Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие Россияне"
рабочая программа (4 класс)
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_rossiyane.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Парапинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Маленькие Россияне»
для 1-4 классов
Составила:
учитель начальных классов
Китова С.П.
Вечкенино 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа “Маленькие Россияне” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских учащихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа “Маленькие Россияне ” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендуется привлекать родственников ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка .
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа “Маленькие Россияне” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у учащихся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие учащихся одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность учащихся к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учащимися роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами учащегося, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов.
Формы и средства контроля
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
Проектная методика «Автопортрет»;
Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Организация работы по программе “Маленькие Россияне” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностные установки:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио учащихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио учащихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио учащихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения учащихся |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У учащихся накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств учащихся в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Дары природы. Мисс осени.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьной территории. Акции.
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсия в краеведческий музей.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Моё село.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном крае. Знай и люби свой край.
Экология. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, практических -25
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории .Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень . Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Мини – проект.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. Победа деда – моя победа.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч
№ п/п | №в теме | Тема по программе. Тема и номер урока. | Основные виды деятельности учащихся |
4 | Я и я | Личностные – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным в играх, организуемых педагогом; - в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. Познавательные – «читать» и объяснять информацию; – понимать и объяснять цель задания, данную педагогом; – понимать заданные педагогом правила игры. Коммуникативные – слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты; - договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе; –участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры. Регулятивные – принимать цель задания, заданную педагогом; – выполнять заданные педагогом правила игры; –корректировать (изменять) правила игры в соответствии с её развитием; – участвовать в оценке полученного общего результата. | |
1 | 1 | Я, ты, мы. | |
2 | 2 | Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. | |
3 | 3 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | |
4 | 4 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | |
6 | Я и семья | ||
5 | 1 | Моя семья – моя радость. | |
6 | 2 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | |
7 | 3 | Загляните в мамины глаза. Праздник. | |
8 | 4 | Фотографии из семейного альбома. | |
9 | 5 | Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | |
10 | 6 | Слушаем сказки моей бабушки. | |
5 | Я и культура | ||
11 | 1 | Праздник осени. | |
12 | 2 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. | |
13 | 3 | Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки. | |
14 | 4 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | |
15 | 5 | Встречаем Масленицу. | |
8 | Я и школа | ||
16 | 1 | Правила поведения в школе. Урок – игра. | |
17 | 2 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | |
18 | 3 | Самый красивый школьный двор. Акция. | |
19 | 4 | Игра. Праздник первого звонка. | |
20 | 5 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | |
21 | 6 | Они защищают Родину. Конкурс стихов. | |
22 | 7 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | |
23 | 8 | Школа вежливости. Беседа. | |
6 | Я и моё Отечество | ||
24 | 1 | Экскурсия по достопримечательностям села. | |
25 | 2 | История моего села. | |
26 | 3 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. | |
27 | 4 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | |
28 | 5 | Мои родные – защитники Родины. | |
29 | 6 | С чего начинается Родина? КВН | |
4 | Я и планета | ||
30 | 1 | В гости к зеленой аптеке. | |
31 | 2 | Экскурсия в природу. Десант чистоты и порядка. | |
32 | 3 | Маленькая страна. Экологическая акция. | |
33 | 4 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. |
2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч
№ п/п | №в теме | Тема по программе. Тема и номер урока. | Основные виды деятельности учащихся |
4 | Я и я | Личностные - ценить и принимать следующие базовые ценности: "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг"; - проявлять уважение к своему народу, к своей родине; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Познавательные - определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию ; - определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. -наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций. - сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - следовать режиму организации внеурочной деятельности; - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | |
1 | 1 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | |
2 | 2 | Подумай о других. Игры. | |
3 | 3 | Мой портфель. Игра – экспромт. | |
4 | 4 | Игры на развитие произвольных процессов. | |
5 | Я и семья | ||
5 | 1 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | |
6 | 2 | Моя любимая мамочка. Презентация. | |
7 | 3 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | |
8 | 4 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | |
9 | 5 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | |
4 | Я и культура | ||
10 | 1 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | |
11 | 2 | Поэты и писатели нашего края. Выпуск буклетов. | |
12 | 3 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | |
13 | 4 | Широкая Масленица. Игра. | |
6 | Я и школа | ||
14 | 1 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | |
15 | 2 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | |
16 | 3 | Самый уютный класс. Конкурс. | |
17 | 4 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | |
