Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная. Планеты общения.»
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная» на практике представляет собой систему работы по формированию коммуникативных ценностей у младших школьников средствами чтения.
Главная цель - привлечь внимание и взрослых, и детей к проблемам социальной защищенности и адаптации младшего школьника, приобщить маленьких школьников к чтению, научить находить в книгах полезные и мудрые советы, развивать вместе с тем читательскую культуру и средствами чтения способствовать адаптации учащихся в сложном бытии их школьной жизни.
«Единственная настоящая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения» писал Экзюпери. Использование книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» стало хорошим способом решения проблем социальной адаптации ребенка. Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Большую помощь в проведении занятий по программе играет визуальная поддержка, так как в соответствии с темами, целями и задачами подобраны фото- видео- аудио материалы. Все технологии и упражнения соответствуют современным педагогическим подходам и разработаны по теории множественного интеллекта. Программа поддерживает интерес и мотивацию к самостоятельному чтению, помогает преодолевать трудности в общении, помогает ребенку совершенствоваться и тем самым «компенсировать и уравновешивать» внешние перемены. Детям предлагается в интерактивной форме поучаствовать в сказочном путешествии по планетам Маленького принца и осмыслить сюжеты книги с помощью заданий и совместного поиска ответов на очень важные вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № ____
Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ № ___ Протокол от ___________ № ______ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГБОУ № ___ от ______________ № ______ ___________________ |
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Маленькая Вселенная. Планеты общения.»
для 3-х классов
на _________ учебный год
Направление: социальное
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа
Педагог, должность:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.
Образовательная программа «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43). Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 235"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка — это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими.
Программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание нравственных чувств, этического сознания у младших школьников и здорового образа жизни.
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- формирование уважительного отношения к семье
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
- формировать основы морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
-укреплять доверие к другим людям;
-развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
-формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
-формировать отношение к семье как к основе российского общества;
-формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
-знакомить учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
-формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Приоритетной целью образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучению учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы педагогического сопровождения включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. В условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся находят отражение в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые в свою очередь обеспечивают социальную компетентность учащихся. В требованиях государственного образовательного стандарта говорится о необходимости поиска различных педагогических подходов для духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника. Для этого могут быть использованы разные способы и одним из традиционных является чтение. Чтение может рассматриваться как один из педагогических подходов и наиболее значимый ресурс, так как традиционно являлся способом передачи знаний и опыта общения со сверстниками и со взрослыми. Однако учителя на практике не всегда используют средства чтения, либо недостаточно целенаправленно, неполно или неэффективно. Перед активной общественностью появилась необходимость создания организационно-педагогических условий, при которых чтение выступает в качестве «антистрессового адаптогена» социальной адаптации младшего школьника через духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение образовательной программы «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» в третьем классе отводится 34 часа в год, 1час в неделю (при 34 учебных неделях).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед образовательным учреждением поставлены непростые задачи и требуют постоянного обновления методик и технологий для решения. К основным направлениям деятельности на ближайшую перспективу относятся: использование культурно-образовательного потенциала, учитывая нравственное и духовное формирование молодого поколения; обязательное развитие культуры чтения на всех этапах обучения и воспитания школьников; воспитание у молодого поколения уважительного отношения и ответственности к культуре и культурным ценностям, к культуре языка и языкам международного общения; предоставление огромного поля возможностей для развития творческих особенностей учащихся, уделяя внимание особо на научно-техническое творчество и освоение новых технологий. В содержание курса входят следующие темы:
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Мастерская слова. Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь. Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
Правила и законы общения. Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
Мы живем среди людей. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
Культура спора. Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты Занятие-практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по – разному. Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
Начало начал. Основа взаимоотношений в семье.
Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения курса «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» в третьем классе будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, коммуникативного развития.
