Типовые задачи по формированию УУД на уроках чтения
методическая разработка по чтению

Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.

Недаром основе современного ФГОС лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач). УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте. Таким образом, задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

Понятие УУД. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3]. 

Поэтому педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Структура универсальных учебных действий включает в себя:

  • Личностные УУД;
  • Регулятивные УУД;
  • Познавательные УУД;
  • Коммуникативные УУД.

Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности в полной мере нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Например:

Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся [2]. 

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план) [6]. 

Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т. д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

  • выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
  • выделять признаки сходства;
  • выделять признаки различия;
  • выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
  • выделять существенные признаки объекта.

Уметь анализировать, значит уметь:

  • разделять объект на части;
  • располагать части в определенной последовательности;
  • характеризовать части этого объекта.

Уметь делать выводы, значит уметь:

  • находить главное в изучаемом объекте или явлении;
  • устанавливать главную причину явления;
  • кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие.

Уметь составить схему, значит уметь:

  • разделять объект на части;
  • располагать части в определенной последовательности;
  • определять связь между частями;
  • оформлять графическое изображение.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Примеры заданий по формированию УУД на уроках литературного чтения.

Личностные УУД – это формировать умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции; умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.

Вопросы к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

  1. В чём мудрость этой сказки? (В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» обучающиеся осуждают жадность и глупость, старуху и старика не относят к положительным героям за их поступки, старика – за выполнение приказов старухи, а старуху – за жадность. Дети приходят к мысли, к чему в жизни приводят жадность.)
  2. Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? (Высмеять жадность).
  3. Хотел бы ты попасть в эту сказку? Почему?

Вопросы к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».

  1. Какой урок преподнесли родители Лёли и Миньки своим детям? Почему?
  2. Какой заповеди всю жизнь придерживался писатель Зощенко?
  3. Хотели бы вы пользоваться ею в своей жизни?

В ходе работы над тем или иным произведением обучающиеся понимают его главную мысль и овладевают личностными УУД на уроках литературного чтения.

Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД – это:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • умение представить полученную информацию в виде текста, схемы;
  • умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста;
  • умение ориентироваться в развороте учебника;
  • умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова».

Задание № 1. Ответьте на вопросы.

  1. Читая текст, подумайте, почему он так называется.
  2. Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.
  3. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).

Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.

  1. Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?
  2. А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.

Задание № 2.

Найди соответствие между словами и их определениями.

Факт . . .

тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля

Соблазн

нелепость, бессмыслица

Дёготь . .

действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

Абсурд. .

искушение, приманка, нечто влекущее


Ответ:

Факт – действительное событие, явление, то что произошло в действительности.

Соблазн – искушение, приманка, нечто влекущее.

Дёготь – тёмное смолистое вещество, добываемое путём сухой перегонки дерева, торфа, угля.

Абсурд – нелепость, бессмыслица.

Задание № 3. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор.

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло). Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (отводить, уводить) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало в чай...»

«...Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало в чай...»

Рассказ А. Платонова «Ещё мама».

Задание № 1.Работа с иллюстрацией в учебнике.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и скажите, кого изобразил художник. В какой обстановке?

– Как они нарисованы?

– Что делает учительница?

– Ответные действия Артёма.

Задание № 2. Составить план рассказа.

План.

1. Разговор Артёма с матерью.

2. Путь в школу

3. Учёба в школе.

1) разговор умных детей во дворе школы;

2) знакомство с учительницей;

3) первый урок;

4) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

4. Разговор с матерью.

Коммуникативные УУД – это:

  • умение слушать других до конца;
  • строить своё речевое высказывание понятно для окружающих;
  • умение высказывать мысли вслух;
  • умение работать в паре и группе (чтение по цепочке).

Задания к рассказу М. М. Зощенко «Золотые слова»

  1. Описать комнату Лёли и Миньки.
  2. Прочитать рассказ по ролям.
  3. Понравился ли вам рассказ? Почему?
  4. Чему учит нас этот рассказ?

Рассказ А. Платонова «Ещё мама»

Задание. Работа в группах. Задание составить синквейн-описание мамы Артёма.

  1.  Мама – её имя.
  2. Два прилагательных – её описание.
  3. Три глагола – её действия.
  4. Фраза по тексту из 3-4 слов.
  5. Слово-синоним, как вывод.

Ответ:

  1. Мама – Евдокия Алексеевна.
  2. Заботливая, добрая, любящая.
  3. Провожает, беспокоится, радуется.
  4. Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!
  5. Родная.

Регулятивные УУД – это:

  • умение высказать своё предположение на основе текста учебника;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей;
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Примеры заданий:

Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?

Как старые знания смогут нам помочь?

Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?

Если – нет, то почему?

М. М. Зощенко «Золотые слова»

– Ребята, я не случайно попросила вас описать комнату, в которой происходили события в семье Лёли и Миньки. Сегодня мы проведём необычный урок – урок в форме игры. Во время игры мы постараемся побыть реальными участниками событий семьи Лёли и Миньки, почувствовать ситуацию как бы изнутри, побыть на месте героев произведения.

Как вы думаете, в чём нам поможет такая игра?

Какую учебную задачу мы можем спланировать на сегодняшний урок? (Лучше узнать героев, их характеры, понять их мысли и чувства, выявить основную мораль произведения и главную мысль).

Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?

Оцените свои достижения, посчитав все бонусы.

А. Платонов «Ещё мама»

  1. Мы прочитали первую и вторую часть рассказа. Как вы думаете, о чём в рассказе пойдёт речь дальше?
  2. Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Ссылки на источники

  1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010.
  3. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7,8.
  4. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р. Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  5. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

МО начальных классов "Формирование УУД средствами саморазвития личности". Практические типовые задачи для формирования и реализации 7-10 лет

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ: - ПРОБА НА ВНИМАНИЕ Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 8 – 9 лет - УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ Оцениваемые универсальные учеб...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение» ...