18 | 5 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | |
19 | 6 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | |
9 | Я и моё Отечество | ||
20 | 1 | Урок Мира. | |
21 | 2 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | |
22 | 3 | Мы и наши права. Урок – игра. | |
23 | 4 | Мой любимый край. Беседа. | |
24 | 5 | Наше село. Конкурс визиток. | |
25 | 6 | О чем шепчут названия улиц. Конкурс рисунков. | |
26 | 7 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | |
27 | 8 | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | |
28 | 9 | Открытка ветерану. Акция. | |
6 | Я и планета | ||
29 | 1 | Осень в родном селе. Фотоконкурс. | |
30 | 2 | Знай и люби свой край. Викторина. | |
31 | 3 | Экология. | |
32 | 4 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | |
33 | 5 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. | |
34 | 6 | Десант чистоты и порядка. |
3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч
№ п/п | №в теме | Тема по программе. Тема и номер урока. | Основные виды деятельности учащихся |
4 | Я и я | Личностные – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – быть толерантным в играх, организуемых педагогом; - в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка; - воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей; - ценить и принимать следующие базовые ценности: "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого". Познавательные - определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания; - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения | |
1 | 1 | Кому нужна моя помощь. Разведка добрых дел. | |
2 | 2 | Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | |
3 | 3 | Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | |
4 | 4 | Мои любимые книги. Выставка книг. | |
5 | Я и семья | ||
5 | 1 | Почему меня так назвали. | |
6 | 2 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | |
7 | 3 | Мамины помощники. Ролевая игра. | |
8 | 4 | У моих родителей золотые руки. Выставка семейных поделок. | |
9 | 5 | Народный лечебник. Бабушкины секреты. | |
4 | Я и культура | ||
10 | 1 | Знакомства с символами Российского государства. | |
11 | 2 | Пожилые люди – мудрые люди. Фотовыставка. | |
12 | 3 | Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен. | |
13 | 4 | Спешите творить добро. Ситуативный практикум. | |
6 | Я и школа | ||
14 | 1 | Мой класс – моя семья. Беседа. | |
15 | 2 | Мои права и обязанности. Школьный устав. | |
16 | 3 | Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов. | |
17 | 4 | Каков я в школе. Сценки из школьной жизни. | |
18 | 5 | Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет. | |
19 | 6 | Богатыри земли русской. Урок – вернисаж. | |
9 | Я и моё Отечество | ||
20 | 1 | Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | |
21 | 2 | Село, в котором я живу. Экскурсия. | |
22 | 3 | Откуда я родом. Архивные раскопки.. | |
23 | 4 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | |
24 | 5 | Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | |
25 | 6 | Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | |
26 | 7 | Они служили в армии. Сочинения о службе в армии родных. | |
27 | 8 | О подвигах женщин в военное время. | |
28 | 9 | Вам, защитники Отечества! Акция. | |
6 | Я и планета | ||
29 | 1 | Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов. | |
30 | 2 | Вежливая улица. Викторина. | |
31 | 3 | Мастерская по изготовлению сувениров. Операция «Сувенир». | |
32 | 4 | Десант чистоты и порядка. | |
33 | 5 | День экологических фантазий. Выставка детских поделок «Отходы потребления». | |
34 | 6 | Мои домашние животные. Животные Красной книги. |
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
№ п/п | №в теме | Тема по программе. Тема и номер урока. | Основные виды деятельности учащихся |
4 | Я и я | Личностные - ценить и принимать следующие базовые ценности: "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого", "народ", "национальность" и т.д; - уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов; - освоение личностного смысла воспитания; - оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Познавательные. - ориентироваться в книгах: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания; - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; - отбирать необходимые источники информации среди предложенных; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций; - выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - критично относиться к своему мнению; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; - понимать точку зрения другого; - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; - предвидеть последствия коллективных решений. Регулятивные - самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; - использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |
1 | 1 | Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием. | |
2 | 2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | |
3 | 3 | Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | |
4 | 4 | Панорама добрых дел. | |
5 | Я и семья | ||
5 | 1 | День пожилого человека. Акция «Доброта души». | |
6 | 2 | Песни бабушек. Конкурс песен. | |
7 | 3 | Моя семья. Мини – проект « Древо семьи». | |
8 | 4 | Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов. | |
9 | 5 | Я и моя семья. Фотовыставка. Забота о родителях – дело совести каждого. | |
4 | Я и культура | ||
10 | 1 | Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. | |
11 | 2 | Правила жизни. Беседа с элементами игры. | |
12 | 3 | Путешествие в страну Законию. Викторина. | |
13 | 4 | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | |
6 | Я и школа | ||
14 | 1 | Я и мой класс. Конкурс рисунков. | |
15 | 2 | Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. | |
16 | 3 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | |
17 | 4 | ||
18 | 5 | Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | |
19 | 6 | Десант чистоты и порядка. | |
9 | Я и моё Отечество | ||
20 | 1 | Поговорим о толерантности. | |
21 | 2 | Символика России. | |
22 | 3 | Символы нашего края. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. | |
23 | 4 | Государственный праздник– день Согласия и примирения. | |
24 | 5 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». | |
25 | 6 | Откуда я родом. Презентация. | |
26 | 7 | Мой посёлок. Конкурс сочинений. | |
27 | 8 | Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа. | |
28 | 9 | Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках. | |
6 | Я и планета | ||
29 | 1 | В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры. | |
30 | 2 | Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. | |
31 | 3 | Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. | |
32 | 4 | Я - житель планеты Земля. Круглый стол. | |
33 | 5 | Берегите природу. Конкурс экологических сказок. | |
34 | 6 | Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации, Интернет ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие россияне". Военно-патриотическое направление 1 класс
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...