Литературное чтение 1 класс «Звук [ щ’ ]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.»
презентация к уроку по чтению (1 класс) по теме

Калуцких Марина Викторовна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_shch.docx20.23 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1. Орг . момент .

 Снег порхает и сверкает

 В золотом сиянье дня.

 Словно пухом устилает

 Все дороги и дома.

 Сыплет, сыплет снег-снежок.

 Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу удачи. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

А теперь настроемся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесём  волшебную фразу: Я ХОЧУ МОГО ЗНАТЬ!

2. Повторение пройденного материала.

-Посмотрите  сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красного гномика,  какие на синего, а какие на зелёного.

 а   у  ю  я  ж  ц  ш  й  ч

- Какие снежинки опустились на красного гномика? (Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему?  (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

- Какие снежинки опустились на синего гномика?  (ж, ш, ц  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки опустились на зелёного гномика ? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?  (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

Итог.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку,  где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу,  быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой. (Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку.  Послушайте отрывок из сказки:                                                                      1СЛАЙД

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

- Какую рыбку мы поймали? (Щуку).

-Как называется сказка? («По щучьему велению»

- Какие волшебные слова сказала щука Емеле?

 5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ'].Работа со Звуковичком.

- Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

- Произнесите первый звук.

- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

- На что похож этот звук? (На шипение)

- Звук [щ'] шипящий.

- Как произносится звук [щ']? (Мягко.)

- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

- Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.                                                            2 слайд 

-Назовите предметы, которые вы видите на экране( щётка, щенок, ящерица, лещ)

-Определите, есть в словах новый звук и где он находится.

3) Знакомство с буквой Щ.                                                                                                           3 слайд

- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.

- На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

На расчёску щ похожа

Три зубца всего?

Ну что же!

4) «Доскажи словечко». Чистоговорка                                                                    

Ща – ща- ща я поймал в реке …….   леща                                                                                     4 слайд

Щу – щу – щу щуку я                  ……. тащу

Щи – щи – щи ты меня в лесу …… ищи

Ащ – ащ – ащ мы наденем      …… плащ

5) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                                                                                                     5 слайд

6)Работа с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Работа в паре с карточкой                                  

- Вставьте пропущенные буквы

овч—рка                                                                галч-----та

площ---дка                                                             скач----

щ---ка                                                                      тащ----

леч----                                                                       рощ---

Проверка                                                                                                                                                      6 слайд

- Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

 - Прочитайте правило в учебнике.

- Запомните это правило.                                                                                                                     7 слайд

 

6.Формирование навыков чтения.

_ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка"                                                           8слайд

7. Итог урока.

-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

- Какой звук узнали? ([щ]).

- С какой буквой познакомились? (Щ).

- Какое правило узнали на уроке? (ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Рефлексия

-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

-Урок окончен.

Урок

Литературного чтения

Тема: Звук [ щ’ ]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.

Цель: Познакомить с непарным мягким согласным звуком [ щ’ ] и буквами Щ, щ, обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.

                                                           

   

Учитель начальных классов

                                    Калуцких Марина Викторовна

2012 Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

Звук [Щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча-ща и чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией...

Тема урока. Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча-ща, чу-щу.

Цель урока. Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; правильного, сознательного, выразительного чтения слов через систему продуктивных заданий.Дидактическая задача. Ученик...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»

    Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания....