете? - Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? - Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о]? - На что похожа буква о? Шляпки буквой «О» торчат «О», «О», «О», «О», «О», «О»! Восхищения полно! Автор: Мельник Н - Я прочитаю вам сказку, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о]. Белое облако тихо плыло по синему небу. Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О»! Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако. — Здравствуй, облако на земле, — сказало облако на небе. — Я не облако, а озеро . — О-О-О, значит, мне нельзя с тобой играть, — загрустило облако . Буква О услышала их разговор и пришла на помощь. — О-О-О, ты как маленькое облако, — обрадовалось облако . — О-О-О, ты как крохотное озеро, — засмеялось озеро . Озеро бросало букву О на облако, а облако бросало букву О вниз в озеро. Это была отличная игра. Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm - Какие слова со звуком [о] вы запомнили? Знакомство с буквами О, о. Работа с учебником - Откройте учебник стр.25 - Гласный звук [о] записывается буквой, которая так и называется: гласная буква О. - Мы с вами уже знаем, что для обозначения звука на письме существуют две буквы. - Как вы думаете, почему на стр. 25 учебника изображены две буквы гласного звука [о]? - Похожи ли они между собой по внешнему виду? Лента букв - У каждой буквы есть свой дом. - Кто догадался, где не ленте букв будет располагаться домик буквы О? - Обоснуйте свой ответ. - Правильно, мы поселим букву О в красный домик на верхний этаж, так как эта буква на письме будет обозначать твердость предшествующего согласного. Слого - звуковой анализ слова «окуни» - На стр.25, справа вверху, рассмотрите картинку в красной рамке. - Что за рыбы изображены на картинке? (окуни) - Проговорим слово хором. - Произнесите первый звук. - Произведем звуко-буквенный анализ слова окуни. - Произнесём это слово по слогам. Сколько слогов в слове окуни? - Произнесём и потянем голосом самый первый звук в слове. - Какой звук мы слышим в начале слова? - Как произносится звук [о]? - Назовите звуки во втором слоге и подумайте, будет ли этот слог слогом - слиянием? -Чем интересен для нас этот слог? - Как слышится согласный звук [к] в слоге - слиянии, когда за ним следует гласный звук [у]? - Произнесите третий слог, послушайте звуки и подумайте, будет ли этот слог слогом - слиянием? - Произнесите слово полностью и определите ударный гласный звук. - Как слышится ударный гласный звук? Индивидуальная работа - Составьте звуковую схему к слову «овощи». - Раскрасьте овощ, который вы больше всего любите. - Кто может справиться самостоятельно? Приступайте. - Кому нужна помощь? Делим слова на слоги, определяем ударный слог. - С какого звука мы начинаем произносить слова «окуни» и «овощи»? - С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали? Условие игры «Ловишка» Я называю слова, если в слове есть звук О, вы в ладоши - хлопаете, если нет – кружитесь (оса, цапля, обезьяна, аист, очки, окно) - Найдите у себя на партах карточку со стихотворением «Окунек». Для читающих детей – читать, найти слова с буквой О. - Кто не умеет читать, обводите в кружок все встретившиеся вам буквы О. - Чем отличается звук от буквы? - Как произносятся согласные звуки в слоге - слиянии с гласным звуком [о]? - Почему окунек попался на крючок? - Как называют детей, которые не прислушиваются к советам взрослых? - Мог ли окунек не попадать в неприятную историю? - Какой вывод мы можем сделать? Дыхательная гимнастика «Окно» и «Дверь». Встать ровно. Выпрямиться. Воздух заходит через «Окно», а выходит через «Дверь». Поочерёдно закрываем левую и правую ноздрю. Выдыхаем медленно. Откроем прописи на стр.5 Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны. - Наш урок подошел к концу. - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Какой звук обозначает буква О? - Как произносятся согласные звуки в слоге - слиянии с гласным звуком [о]? -Чему вы научились? - Где вам пригодятся новые знания? - Какие задания были более интересными? - Выберите из смайликов тот, который соответствует вашему настроению. | Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке. Подводит детей к определению темы урока. Организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о] - гласный, может быть ударным и безударным. Подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач. Организует работу по звуковому анализу слова. Выявляет уровень знаний учащихся. Проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Объясняет особенности артикуляции звука [о]. Предлагает иллюстрацию с изображением буквы и просит привести примеры из собственного опыта. Организует физкультминутку. Обеспечивает смену вида деятельности. Организует работу в парах, направляет деятельность учащихся. Поощрение и поддержка. Организует проведение дыхательной гимнастики. Показывает на доске написание буквы О, о Организация анализа деятельности учащихся. | «Открывают» в процессе диалога новые знания. Высказывают предположения о звуке и букве, которую будут изучать на уроке. Формулируют тему урока и её задачи. Произносят новый звук, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о] -гласный, может быть ударным и безударным. Сопоставляют слово со слоговыми моделями слов. Выделяют гласные, ударный слог. Учатся правильно произносить звук. Делают выводы. Рассматривают и анализируют зрительный образ буквы, приводят свои примеры, определяют место изученной буквы на «ленте букв». Дети выполняют физические упражнения Работают в парах. Распознают звук [о] в словах, определяют место нового звука в слове.
Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики. Узнают и различают заглавную и строчную печатные буквы О, о. Находят слова с буквами О, о в текстах. Дети выполняют задания в «Прописи». Отвечают на итоговые вопросы урока. Анализируют и оценивают свою собственную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...
Урок литературного чтения по теме:Звук у, буквы У, у. (Программа 2100)
Открытый урок проводился в рамках Муниципального дня открытых дверей для МБДОУ...
Литературное чтение 1 класс «Звук [ щ’ ]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.»
Конспект урока с презентацией....
Урок обучения грамоте (литературное чтение) по теме: "Знакомство с буквой П,п."
Урок обучения грамоте (литературное чтение)Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п. Дата проведения урока: 03.12.12013г. Класс: 1 «Г»....
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс ПНШ...
Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»
Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»...
Конспект урока литературного чтения на тему: Звук [и]. Буква И и
Конспект урока литературного чтения...