Урок обучения грамоте (литературное чтение) по теме: "Знакомство с буквой П,п."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок
обучения грамоте (литературное чтение)
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.
Дата проведения урока: 03.12.12013г.
Класс: 1 «Г».
Учитель: Шамаева Ольга Радионовна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.
Задачи:
1) Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием «твёрдые и мягкие согласные»).
2) Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
3) Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В. Осеевой «Просто старушка» по вопросам учителя.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.).
Программно- методическое обеспечение урока:
Оборудование к уроку:
· Компьютер
· Интерактивная доска
· Учебник «Букварь» (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)
Дидактический материал:
· Презентация к уроку
· Модели слов «печка» и «пушка», «липа» и «пила».
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||
I | Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность.
| Ребята, у нас сегодня гости, воспитатели из детских садов. Давайте мы с ними поздороваемся. Сегодня на уроке вам нужны ваше умение работать дружно, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. А для начала покажите на «Светофоре успеха ваше эмоциональное состояние и готовность к плодотворной работе на уроке.
| Вот звонок нам дал сигнал- Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем!
На светофоре успеха дети показывают свое эмоциональное состояние и готовность к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
II | Актуализация знаний учащихся. Цель: готовность речи, мышления для построения нового способа действия. | Работаем со слоговой табличкой №1. Прочитайте хором таблицу 1 столбиком, затем строчкой. 2 табличку 1 группа- столбик, 2 группа- 2 столбик, 3 группа- 3 столбик, 4 группа- 4 столбик, 5 группа- 5 столбик. Строчки аналогично. Теперь прочитаем по цепочке слова с изученными буквами. | Работают фронтально со слоговыми табличками, читают слоги хором, группами, слова по цепочке по одному. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока.
| Ребята, отгадайте загадку: Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он весёлая игрушка, И зовут его … (Петрушка). – Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой. – Как просят воды? («Пить, пить».) – Как пищат птенцы? (Пи-пи.) – Как называют отца? (Папа.) – Кто может назвать тему нашего урока? В это время пеликан Прилетел из дальних стран. Он разинул клюв широкий И прочел такие строки: – Пассажирский пароход Прямо к пристани плывёт. – Слов на букву п немало, – Птичка пеночка сказала. Г. Сапгир – Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п? Какую учебную задачу поставили перед собой? Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?
| Отгадывают загадку, предлагают варианты ответов.
Уточняют и согласовывают тему урока.
+Звуки [п], [п’]. +Нет. +Познакомиться с буквой П,п. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Открытие нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Звуковой анализ слов «печка», «пушка». – Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов. – Для начала рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как правильно назвать картинки. (Печка, пушка.) -Составьте модель слов фишками.
– Сравните звуки, на которые указывает стрелочка. ([п], [п’].) (Проверка по эталону на слайде) Охарактеризуйте их. 2. Знакомство с буквой П, п. – Какой буквой можно обозначить указанные звуки? – На что похожа буква п?
(Показываю на слайде на экране: буква П похожа на перекладину, на ворота, на турник, на хоккейные ворота).
– Замените фишки в схемах слов буквами п.
– Расскажите, как определить, сколько в слове слогов.– Определите, сколько слогов в слове «печка». А в слове «пушка»? Произнесите эти слова по слогам. – Назовите ударный слог в словах «печка», «пушка». 3. Игры со словами. Работа в группах. – Петрушка любит игру «Добавь новую букву». Давайте сыграем. Задание: вставьте букву п так, чтобы получилось новое слово. Ушки – пушки. Река – репка. Очки – почки. Сор – спор. Щека – щепка. Шаги – шпаги. 4. Дифференцированная работа. Для читающих учеников: задание – составить новые слова из слова «просто». (Сто, стоп, трос, просо, спор, спорт, порт, сорт, рост, пост.) Для нечитающих учеников: задание по учебнику – прочитать по «окошечкам» слоги с буквой п; прочитать слоги по строкам; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает твёрдый согласный звук [п]; прочитать только те слоги, в которых буква п обозначает мягкий согласный звук [п’].
(Проверка работы читающих учащихся.) Для нечитающих учащихся: в чём особенность согласных звуков во всех прочитанных словах?
5. Коллективная работа по учебнику на стр.113. – Прочитайте слова по столбикам по цепочке, начиная с 1 группы. – Прочитайте слова по строчкам. – Прочитайте только те слова, в которых есть буква п. – Прочитайте только те слова, в которых один слог. – Прочитайте только те слова, в которых два слога. – Среди всех слов найдите и прочитайте те, которые соответствуют модели:
– Попробуйте по схеме определить название игры:
Ответ: прятки. – Петрушка предлагает сыграть в игру «Прятки со словами». Задание: прочитайте слова, которые получаются при изменении одной буквы. – Определите, сколько слогов в каждом слове.
|
+Печка, пушка.
+глухой твердый , мягкий согласный +Буквой п. Дети рассказывают стихи - Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. Ну-ка, милый, не ленись, – Подойди и подтянись. А. Шибаев
Подходящие ворота, Проходи, кому охота! Г. Виеру П – турник, На нём гимнаст Подтянулся 40 раз. В. Степанов На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле. В. Степанов
+В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети работают в группах на листочках. Обсуждают, приходят к единому мнению, делятся им с одноклассниками и учителем.
Читающие дети составляют новые слова из слова «просто» каждый индивидуально на заранее подготовленных бланках (листочках).
Нечитающие дети работают со слогами.
+Все согласные твёрдые.
Учащиеся читают слова в учебнике на стр.113 по цепочке, по строчкам, слова, где 1 слог, 2 слога, слова, которые соответствуют заданной модели.
