Рабочая программа внеурочной деятельности "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Синицына Инна Модестовна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"АЗБУКА  ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"

(социальное направление)

для 1 - 4 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_azbuka_sots_19_-_kopiya.docx86.47 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Субботниковская основная школа

Сычевского района Смоленской области

Рассмотрено

на педсовете протокол № 1

от 30 августа 2019 Руководитель ШМО

__________ М. Н. Тихомирова

Принято

педагогическим советом

протокол № 1

от 30.08.2019 г.

Утверждаю

Приказ от 30.08.2019 г. № 55

Директор школы

___________Н.А. Пояркова

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"АЗБУКА  ЗДОРОВЬЯ и ОБЩЕНИЯ"

(социальное направление)

для 1 - 4 классов

Учитель:

Синицына Инна Модестовна

первая квалификационная категория

в структуру программы внесены изменения

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________М.Н. Тихомирова

 30.08.2019

2019 г.

Пояснительная записка

    Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность.  Внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

        Внеурочная деятельность по социальное направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья и общения»   составлена на основе следующих документов:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;

- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;

- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

Программа разработана с учётом:

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ

-учебный план МКОУ Субботниковской ОШ на 2019 – 2020 учебный год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.

     -Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учителя  МКОУ Субботниковской ОШ.

   По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

      Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере психологического здоровья и общения обусловлена необходимостью профилактики психологического здоровья школьников. Важную роль в сохранении здоровья и благополучия детей играет развитие чувства уверенности в себе и своих силах, самопринятия и уважения; формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, навыков общения, совместной деятельности и сотрудничества. Обучение этим жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования, поэтому возникает необходимость введения во внеурочную деятельность учащихся курса психологии общения.

     Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения обучающихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Азбука здоровья и общения».

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психологического здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

    Программа внеурочной деятельности по социальному   направлению «Азбука здоровья и общения» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Программа внеурочной деятельности направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Адресность:

Программа внеурочной деятельности по социальному  направлению   «Азбука здоровья и общения» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН..

Программа предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Рабочая программа  составлена на основе  авторской  программы  Обуховой  Л.А., Лемяскиной  Н.А.,  Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя). Для проведения занятий используется программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1−4)».

 Занятия проводятся 1 раз в неделю. 1 класс-33 занятия, 2-4 классы-34 занятия в год.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука здоровья и общения» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ: 

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные       навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • обеспечение формирования психологического здоровья школьников и выполнение возрастных задач развития.
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои чувства, чужие достоинства и недостатки.
  • формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии
  • формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать свой выбор, потребность в самоизменении и личностном росте
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни; 
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Режим и форма проведения занятий. Тематическое планирование включает 33 занятия с учащимися 1-х классов и 34 занятия с учащимися 2-4 классов рассчитано на учебный год (с сентября по май). Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю. Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры (при наличии элементов соревнования). Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в форме игры и инсценировок сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления. Базовыми формами проведения занятий являются также ролевые игры (ролевая гимнастика, ролевая ситуация), рефлексивные технологии (рефлексивное оценивание), беседы с элементами тренинга.

В реальной жизни взрослые чаще обращают внимание на недостатки детей или на трудности в освоении ими той или иной деятельности. Данные формы занятий предоставляют школьникам возможность самоутвердиться, преобразуют рефлексивные ситуации в ситуации успеха.

                                      Принципы построения программы:

        Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Принцип системности -  определяет взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления о общения как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность обучающегося к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности  предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за себя, своё здоровье и здоровье окружающих людей.

     При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

      Обеспечение мотивации

    Быть здоровым и коммуникабельным – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса одновременно с обучающимися 2-4 кл. на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок;
  • прослушивание песен и стихов;
  • работа над загадками;
  • разучивание и исполнение песен;

-     проведение конкурсов, викторин;

-     беседы с элементами диалога

  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • разбор житейских ситуаций;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка.

Структура программы:

 1.Планируемые результаты реализации курса

2. Содержание курса

3.Тематическое планирование.

Срок реализации программы 4 года (с 2017г)

1.Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья и ОБЩЕНИЯ".

