Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква Ф | 549.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока: познакомить учащихся со звуками [ф], [ф'] и согласной буквой ф.
Задачи урока:
- Совершенствовать умение делать звуко – буквенный анализ слов.
- Совершенствовать способ чтения.
- Содействовать формированию у детей правильного типа читательской деятельности.
- Совершенствовать речь и воображение учащихся; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки групповой и коллективной работы.
- Содействовать отработке навыков самооценки и взаимной оценки, формированию дружного коллектива.
Оборудование: разрезная касса букв и слогов, схема – «человечек» «Ф», плакаты «На что похожа буква Ф», предметные картинки, магнитофон, «Весёлая полянка» на фланелеграф, конверты с цветочками (разного цвета) для каждого ученика, компьютер.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня у нас урок – праздник. К нам в гости пришёл фотограф. Он фотографирует класс.
- Повернитесь лицом друг к другу и скажите добрые слова: «Слов плохих не говорите, только добрые дарите». Улыбнитесь!
- Я желаю вам на уроке новых открытий, успехов, радости.
- Проверка домашнего задания.
- Начнём наш урок с весёлого стихотворения Олега Григорьева «Повар», которое вы учили дома.
Три ученика читают наизусть стихотворение. Класс аплодисментами оценивает товарищей. Учитель даёт словесную оценку, подводит итог.
- Молодцы!
- Совместное целеполагание.
- К нам в гости пришёл звуковичок.
На доске – схема – «человечек» без буквы в середине, в белых ботиночках.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость?
(Изучить новые звуки, познакомиться с новой буквой).
- Сегодня мы должны познакомиться с новыми звуками и буквой, научиться читать не только её, но и слоги, слова, предложения, где эта буква встречается.
- Знакомство с новыми звуками и буквой.
- – А вот с какими звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами, сделав звуковой разбор слов.
– Доскажите словечко:
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный маленький … (флажок)
- Делаем полный звуковой разбор слова «флажок».
Один ученик делает на доске за шторкой. Остальные учащиеся делают в тетрадях.
- Проверяем. (Шторка открывается). У кого не так?
Итог звукового разбора.
- Назовите первый звук.
- Дайте характеристику звука.
([ф] – согласный, т.к. его нельзя пропеть, воздух встречает во рту преграду (верхние зубы, нижняя губа); твёрдый, глухой, т.к. произносится без голоса).
- Скажите всё про это звук.
Повторяют слабо подготовленные учащиеся.
- Как сказать одним словом «праздник завершается», «заключительная часть праздника»? (Финал)
- Делаем звуковой разбор слова «финал».
Один ученик делает на доске за шторкой. Остальные учащиеся делают в тетрадях.
Итог звукового разбора.
- Назовите первый звук.
- Дайте характеристику звука.
([ф] – согласный, т.к. его нельзя пропеть, воздух встречает во рту преграду (верхние зубы, нижняя губа); твёрдый, глухой, т. К. произносится без голоса).
- Скажите всё про это звук.
2) – Назовите пару новых звуков ([ф], [ф']).
Произносят несколько раз.
- Какие это звуки – разные или одинаковые? (Разные)
- Почему? ([ф] - твёрдый, [ф'] – мягкий).
- Эти разные звуки обозначаются буквой Ф.
Плакат с буквой.
- На что похожа буква Ф?
Появляются плакаты «На что похожа буква Ф»
А) Всем известно, без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов)
Б) Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)
- Куда мы поселим букву Ф? Почему?
(к согласным во IIпоезд, на нижний ряд).
3)- Откройте букварь на с. 140 и «оживите» нашего звуковичка. Как это сделать?
Учащиеся рисуют шляпку и раскрашивают башмачки (самостоятельно).
- Проверяем.
Учитель выполняет работу на доске. Учащиеся объясняют действия.
4) – Давайте подружим букву Ф с гласными буквами.
Читают слоги на с. 140.
- Давайте закрепим дружбу гласных с согласной Ф.