Работают в учебнике на стр.113.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Физкультминутка Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил. | Организует смену вида деятельности, двигательную активность с целью снятия напряжения. | Выполняют упражнения под музыку «У жирафа» | ||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Первичное закрепление. Цель: усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи.
| 1. Фронтальная работа по учебнику на стр.115. Чтение слов. – Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать. – Прочитайте первую пару слов. – Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются? – Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.) – Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре. – Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог. – Что обозначают слова «по́лки» и «полки́». (По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.) – Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме? 2. Работа с текстом на стр.114 – Прочитайте текст «Папа». – О какой профессии этот текст? (О плотнике.) Летят опилки белые, Летят из-под пилы! Это плотник делает Рамы и полы. – Какие ещё профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)
| Читают пары слов в учебнике на стр.115, находят сходства, различия.
+Прочитать слово справа налево.
Объясняют значение слов: +По́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.
Работают с текстом в учебнике «Папа» на стр.114 +О плотнике.
+Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
VI I | Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | Работа по учебнику в парах. Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково Их поставить в чёткий ряд – Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. – Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика. – Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика. – Назовите получившееся слово. (Павлин.) Осуществляется показ иллюстрации. – Петрушка так характеризует павлина: Не царь – царёк, Себя властью облёк, На серенькую спину Мантию накинул, На мантии – алмазы, Рубины да топазы, На голове – венец, А сам – глупец. – А что вы знаете об этой птице? Учитель демонстрирует книги писателей В. Бианки, Н. Сладкова, из которых учащиеся могут узнать о жизни павлина и других птиц.
| Работают в парах по учебнику на стр.114, моделируя ключевое слово.
+Павлин.
Опираясь на жизненный опыт, сообщают известные сведения о павлине.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII | Физкультминутка Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил. | Провожу гимнастику для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз под музыку (упражнение на слайде) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
IX | Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).
| 1. Игра «Кто больше?». – Ребята, считайте количество слов со звуком [п], [п’]. Пламя, платье, пух, перо, Поезд, пассажир, перрон, Пряник, парусник, полёт, Помидор, письмо, пилот. (13 слов.) Т. Синицына 2. Чтение рассказа. первичное чтение. – Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой «Просто старушка». Повторное чтение. Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе). Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать. – Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам «секретные» слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево. – Что вы заметили?
| Учащиеся считают количество слов со звуком [п], [п’] и поднимают карточку с цифрой 13.
Читающие ученики – подготовка к чтению по ролям (в группе). Нечитающие ученики – выделение слов в тексте, которые могут прочитать, ставят простым карандашом точки над словами, которые могут прочитать.
+Слова остались теми же: ПОТОП ТОПОТ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
X | Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности
| – Петрушка исчез, а буква П осталась. Для родного словаря Постаралась П не зря! Попугай, петух и пёс, Персик, праздник, пылесос, Пенка, плач, пурга и птица, Буква П нам будет сниться! Т. Синицына – Какое открытие мы сегодня совершили? Что нового узнали на уроке? – Дайте характеристику новым звукам. – Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными? -Покажите свое эмоциональное состояние на конец урока на «Светофоре успеха». Опустите. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько она была плодотворной, активной, интересной, свои достижения на светофоре. Молодцы, ребята, я вами сегодня просто восхищаюсь. Я хочу сказать вам спасибо за сотрудничество. – Доскажите словечко… Веселятся Коля, Лена. Это значит – … (перемена). -Урок окончен! |
Подводят итог урока, оценивают свои достижения на «Светофоре успеха».
+Перемена. +Спасибо за урок! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обучения грамоте | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
обучения грамоте (литературное чтение)
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.
Дата проведения урока: 03.12.12013г.
Класс: 1 «Г».
Учитель: Шамаева Ольга Радионовна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с буквой П,п.
Задачи:
- Научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием «твёрдые и мягкие согласные»).
- Способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
- Воспитывать у учащихся чувство сотрудничества с учителем и одноклассниками, доброжелательность, чувство понимания и сопереживания чувствам других, любовь к чтению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы П, п; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В. Осеевой «Просто старушка» по вопросам учителя.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.).
Программно- методическое обеспечение урока:
Оборудование к уроку:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Учебник «Букварь» (Автор: Л.Е.Журова, 1 часть)
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Модели слов «печка» и «пушка», «липа» и «пила».
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".
Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....
Урок обучения грамоте 1 класс по теме: "Знакомство с буквой Вв".
Урок разработан по программе УМК Начальная школа 21 века (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)...
План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская
Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе Чтение слов с буквой Б.
Технологическая карта урока...
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
Технологическая карта урока обучения грамоте (литературное чтение) тема: Знакомство с буквой Б,б
Технологическая карта урока обучения грамоте (Литературного чтения) в 1 классе. тема урока : Знакомство с буквой Б,бЦель урока: Знакомство ссогласной буквой Б,б, согласными звуками [б, б']...
Комментарии
Спасибо за качественный
Спасибо за качественный материал! Очень подробный план-конспект урока по ФГОС.
Спасибо! Этот урок я
Спасибо! Этот урок я проводила в рамках недели преемственности "Детский сад- школа". Мне самой он понравился. Дети работали очень активно, вовлеченно. Воспитатели и администрация школы увиденным тоже были довольны. Особо выделили методы и приемы работы по чтению слогов, слов, предложений и небольших текстов, дифференцированную работу с детьми, которые испытывают трудности в чтении. Дети показали довольно высокий уровень обученности чтению.