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука здоровья и общения» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у

обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

         Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

 -умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

 -умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

        ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, 

сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность  основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами   программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья и общения»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

       МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

      Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука здоровья и общения» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности других школьников.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений, успехов.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах .

      ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные, культурные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

       Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

2.СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ И ОБЩЕНИЯ"        

                                         1 год

   На первом году обучения обучающиеся научатся:

как  заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами;

Обучающиеся получат возможность научиться правильному  питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.

   Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

    Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Дети еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии обучающихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. Важная задача в работе с детьми разного возраста – установление атмосферы дружелюбия, взаимовыручки и понимания.

                               1 класс -33 часа; (февраль- час)    2-4 классы -34 часа

1-2 Введение в мир психологии. Дружи с водой.  (2ч)  Я – школьник. (10ч)

  Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Знакомство. Введение в мир психологии. Зачем мне нужно ходить в школу (навыки дискуссионного общения)

3-7.Забота об органах чувств. (5 ч)  Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.  Надёжная защита организма. Если кожа повреждена. Установление атмосферы дружелюбия. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила». (проведение опытов)

8-10. Уход за зубами. (3 ч)  Мои чувства. (24ч) Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой. Радость. Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. (постановка драматических сценок,  навыки дискуссионного общения)

11.Уход за руками и ногами. (1 ч)  «Рабочие инструменты» человека. Радость можно передать прикосновением (работа над загадками)

12-13. Как следует питаться (2 ч)  Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи. Радость можно подарить взглядом (работа над загадками)

14 Как сделать сон полезным (1 ч)  Сон – лучшее лекарство. Грусть. (навыки дискуссионного общения)

15-16 Настроение в школе (2 ч)  Как настроение? Страх. (чтение стихов, сказок)

17 Настроение после школы(1 ч)  Я пришёл из школы. Страх, его относительность.

18-19 Поведение в школе (2 ч)  Я – ученик. Как справиться со страхом (прослушивание песен и стихов)

20-21 Вредные привычки (2 ч) Страх и как его преодолеть

22-23Мышцы, кости и суставы (2 ч)  Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина. Гнев. С какими чувствами он дружит ( постановка драматических сценок)

24-25 Как закаляться (2 ч)  Если хочешь быть здоров. Может ли гнев принести пользу?

26Как правильно вести себя на воде (1 ч)  Правила безопасности на воде. Обида.

27-28 Народные игры.(2 ч) Обида.

29-31Подвижные игры (3ч) Разные чувства (организация подвижных игр)

32-34Доктора природы. Круглый стол. (3 ч) (навыки дискуссионного общения)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины
  • Дискуссии

                             2 год                    

       На втором году обучения  обучающиеся знакомятся  с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде;  обучаются правилам обращения с огнём;  как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания  первой медицинской помощи.

     В течение учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

    Основное внимание детей начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

                                             

                                                          2 год, 1кл.- 33 ч,  2-4кл. - 34 часа

1-3Почему мы болеем. Вспомним чувства. (3ч)  Причины болезни.  Признаки болезни.  Как здоровье? Мы рады встрече. Понимаем чувства другого. Мы испытываем разные чувства.

4-5Кто и как предохраняет нас от болезней. (2ч)  Чем люди отличаются друг от друга? (17) Как организм помогает себе сам.   Здоровый образ жизни. Люди отличаются друг от друга своими качествами (выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию)

6Кто нас лечит(1ч)  Какие врачи нас лечат. Хорошие качества людей.

7-8Прививки от болезней(2ч)  Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Хорошие качества людей.

9-10Что нужно знать о лекарствах(2ч)  Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка. Самое важное хорошее качество. Кто такой сердечный человек. (проведение викторин)

11-12Как избежать отравлений(2ч)  Отравление лекарствам Пищевые отравления. Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком (разбор житейских ситуаций)

13-14Безопасность при любой погоде(2ч)  Если солнечно и жарко  Если на улице дождь и гроза. «Я желаю добра ребятам в классе». Очищаем свое сердце.

15-16Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(2ч)Опасность в нашем доме Как вести себя на улице. Какие качества нам нравятся друг в друге.