Третьеклассники научатся:
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться друг к другу и к окружающему миру;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- использовать полученную информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- расширять свой читательский кругозор
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей и ценностей;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
- понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела. | Количество часов |
1 | Культура общения. | 10 ч. |
2 | Самовоспитание. | 6 ч. |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 ч. |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- словари: толковый словарь, словарь фразеологизмов, словарь синонимов;
- детские книги разных типов из круга детского чтения;
- портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Экранно-звуковые пособия
- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru http://ped-kopilka.ru http://nsportal.ru http://www.uchportal.ru http://nachalka/info/about/193
http://nachalka.info/about/193
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Список литературы для учителя
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2004. – 140с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
образовательной программы
«ПЛАНЕТЫ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА. УРОКИ ОБЩЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ»
№ п/п | Дата | Тема занятия | УУД | ||
план | факт | ||||
Культура общения (10 ч.) | |||||
1 | «С кем поведешься…» |
У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | |||
2 | Вежливые слова и слова-паразиты | ||||
3 | Диалог | ||||
4 | Понятие диалога и его слагаемых. | ||||
5 | Виды диалога: беседа, спор. | ||||
6 | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | ||||
7 | Письменное приглашение | ||||
8 | Приглашение по телефону | ||||
9-10 | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | ||||
11 | Вежливо, невежливо, грубо | ||||
12 | Этикетные жанры и слова вежливости | ||||
13 | Будьте взаимно вежливы | ||||
14 | Языковой паспорт человека. | ||||
15 | Языковой паспорт человека. «Портрет культурного человека» | ||||
16 | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | ||||
Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч.) | |||||
17 | Правила и законы общения | ||||
18 | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | ||||
19 | Мы живем среди людей | ||||
20 | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | ||||
21 | Спор | ||||
22 | Виды споров | ||||
23 | Культура спора | ||||
24 | Разговор с взрослым | ||||
25 | Тон разговора | ||||
26 | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | ||||
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч.) | |||||
27 | Об одном и том же по-разному | ||||
28 | Выражение собственной точки зрения | ||||
29 | Самое беспокойное слово на свете | ||||
30 | Обманчивое «Потому» | ||||
31 | Учимся прощать | ||||
32 | Взаимоотношение в семье | ||||
33-34 | Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны |
Предварительный просмотр:
Коментарии к презентации «Совершенствование процесса обучения чтению во внеурочной деятельности. Программа «Маленькая Вселенная. Планеты общения»
слайд | В требованиях государственного образовательного стандарта говорится о необходимости поиска различных педагогических подходов для развития и воспитания младшего школьника. Для этого могут быть использованы разные способы и одним из традиционных является чтение. | |
слайд | «Единственная настоящая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения» писал Экзюпери. Программа по внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная» на практике представляет собой систему работы по формированию коммуникативных ценностей у младших школьников средствами чтения. | |
слайд | Программа основана на проверенном литературном источнике, проверенном временем, и включает в себя интерактивные занятия по произведению «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Листая страницы книги, обсуждая истории и рассматривая различные ситуации, дети решают сложные проблемные вопросы общения, подбирают варианты ответов, обосновывая свой выбор. | |
слайд | Использование книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» стало хорошим способом решения проблем социальной адаптации ребенка. Детям предлагается в интерактивной форме поучаствовать в сказочном путешествии по планетам Маленького принца и осмыслить сюжеты книги с помощью заданий по теории множественного интеллекта, совместного поиска ответов на очень важные вопросы. На слайде представлены темы занятий: Занятие № 1. «Мы общаемся — мы все разные» Занятие № 2. «Ты в ответе за тех, кого приручил» и т.д. Темы занятий соответствуют определенным критериям социальной адаптации, на развитие которых они направлены. | |
слайд | В программе выстраивается иерархия целей, задач, принципов и методов обучения. Принципы построения педагогического процесса определены с опорой на методологические основы системы развивающего обучения. Система работы строится на постепенном увеличении числа поисковых и проектных приемов и способов средствами чтения. | |
слайд | Проектирование структуры и апробация рабочей тетради «Планеты Общения» для организации внеурочной деятельности проходило последовательно в рамках педагогического исследования и внедрения проектной деятельности. | |
слайд | Программа содержит описание ожидаемых результатов обучения (повышение уровня социальной адаптации через восприятие художественных произведений, через развитие речи, развитие умения оперировать с текстом в нестандартных ситуациях, через повышение уровня мотивации и интереса к чтению), их контроль и коррекцию. Популяризация и содержательные разговоры об интересном чтении среди юных читателей и их родителей смогут породить спрос на хорошие книги. | |