Читают нижнюю строчку.
- На наборном полотне слоги. Прочитайте их:
А) тихо, громче, тихо
Б) недовольно
В) ласково
5) Работа в парах
- На партах лежат карточки, на которых напечатаны слоги и буквы. Нужно составить из них слова.
Учащиеся поворачивают карточку и работают в парах, показывают сигнал «Мы готовы» (домик).
- Проверяем.
Читают учащиеся, у которых больше слов. Оценивают другие при помощи сигнальной карты.
- У кого есть другие слова?
Оценка работы в группах: все ли приняли участие, всё ли получилось?
- Физкультминутка.
- Чтение слов и предложений на с. 140.
- – Для чтения используются столбики слов и предложения внизу страницы.
Дополнительное задание получают хорошо читающие учащиеся. Они готовят на карточках статьи из словаря С.И. Ожегова «Словарь русского языка».
- Проверка чтения.
- Прочитайте слово, где звук ([ф] повторяется два раза. (Фуфайка).
Один ученик читает статью из толкового словаря.
- Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура).
- Где ещё это слово мы употребляем? (В математике, в скульптурном изображении).
- Прочитайте слово, которое обозначает предмет для укладывания причёски (Фен).
- Прочитайте первое слово в столбике (Фыркает).
- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и познакомимся со значением этого слова.
Один из учащихся читает статью из словаря С.И. Ожегова.
- Прочитайте слово, которое называет животный мир Земли (Фауна).
- Прочитайте предложение внизу.
- Как вы поняли, что такое флора? (Это растительный мир)
- Как сделать из большого фонаря маленький фонарик? (с помощью суффикса «ик»).
- Прочитайте название крупной хищной птицы (гриф).
Слайд «Грифы»
- У этого слова есть ещё значения:
1) длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой тянутся струны.
2) печать и оттиск с изображением подписи.
3) в античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.
- Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы (Африка, Уфа).
- Почему эти слова записаны с заглавной буквы? (Это название материка и города в Башкирии).
- Прочитайте «военное слово» (Офицер).
- Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам (телефон).
- Как называется крупное соединение военно – морских судов? (флот).
- Прочитайте слово, которое называет место военных действий (фронт).
- Объясните второе слово в этом столбике (фрак – парадный сюртук с вырезанными передними полами).
- Прочитайте слова, которые называют цветы (фиалки, фикус).
Учитель показывает комнатные цветы.
- Составьте предложения с этими словами.
Ответы учащихся.
- Прочитайте третье слово (финиш).
- Когда мы говорим «финиш»? (Конечный пункт спортивного состязания)
- Прочитайте последнее слово (факел).
- Кто из вас видел этот предмет? Как он выглядит? (светильник на рукоятке).
- Прочитайте «съедобные» слова (кофе, конфеты).
- А где их можно попробовать? Прочитайте слово (Кафе – небольшой ресторан).
- Прочитайте последнее слово (конфетти – разноцветные бумажки, кружки, которыми осыпают друг друга на маскарадах).
- Составьте предложение с этим словом.
3) Чтение однокоренных слов на с.140.
- Прочитаем однокоренные слова с корнем – фото-, объясним их значения, выделите корень.
Фотография:
- Изображение предметов на чувствительной плёнке.
- Снимок, полученный таким способом.
- 3. Учреждение, мастерская для съёмок.
Фотоаппарат – аппарат для фотографии.
Фоторобот – составленный фотографический снимок.
Один из учащихся готовит рассказ о фотографии – для расширения кругозора учащихся.
- Физкультминутка для глаз.
- Работа с текстом «Папина профессия» на с. 141.
- Работа с текстом до начала чтения.
- Прочитайте заглавие. О чём будем читать? (О папиной профессии)
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто это? (Папа)
- Прочитайте ключевые слова (на доске): фотография, фотоаппарат, фотограф, фотокорреспондент.