17-18Правила безопасного поведения на воде(1ч)  Вода – наш друг. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. (разбор житейских ситуаций;

19Правила общения с огнём(1ч)  Чтобы огонь не причинил вреда. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

20Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)  Чем опасен электрический ток. В каждом человеке есть светлые и томные качества.

21Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч)   Какой Я – Какой Ты? (14ч)

Травмы. Какой Я?

22Как защититься от насекомых(1ч)

Укусы насекомых. Какой Я? (проведение викторин,)

23Предосторожности при обращении с животными(1ч)

Что мы знаем про кошек и собак. Какой Ты?. (прослушивание песен и стихов)

24-25Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(2ч)

Отравление ядовитыми веществами. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

Отравление угарным газом (проведение опытов)

26-27Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(2ч)

Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза. Трудности второклассника в школе, дома, на улице (выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения)

28-30Первая помощь при травмах(3ч)

Растяжение связок и вывих костей

Переломы

Если ты ушибся и порезался. Школьные трудности (прослушивание песен и стихов)

31Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч)

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее. Домашние трудности(проведение опытов)

32Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек(1ч)

Укусы змей. Домашние трудности. Общение по телефону (практическое занятие)

33.Сегодняшние заботы медицины(2ч)

Расти здоровым

Воспитай себя

-Я выбираю движение (организация подвижных игр)

34. Сказка в нашей жизни (1ч) Ролевая игра. Дать понятия «сказка», «жизнь». Правила этикета в сказках и отношение между людьми. (чтение стихов, сказок, рассказов)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины  
  • Ролевая игра

К концу 2 года  обучающиеся должны знать:

В результате усвоения программы  обучающиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Обучающиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

                                    3 год

    На  третьем году обучающиеся учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила  поведения в общественных местах.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, они меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у обучающихся  живой интерес и воодушевление.

                                                                            

                                                            3 год 1кл.-33ч., 2-4 кл – 34 часа                                                          

1. Чего не надо бояться(1ч)   Я- фантазер (9ч).

 Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Вновь в школе (навыки дискуссионного общения)

2-3 Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)  Учимся думать. Спеши делать добро. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать!

4-5 Почему мы говорим неправду(2ч)  Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Мои сны. Я умею сочинять! (навыки дискуссионного общения)

6-7 Почему мы не слушаемся родителей(2ч)   Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Мои мечты (рисуем мечту)

8-9 Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)   Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность. Фантазии и ложь(игра)

10-11 Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)  Я и моя школа. (7ч)

   Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения)

12-13 Как относиться к подаркам(2ч)     Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Я и мой учитель (разбор житейских ситуаций)

14 Как следует относиться к наказаниям(1ч)  Наказание. Что такое лень? (игра)

15 Как нужно одеваться(1ч)  Одежда. Как справляться с «Немогучками»  

16 Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)  Ответственное поведение Как справляться с «Немогучками».

17 Как вести себя, когда что – то болит(1ч) Я и мои родители. (4ч) Боль. Я и мои родители.

18-19 Как вести себя за столом(2ч)  Сервировка стола. Правила поведения за столом. Я умею просить прощение.

20 Как вести себя в гостях(1ч)  Ты идёшь в гости. Почему родители наказываю детей?

21-22 Как вести себя в общественных местах(2ч) Я и мои друзья. (4ч)

  Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе. Настоящий друг. Умею ли я дружить (чтение стихов, сказок, рассказов)

23-24«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)  Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Трудности в отношении с друзьями.  Ссора и драка.

25 Что делать. Если не хочется в школу(1ч) Что такое сотрудничество?  (9ч) Помоги себе сам. Что такое сотрудничество?

26 Чем заняться после школы(1ч)  Умей организовать свой досуг. Я умею понимать другого (организация подвижных игр)

27-28 Как выбрать друзей(2ч)  Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом. Я умею договариваться с людьми (проведение викторин, конкурсов)

29-30 Как помочь родителям(2ч)    Как доставить родителям радость. Мы умеем действовать сообща (разбор житейских ситуаций)

31-32 Как помочь больным и беспомощным(2ч)    Если кому - нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. Что такое коллективная работа. (постановка драматических сценок)

33-34 Повторение. Итоговое занятие. (1ч) Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни (праздник-путешествие)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины
  • Дискуссии

                                                               4 КЛАСС

  Самое важное свойство младшего школьного возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Обучающиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность;  умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье.                                                                               