слайд | Главная цель проекта - привлечь внимание и взрослых, и детей к проблемам социальной защищенности и адаптации младшего школьника, Выделены основные критерии оценки и анализа проведененных занятий. Например, успешность социальных контактов в отношениях с детьми, с учителем, сродителями; эмоциональное благополучие, умение решать межличностные проблемы и т.д | |
слайд | Необходимо приобщить маленьких школьников к чтению, научить находить в книгах полезные и мудрые советы, развивать вместе с тем читательскую культуру и средствами чтения способствовать адаптации учащихся в сложном бытии их школьной жизни | |
слайд | Поддерживать интерес и мотивацию к самостоятельному чтению, помогать преодолевать трудности в общении, помогать ребенку совершенствоваться и тем самым «компенсировать и уравновешивать» внешние перемены. Всё это продуктивно можно реализовать через проектную деятельность. Среди проектов урочной и внеурочной деятельности, такие как «По городу с книгой», «Выразительное чтение» и «Семейное чтение» | |
слайд | Структура разработана с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Большую помощь в проведении занятий играет визуальная поддержка, так как в соответствии с темами, целями и задачами подобраны фото- видео- аудио материалы. | |
слайд | Перед активной общественностью появилась необходимость создания организационно-педагогических условий, при которых чтение станет так называемым «антистрессовым адаптогеном» для детей. Адаптогены нормализуют работу нервной системы, повышают коммуникабельность, устраняют резкие спады настроения, тяжелые мысли, заполняют существо легкостью и светом. Все технологии и упражнения соответствуют современным педагогическим подходам и разработаны по теории множественного интеллекта. |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № ____
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ № ___ Протокол от ___________ № ______ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ГБОУ № ___ от ______________ № ______ ___________________ |
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Маленькая Вселенная. Планеты общения.»
для 3-х классов
на _________ учебный год
Направление: социальное
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 34 часа
Педагог, должность:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.
Образовательная программа «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43). Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный Закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 235"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка — это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими.
Программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание нравственных чувств, этического сознания у младших школьников и здорового образа жизни.
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- формирование уважительного отношения к семье
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
- формировать основы морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
-укреплять доверие к другим людям;
-развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
-формировать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
-формировать отношение к семье как к основе российского общества;
-формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
-знакомить учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
-формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Приоритетной целью образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучению учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы педагогического сопровождения включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. В условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся находят отражение в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые в свою очередь обеспечивают социальную компетентность учащихся. В требованиях государственного образовательного стандарта говорится о необходимости поиска различных педагогических подходов для духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника. Для этого могут быть использованы разные способы и одним из традиционных является чтение. Чтение может рассматриваться как один из педагогических подходов и наиболее значимый ресурс, так как традиционно являлся способом передачи знаний и опыта общения со сверстниками и со взрослыми. Однако учителя на практике не всегда используют средства чтения, либо недостаточно целенаправленно, неполно или неэффективно. Перед активной общественностью появилась необходимость создания организационно-педагогических условий, при которых чтение выступает в качестве «антистрессового адаптогена» социальной адаптации младшего школьника через духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение образовательной программы «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» в третьем классе отводится 34 часа в год, 1час в неделю (при 34 учебных неделях).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед образовательным учреждением поставлены непростые задачи и требуют постоянного обновления методик и технологий для решения. К основным направлениям деятельности на ближайшую перспективу относятся: использование культурно-образовательного потенциала, учитывая нравственное и духовное формирование молодого поколения; обязательное развитие культуры чтения на всех этапах обучения и воспитания школьников; воспитание у молодого поколения уважительного отношения и ответственности к культуре и культурным ценностям, к культуре языка и языкам международного общения; предоставление огромного поля возможностей для развития творческих особенностей учащихся, уделяя внимание особо на научно-техническое творчество и освоение новых технологий. В содержание курса входят следующие темы:
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Мы можем понимать друг друга. Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
Мастерская слова. Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.