- Как вы думаете, о чём будет текст? (профессия папы – фотокорреспондент. У него есть фотоаппарат, он делает фотографии.)
2) Работа с текстом во время чтения.
А) – Прочитайте про себя.
Первая группа (слабочитающие дети) читает 1-й и 2-й абзацы.
Вторая группа (хорошочитающие дети) получают дополнительное задание. Какой заголовок можно ещё подобрать?
- Подтвердились ли ваши предположения? (Да).
Б) Повторное чтение вслух по абзацам.
1-й абзац.
- Кем работает папа Саши Ефимова? (Фотокорреспондентом журнала «Азия и Африка»)
- Прочитайте второе предложение так, как будто мы все корреспонденты и очень гордимся этим.
2-й абзац.
- Найдите и прочитайте предложение, котрое подходит к иллюстрации на кубике. (Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру).
- Расскажите, что особенно любит снимать Андрей Ефимов. (Фотопортреты мужчин, женщин и детей: у Сашиного папы их целая коллекция).
- Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях. (На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высокими домами, а вот – крошечный посёлок, где обитает африканское племя.)
3-й абзац.
Конкурсное чтение абзаца.
- Прочитайте этот абзац голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда чёткая и выразительная.
Три ученика читают абзац. Класс оценивает товарищей. Учитель даёт словесную оценку, подводит итог.
4-й абзац
- прочитайте последний абзац медленно и вдумчиво.
3) Работа с текстом после чтения.
А) Проблемный вопрос к тексту.
- Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа? (Саша горд и доволен папиной работой. Пока мальчик рисует портреты своих друзей. Он готовится стать фотокорреспондентом).
Б) – Вернёмся к названию текста.
- Какие заголовки можно подобрать к тексту?
1. Любимая профессия семьи Ефимовых.
2. О профессии корреспондента.
3. Профессия папы – фотокорреспондент.
- Чей заголовок понравился больше? Почему?
- Домашнее задание
- Читать на с. 140 -141, придумать интересные вопросы по тексту, по желанию нарисовать иллюстрации к тексту.
- Звуковой разбор слова «фотограф», по желанию – любое слово.
- Рефлексия деятельности
- Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Достигли мы целей, которые поставили в начале урока? Докажите.
- Кто приходил к нам в начале урока? Почему? (Фотограф. В этом слове новый звук и новая буква).
- Какое настроение у вас после урока?
- Давайте соберём полянку, чтобы закончить наш праздник.
- Если вы считаете, что работали очень хорошо – красный цветок, если хорошо – жёлтый, если что-то не получилось – синий.
- 1-й ряд дарит свои цветы ёжику, 2-й ряд – хомячку, 3-й ряд – белочке. Все цветы помещаются на доску.
- Так как же мы сегодня работали все вместе? Каких цветов больше? Молодцы!
- Спасибо за урок! Поблагодарим друг друга за работу аплодисментами.
Литература
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991.
- Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2003.
- О.Н. Федерягина. Групповая работа на уроках обучения грамоте в 1-м классе// Начальная школа плюс До и После. – 2011.- №2. – с. 46-50.
Приложение 1.
Звуковичок
Детали к украшению Звуковичка
Приложение 2
Карточка «Составь слово»
ФА | ФО | ФИ | ФЕ |
ТО | Я | РА | ЛЕ |
Приложение 3
Грифы
Гриф гитары
Гриф как печать, оттиск
Птица гриф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.
Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....
Конспект занятия по обучению грамоте: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
Урок по обучению грамоте....
План-конспект урока по литературному чтению. Согласные звуки [л’], [л]. Буквы Л, л
Согласные звуки [л’], [л]. Буквы Л, л...
КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...
Конспект занятия обучения грамоте по теме "Звуки [в], [в\']. Буквы В, в."
Конспект занятия лбучения грамоте по теме "Звуки быквы в"....
Конспект урока литературного чтения "Гласный звук о. Буквы О,о.
Материал содержит конспект урока и презентацию к нему....
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....