                                                           4 год, 1кл.-33ч.,  2-4кл.- 34 часа                                                                                                                    

1-4 Наше здоровье.(4ч)  Кто Я? Мои силы, мои возможности. (15ч)

 Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс. Мое лето. Кто Я? (чтение стихов, сказок, рассказов)

5-7 Как помочь сохранить себе здоровье(3ч)  Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Мои способности. Какой я - большой или маленький? (опыты; игра)

8-9 Что зависит от моего решения(2ч)  Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Мой выбор, мой путь (разучивание и исполнение песен)

10 Злой волшебник – табак(1ч)  Что мы знаем о курении. Мой внутренний мир.

11-15 Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)  Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Мой внутренний мир. Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Что значит верить? (разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов)

16 Помоги себе сам(1ч) Я расту, я изменяюсь (4ч) Волевое поведение. Мое детство (чтение стихов, сказок, рассказов)

17-19 Злой волшебник – алкоголь(3ч)  Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор. Мое детство. Я изменяюсь.

20-21 Злой волшебник – наркотик(2ч) Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4ч)

 Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Мое будущее.

22-23Мы – одна семья(2ч)  Мальчишки и девчонки. Моя семья. Хочу вырасти здоровым человеком!

24-26. Повторение тем. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 ч)

Дружба. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули.. Будем делать хорошо и не будем плохо. Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Кто такой интеллигентный человек? Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что такое идеальное Я? (постановка драматических сценок; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен)

27-32.  Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (6ч) КВН «Наше здоровье».  Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника. Что такое «право на уважение»? Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешать конфликты мирным путем? (навыки дискуссионного общения)

33-34 Итоговые занятия. (2ч) Викторины. День Здоровья.  Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Игры
  • Практические занятия
  • Воспитательное мероприятие
  • Викторины
  • Дискуссии
  • КВН
  • Проект

                                    3. Тематическое планирование

№п/п

                 Название раздела

 Количество   часов

                                     1 год

1.

 Я – школьник.

 10ч

2

  Мои чувства.

24ч

                                   2 год

1.

Вспомним чувства. 

3ч.

2

Чем люди отличаются друг от друга?

17ч.

3.

  Какой Я – Какой Ты?

14ч

                                  3год

1.

 Я- фантазер

9ч.

2.

Я и моя школа.

7ч.

3.

Я и мои родители.

4ч.

4.

Я и мои друзья.

4ч.

5.

Что такое сотрудничество? 

9ч.

6.

Итоговое занятие. 

1ч.

                                4 год

1.

Мои силы, мои возможности.

15ч.

2.

Я расту, я изменяюсь

4ч.

3.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

4ч.

4.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

3ч.

5.

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?

6ч.

6.

Итоговые занятия. Проект.

2ч.

                             

          Календарно-тематическое планирование на 2017-2018уч.год

                                        1 год

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие. Знакомство. Введение в мир психологии. Советы доктора Воды.

1

 4.09

2

Зачем мне нужно ходить в школу.

Друзья Вода и мыло

1

 11.09

3

Мои друзья в классе.

Глаза – главные помощники человека.

1

18.09

4

Мои друзья в классе.

Подвижные игры

1

25.09

5

Мои успехи в школе.

Чтобы уши слышали.

1

2.10

6

Мои успехи в школе.

Почему болят зубы.

1

9.10

7

Моя «учебная сила».

Чтобы зубы были здоровыми.

1

16.10

8

Что такое мимика.

Как сохранить улыбку красивой?

1

23.10

9

Радость. Как ее доставить другому человеку.

«Рабочие инструменты» человека.

1

13.11

10

Жесты.

Подвижные игры.

1

20.11

11

Радость можно передать прикосновением.

Зачем человеку кожа.

1

27.11

12

Радость можно подарить взглядом.

 Надёжная защита организма.

1

4.12

13

Радость можно подарить взглядом.

 Если кожа повреждена.

1

11.12

14

Грусть.

Подвижные игры.

1

18.12

15

Страх.

 Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

25.12

16

Страх.

 Здоровая пища для всей семьи.

1

8.01

17

Страх, его относительность.

Сон – лучшее лекарство

1

15.01

18

Как справиться со страхом.

