Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probnyj_po_literature.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по литературному чтению
УМК «Школа России»
1 класс
Тема: «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж.
Сопоставление ж-ш»
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Тип урока: открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж;
- выполняют слого - звуковой анализ слова;
- сопоставляют звуки [ж] и [ш];
- читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты, пересказывают текст;
- анализируют пословицы о дружбе.
Метапредметные:
- учиться определять тему урока с помощью учителя;
- учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни.
Личностные:
- учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Оборудование: учебник В.Г. Горецкий «Азбука», мультимедийная установка, экран, презентация к уроку.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Сообщение темы урока
- Работа по учебнику
- Знакомство с новым звуком
- Физкультминутка
- Работа по учебнику
- Знакомство с новой буквой
- Физкультминутка
- Применение нового знания на практике
- Работа по учебнику
- Итог урока
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: тетрадь по печатанию, учебник «Азбука» подставка под учебник, ёжик с полной канцелярией? Отлично.
Учитель: А сейчас проверим, чему уже вы научились на уроках литературного чтения. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука, а теперь – согласного звука. Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
- Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, на какие две группы делятся звуки.
Ученики: Гласные и согласные.
Учитель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Ученики: Гласные не встречают преграду при произнесении, а согласные встречают; гласные могут образовывать слог, а согласные – нет.
Учитель: Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам – а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е, ш).
Учитель: Какая буква оказалась лишней?
Ученики: Мягкий знак «ь».
Учитель: Почему?
Ученики: Мягкий знак «ь» не обозначает никакого звука.
Учитель: Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук.
Ученики: Буква «ч».
Учитель: Назовите букву, которая может обозначать 2 звука.
Ученики: Буква «е».
Учитель: В каких случаях буква «е» может обозначать 2 звука?
Ученики: В начале слова, после гласного звука, после мягкого знака «ь».
Учитель: Назовите букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук.
Ученики: Буква «ш»
Учитель: Молодцы.
- Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах).
- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это… (Ёжик).
- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф).
- Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)
Учитель: Как можно назвать всех одним словом?
Ученики: Животные.
Учитель: Произнесите все слова. Чем все слова похожи?
Ученики: Во всех словах есть звук [ж].
Учитель: Кто догадался, какова тема нашего урока?
Ученики: Звук [ж]. Буква Ж ж.
- Работа по учебнику
Учитель: Откройте учебник на стр. 24. Вверху найдите пословицу о дружбе. Прочитайте про себя «Где дружбой дорожат, там враги дрожат». Давайте хором повторим эту пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?
Ученики: Объясняют смысл пословицы.
Учитель: Одиночка часто не может противостоять врагам, а вместе с друзьями можно стать непобедимым.
Учитель: Рассмотрите картинку ниже. Поднимите руку, кто узнал сказку. Кто автор сказки?
Ученики: Сказка «Дюймовочка». Автор сказки Ганс Христиан Андерсен.
Учитель: Кто помог Дюймовочке избежать свадьбы с кротом?
Ученики: Ласточка.
Учитель: Кем стали Ласточка и Дюймовочка?
Ученики: Друзьями.
Учитель: Пословиц о дружбе много. Прочитайте следующую пословицу: «Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
Учитель: Почему так говорят?
Ученики: Предположения детей.
Учитель: Что нужно делать, чтобы избежать ссоры?
Ученики: Не ссориться.
Учитель: А если ссора произошла?
Ученики: Помириться.
- Характеристика звука [ж]
Учитель: Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
Учитель: Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж)
Учитель: О каком звуке будем говорить? (ж)
Учитель: Отгадайте загадку
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (отгадка на слайде)
Ученики: Жук.
Учитель: Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя в тетрадях по печатанию, а один ученик выйдет к доске и сделает схему. (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий). Сколько слогов? (1) Назовите слог-слияние? (жу).
- Физкультминутка
Учитель: Я буду называть слова, если услышите звук [ж] - хлопайте в ладоши, если в слове нет звука [ж] - топайте ногами.
кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, пиджак, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи.
- Работа по учебнику
Учитель: Подведем итог. На правой странице учебника найдите прямоугольники. Читаем, что написано внутри и выбираем верный ответ. (согласный, звонкий, твердый).
Учитель: Прочитайте столбики слов под первым кружочком самостоятельно.
друг, дружок
могу, может
жук, Жучка
телега, тележка
Учитель: Прочитайте слова, где «ж» стоит в начале слова.
Учитель: Прочитайте слова, где буква «ж» стоит в середине слова.
Учитель: Прочитайте слово, в котором буква «ж» есть, а звука [ж] нет. (тележка). А какой в этом в слове звук? [ш].
Учитель: Сравните звук [ж] и [ш].
Учитель: Звук [ж] –звонкий, а звук [ш] – глухой.
Учитель: Какой вывод можно сделать? (это парные звуки)
Учитель: А скажите мне, пожалуйста, почему слово «Жучка» написано с заглавной буквы?
Ученики: Это имя собственное.
- Знакомство с печатными буквами Ж, ж.
Учитель: Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.
Учитель: Звук [ж] на письме обозначается буквой Ж. Посмотрите на доску (учитель на доске пишет печатные буквы ж Ж). На что похожа буква «ж»? (на букву «к»)
Учитель: Откройте тетрадь по печатанию и напишите на одной строчке маленькую букву «ж», на второй строчке заглавную букву «Ж». Какой цвет возьмете, чтобы написать печатные буквы «ж»? (синий). Почему? (потому что звук [ж] – всегда твердый).
Учитель: Зачем нужна заглавная буква Ж?
Ученики: Писать имена собственные и начало предложения.
- Физкультминутка
Учитель: Встаньте из-за парт. Если слово пишется с большой буквы, то тянетесь к солнышку, если с маленькой, то садитесь на корточки.
* жираф, Жучка, журавль, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Женя.
Учитель: Молодцы, садитесь.
- Применение нового знания на практике
Учитель: Прочитайте на стр. 25 сочетание букв (ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ)
Учитель: Почему здесь не записано сочетание букв Ж и Ы.
Ученики: Буква «ы» не пишется с твердым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж].
Учитель: Теперь наше правило будет звучать - ШИ и ЖИ пиши с буквой И.
- Работа с текстом
Учитель: Читаем текст по 1 предложению.
(Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может.
– Осторожно! – кричат ему.
– Лужа.)
Учитель: Найдите слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? Что сделали? Перескажите рассказ близко к тексту.
- Итог урока
Учитель: Какую тему мы сегодня обсуждали?
Ученики: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж
Учитель: К каким выводам пришли?
Ученики: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый, парный.
Учитель: Какую пару вы для него знаете?
Ученики: Звук [ш].
Учитель: Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"
Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Включает предметные, метапредметные и личностные ...
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."
Этот первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс
Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс ПНШ...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...
Конспект урока литературного чтения на тему: Звук [и]. Буква И и
Конспект урока литературного чтения...
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"
Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...