Вежливая речь. Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.
Заговори со мной, и я скажу, кто ты. Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения. КТД «Портрет культурного человека»
Правила и законы общения. Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
Мы живем среди людей. Национальные особенности этикета. Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света».
Культура спора. Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.
Дети и взрослые. Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.
Искусство делать комплименты Занятие-практикум. Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.
Об одном и том же по – разному. Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.
Выражение собственной точки зрения. Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому». Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.
Учимся прощать. Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.
Начало начал. Основа взаимоотношений в семье.
Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения курса «Маленькая Вселенная. Планеты общения.» в третьем классе будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, коммуникативного развития.
Третьеклассники научатся:
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться друг к другу и к окружающему миру;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- использовать полученную информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- расширять свой читательский кругозор
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей и ценностей;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и сопереживания чувствам других людей;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку и вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
- понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела. | Количество часов |
1 | Культура общения. | 10 ч. |
2 | Самовоспитание. | 6 ч. |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности. | 10 ч. |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
- наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- словари: толковый словарь, словарь фразеологизмов, словарь синонимов;
- детские книги разных типов из круга детского чтения;
- портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
- классная доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Экранно-звуковые пособия
- аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений
- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru http://ped-kopilka.ru http://nsportal.ru http://www.uchportal.ru http://nachalka/info/about/193
http://nachalka.info/about/193
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Список литературы для учителя
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2004. – 140с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
образовательной программы
«ПЛАНЕТЫ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА. УРОКИ ОБЩЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ»
№ п/п | Дата | Тема занятия | УУД | ||
план | факт | ||||
Культура общения (10 ч.) | |||||
1 | «С кем поведешься…» |
У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | |||
2 | Вежливые слова и слова-паразиты | ||||
3 | Диалог | ||||
4 | Понятие диалога и его слагаемых. | ||||
5 | Виды диалога: беседа, спор. | ||||
6 | Занятие практикум. «Мы можем понимать друг друга» | ||||
7 | Письменное приглашение | ||||
8 | Приглашение по телефону | ||||
9-10 | Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений | ||||
11 | Вежливо, невежливо, грубо | ||||
12 | Этикетные жанры и слова вежливости | ||||
13 | Будьте взаимно вежливы | ||||
14 | Языковой паспорт человека. | ||||
15 | Языковой паспорт человека. «Портрет культурного человека» | ||||
16 | Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься | ||||
Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч.) | |||||
17 | Правила и законы общения | ||||
18 | Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться» | ||||
19 | Мы живем среди людей | ||||
20 | Этикет народов мира. Игра-путешествие «Вокруг света» | ||||
21 | Спор | ||||
22 | Виды споров | ||||
23 | Культура спора | ||||
24 | Разговор с взрослым | ||||
25 | Тон разговора | ||||
26 | Занятие - практикум «Искусство делать комплименты» | ||||
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч.) | |||||
27 | Об одном и том же по-разному | ||||
28 | Выражение собственной точки зрения | ||||
29 | Самое беспокойное слово на свете | ||||
30 | Обманчивое «Потому» | ||||
31 | Учимся прощать | ||||
32 | Взаимоотношение в семье | ||||
33-34 | Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие россияне". Военно-патриотическое направление 1 класс
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)
Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие Россияне"
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал соци...
Рабочая программа внеурочной деятельности "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"
Рабочая программавнеурочной деятельности"АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"(социальное направление)для 1 - 4 классов...