Конспект урока литературного чтения на тему: Звук [и]. Буква И и
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [и]. Буква И и»

Дидактическая цель: способствовать знакомству детей с буквой И и , звуком [и]  ; содействовать знакомству учащихся с основными теоретическими вопросами.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся составлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово ( гласные – ударные, безударные)

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, выполнять различные роли.

Личностные: научатся воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Материально - техническое обеспечение: наглядный материал, презентация, компьютер, доска.

Ход урока:

I. Мобилизующая часть

- Добрый день, ребята. Сейчас мы с вами поиграем. Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.

- Мягкая, а не вата;

Белая, а не снег,

Подуешь – разлетится;

Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать. (Часы)

- Избушка нова – жильца нет.

Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

- Жидко, а не вода,

Бело, а не снег. (Молоко)

- Белая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и зада урока

 Игра «Соотнеси картинку и звук»

- Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть  звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка, звуков  [а],[о]).Соотнесите картинку и звук. Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный? Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

- Посмотрите внимательно на экран. Давайте пропоем гласные, которые там изображены. (АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.)

III. Формирование новых знаний, умений, навыков

- Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой. ( Осёл)

- Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?

- А как кричит осел?   ( ИА-ИА-ИА) Какой новый звук вы слышите?

- Подумайте звук [и] гласный или согласный? Давайте произнесем его.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему  сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте? ( Познакомимся со звуком [и] и буквой И и)

       1.Беседа по предметной картинке.

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик … ( Иголка)

- Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

- Ребята вам бы хотелось попробовать шить? Может, кому – нибудь из вас приходилось работать с иголкой? Какие вы знаете профессии связанные с вышиванием? ( вышивальщица, швея, портной, закройщик)     

2. Слого – звуковой анализ с опорой на схему.

- Давайте хором по слогам  произнесем слово И-ГОЛ-КА. Сколько слогов в слове?

- Еще раз произнесем слово целиком и определим ударный слог.

- Обратите внимание на схему данного слова, из чего оно состоит?

- Произнесите первый слог, какой звук вы слышите? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

    3. Артикуляция и характеристика звука.

- К нам на урок пришла девочка Ира и принесла игрушки и ириски (картинки вывешены на доске). Назовите первый звук в словах Ира, игрушки, ириски. ([И]).

- Произнесите звук [и], понаблюдайте за положением губ, языка, рта. Повернитесь друг к другу и продемострируйте произношение данного звука. - Рот открыт, губы расширяются в улыбке, зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.

 - Произнесите звук [И]. Есть ли преграда, когда мы произносим звук [И]? Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Значит, какой звук [И] – гласный или согласный? Запомните: звук [И] - гласный. Звук [и] «живет» в красном домике. ( показ на «ленте» букв )

    4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

     Игра «Угадайте звук [и]»

- А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете. (Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива.)

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- А сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача обвести предметы, в названии которых есть звук и. ( На парту дается карточка с изображением предметов)

- Прочитайте стихотворение Валентина Берестова  «Ивы».  А теперь найдите в стихотворении все слова с буквой И. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. ( ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою)  

   Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

   5. Обозначение звука буквой.

- Звук и обозначается буквой И, и. Это заглавная печатная буква И, а вот это- строчная (маленькая) буква и. ( демонстрация на плакате, в учебнике)

- На что похожа буква и?

На калитку посмотри:

Чем она не буква и?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. (демонстрация картинки)

- Построим из пальцев букву «И».

Указательные пальцы

Словно столбики застыли.

Средний левой чуть нагнулся,

Пальца правой дотянулся.

- А сейчас  выложите букву из палочек, найдите её в кассе букв. Теперь напишем букву в воздухе. Чем похожи и чем отличаются буквы И – и?

IV. Формирование практических умений и навыков

     1.Логические упражнения

- Откройте учебник на с. 30 соотнесите схемы и рисунки. Назовите предметы одним словом. Какой предмет можно назвать лишним? Докажи.

- Теперь обратите внимание на предметы, которые изображены вверху учебника. Соотнесите рисунки со схемой. Какой вывод мы можем сделать? Верно, предмет один , а значений у него много. Приведите еще примеры таких слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.

    2. Составление рассказа.

- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.30. Кто на ней изображен? Что они делают? Какие предметы нужно взять с собой мальчику? Ваша задача составить небольшой рассказ, по данной иллюстрации.

    3. Рассказывание сказки по серии картинок.

- Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? Вспомни сказку . Восстанови последовательность событий. Озаглавь каждую часть. Придумай с соседом по парте другой конец сказки.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились?  А с какою буквой? Буква И , гласная или согласная?

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если на  уроке у вас все получалось и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам были затруднения  и сложности в работе, то возьмите в  правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:Звук у, буквы У, у. (Программа 2100)

Открытый урок проводился в рамках Муниципального дня открытых дверей для МБДОУ...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

Урок литературного чтения по теме "Звуки з Буквы З,з"

Урок литературного чтения "Звук [з,з.]. Буквы З,з"...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Презентация к уроку литетурного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...