Как настроение?

1

22.01

19

Как справиться со страхом.

 Я пришёл из школы.

1

29.01

20

Страх и как его преодолеть

 Подвижные игры по выбору детей.

1

5.02

21

Страх и как его преодолеть

 Я – ученик.  

2

12.02

22

19.02

23

Гнев. С какими чувствами он дружит.

Вредные привычки.

2

26.02

24

5.03

25

Может ли гнев принести пользу?

 Подвижные игры.

1

12.03

26

Обида.

 Скелет – наша опора.

1

19.03

27

Обида.

 Осанка – стройная спина!

1

26.03

28

Обида.

 Если хочешь быть здоров.

1

02.04

29

Разные чувства.

 Правила безопасности на воде.

1

09.04

30

Разные чувства.

 Подвижные игры.

1

16.04

31

Разные чувства.

 Подвижные игры.

1

23.04

32

Разные чувства.

 Весёлые старты.

1

28.04

32-34

Игра- рассуждение «Здоровый человек-это…» Обобщающие занятия «Доктора здоровья».

2

07.05

14.05

Итого:  34 ч

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019уч.год

2 год          

     

№п/п

Кол-во часов

                              Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

 1-3

3

Мы рады встрече. 

Разные причины болезней.

03.09

Понимаем чувства другого.  Признаки некоторых болезней

10.09

Мы испытываем разные чувства.

 Как ваше здоровье?

17.09

4-5

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

 Организм- сам себе помощник.

24.09

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

 Здоровый образ жизни.

01.10

6

1

Хорошие качества людей.

 Какие врачи нас лечат.

08.10

7-8

2

Хорошие качества людей.

 Инфекции и болезни.

15.10

Хорошие качества людей.

 Прививки от болезней.

22.10

9-10

2

Самое важное хорошее качество.  Как выбрать лекарства.

29.10

Кто такой сердечный человек.

Домашняя аптечка.

12.11

11-12

2

Кто такой доброжелательный человек. Лекарственные отравления.

19.11

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

Пищевые отравления.

26.11

13-14

2

«Я желаю добра ребятам в классе».  Солнце – наш друг?

03.12

Очищаем свое сердце. На улице дождь и гроза.

10.12

15-16

2

Какие качества нам нравятся друг в друге.

 Опасности  в нашем  доме.

17.12

Какие качества нам нравятся друг в друге.

 Правила поведения на улице.

24.12

17

1

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

 Вода – наш друг.

14.01

18

1

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

 Чтобы огонь не причинил вреда.

21.01

19

1

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

 Чем опасен электрический ток.

28.01

20

1

В каждом человеке есть светлые и томные качества.

 Травмы.

04.02

21

1

Какой Я?

 Укусы  насекомых.

11.02

22

1

Какой Я?

 Про собак и кошек.

18.02

23-24

2

Какой Ты? Отравление ядовитыми веществами.

25.02

Трудности в школе.  Отравление угарным газом. 

04.03

25-26

2

Трудности дома.  Помочь себе при тепловом ударе.

11.03

Трудности на улице.  

Как уберечься от мороза.

18.03

27-29

3

Трудности в школе, дома, на улице.

 Растяжения и вывихи.

01.04

Считалки. Ролевые игры  Переломы.

08.04

 Общение по телефону.

Если ты ушибся или порезался.

15.04

30

1

Общение по телефону.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало

инородное тело. 

22.04

31

1

Если укусила змея.

29.04

32-34

3

Сказка в нашей жизни. 

Я здоровье берегу.

06.05

Здоровый образ жизни.

13.05

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

20.05

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020уч. год

 3 год

№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Вновь в школе.

1

02.09

2

Кого можно назвать фантазером? Учимся думать.

1

09.09

3

Спеши делать добро. Я умею фантазировать!

1

16.09

4

Поможет ли нам обман. Мои сны.

1

23.09

5

«Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. Я умею сочинять!

1

30.09

6

Мои мечты .

Надо ли прислушиваться к советам родителей. 

1

07.10

7

Мои мечты Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

14.10

8

Фантазии и ложь.

Все ли желания выполнимы.

1

21.10

9

Фантазии и ложь.

 Как воспитать в себе сдержанность.

1

28.10

10-

11

Как отучить себя от вредных привычек

2

11.11

18.11

12

Я и мой учитель.

 Я принимаю подарок

1

25.11

13

Я и мой учитель.

 Я дарю подарки

1

02.12

14

Что такое лень?

 Наказание.

1

09.12

15

Как справляться с «Немогучками».    Одежда.

1

16.12

16

Как справляться с «Немогучками».   Ответственное поведение.

1

23.12

17

Я и мои родители  Боль.

1

06.01

18

Я и мои родители  Сервировка стола.

1

13.01

19

Я умею просить прощение.

 Правила поведения за столом.

1

20.01

20

Почему родители наказываю детей?

 Ты идешь в гости.

1

27.01

21

 Настоящий друг.  Как вести себя в транспорте и на улице.

03.02

22

Умею ли я дружить

 Как вести себя в театре, кино, школе.

1

10.02

23

Трудности в отношении с друзьями.  Умеем ли мы вежливо обращаться.

1

17.02

24

Ссора и драка.

  Умеем ли мы разговаривать по телефону.

1

02.03

25

Что такое сотрудничество?

 Помоги себе сам.

1

16.03

26

Я умею понимать другого.

 Умей организовать свой досуг.

1

23.03

27

Я умею договариваться с людьми.

 Что такое дружба.

1

30.03

28

Я умею договариваться с людьми.

 Кто может считаться настоящим другом.

1

06.04

29

Мы умеем действовать сообща.

 Как доставить родителям радость.

1

13.04

30

Мы умеем действовать сообща.

Если кому - нибудь нужна твоя помощь.

1

20.04

31

Что такое коллективная работа.

 Спешите делать добро.

1

27.04

32

Что такое коллективная работа.

 Огонек здоровья.

1

15.05

33

Что такое коллективная работа.

Путешествие в страну здоровья.

1

18.05

34

Культура здорового образа жизни и культура общения. Соревнование: «Спорт ребятам очень нужен»

1

25.05

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021уч. год

 4 год

№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Мое лето. Что такое здоровье.

1

2

Мое лето. Что такое эмоции.

1

3

Кто Я?

Чувства и поступки

1

4

Кто Я?

Стресс.

1

5

Мои способности.  Учимся думать и действовать.

1

6

Мои способности. Учимся находить причину и последствия событий.

1

7

Какой я - большой или маленький?

Умей выбирать.

1

8

Мой выбор, мой путь. Принимаю решение

1

9

Мой выбор, мой путь. Я отвечаю за своё решение.

1

10

Мой внутренний мир.

 Что мы знаем о курении.

1

11

Мой внутренний мир.  Зависимость.

1

12

Мой внутренний мир.  Умей сказать НЕТ.

1

13

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?  Как сказать НЕТ

1

14

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?  Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.

1

15

Что значит верить?

 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

16

Мое детство.

Волевое поведение.

1

17

Мое детство.  Алкоголь.

1

18

Я изменяюсь.                                                                                                                                             Алкоголь – ошибка

1

19

Я изменяюсь.                                                                                                                                             Алкоголь – сделай выбор.

1

20

Мое будущее.

Наркотик.

1

21

Мое будущее.

 Наркотик – тренинг безопасного поведения.

1

22

Хочу вырасти здоровым человеком!

 Мальчишки и девчонки.

1

23

Хочу вырасти здоровым человеком!

 Моя семья.

1

24

Кто такой интеллигентный человек? Дружба

1

25

Кто такой интеллигентный человек? Умеем ли мы правильно питаться.

1

26

Хочу вырасти интеллигентным человеком. Я выбираю кашу.

1

27

Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

28

Кто такой свободный человек?

1

29

Права и обязанности школьника.

1

30

Что такое «право на уважение»?

1

31

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

32

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

33

Проект: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

34

Итоговое занятие. Защита проекта.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа общения" начальные классы

Программа внеурочной детельности способствует формированию основ морали,социальной культуры, воспитанию нравственного чувства и этического сознания младших школьников....

рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс

готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Психология общения" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Психология общения" 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука общения" 1-4 класс

При изучении данного курса на ступени начального общего образования у обучающихся формируются навыки общения и культуры поведения в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа общения"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа общения"...