Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Три товарища В. Осеева». УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель : Создать условия для формирования нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Три товарища В. Осеева»
Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна
Цель : Создать условия для формирования нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов.
Планируемые результаты:
личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.
Оборудование: Учебник, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.
- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой.
Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Речевая разминка. Постановка цели урока.
- Ребята, а какой раздел мы сейчас с вами читаем? Как он называется? ( Жизнь дана за добрые дела)
- Какие понятия туда входят? ( взаимопомощь, трудолюбие, честность)
- с какими понятиями знакомимся при изучении темы?
- на прошлом уроке мы изучали рассказ? (Совесть)
Давайте вспомним, а что такое совесть?
- Нужна ли она нам? Для чего? (Совесть помогает человеку определить, плохие или хорошие поступки он совершает.)
- если у людей не будет совести, то в мире начнется что? (хаос, беспредел)
- Получается, что совесть помогаем нам дружить, регулировать отношения между друг другом.
- С чего мы начинаем урок чтения?
- Для чего каждый урок проводим речевую разминку?
( Развиваем голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи)
- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте её медленно по слогам.
- О чем скороговорка? (О дружбе)
- Прочитайте жужжащим способом
- начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп (вместе, хором)
- прочитайте с удивлением, раздражением, весело
- прочитайте выразительно
- Как вы думаете, сегодня будет какая тема урока ? ( дружба)
- попробуйте сформулировать, что такое дружба? (можно прочитать из толкового словаря (в классе есть)
- какими качествами должен обладать человек, с которым вы хотели бы дружить?
- А друзьям нужно помогать? Вспомните основное понятие из нашей темы- взаимовыручка
- О чем мы будем читать рассказ? (о дружбе, взаимовыручке)
- чему научат нас эти произведения?
- Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы, которая пишет о дружбе и добрых поступках.
Прочитайте по этим буквам фамилию автора.
Дети. Читают со слайда по буквам: Осеева (можно перевёртыш – авеесО)
О е
с в
а е
- Работа по теме урока
1) Беседа об авторе.
«Валентина Александровна Осеева – родилась 117 лет назад, 15 апреля 1902 года, в Киеве в семье инженера, мать работала корректором в газете. Валентина Александровна училась в гимназии, мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А.Осеева получила государственную награду.
Первый рассказ «Гришка».
Первая книга «Рыжий кот».
Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
Кроме рассказов писала стихи и сказки.
В сборнике «Волшебное слово» (демонстрация книги) В.Осеева обратилась к своим читателям. Вы внимательно послушайте это обращение и ответьте на вопрос: зачем же В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
- Зачем Валентина Александровна писала для нас короткие рассказы?
- Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.
2) Работа в учебнике. Первичное чтение.
Откройте стр. 134
- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)
- Сколько было друзей? (Трое)
- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)
а) Чтение цепочкой.
б) Первичное восприятие текста.
- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)
- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)
- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ.
Физминутка. (можно видеозапись)
5. Продолжение работы по теме урока
1) Анализ содержания текста. Выборочное чтение.
- Продолжаем работать с текстом.
- Прочитайте, что случилось с Витей?
- Какой совет дал Коля?
- Какой совет дал Миша?
- А как поступил Володя?
( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)
2) Характеристика героев.
- Какими были Коля и Миша?
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя? (внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
(Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.
Учитель свои кружки тёплых цветов прикрепляет на доске.)
- Кто оказался настоящим другом, кто пришел на помощь ? (Володя.)
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
(С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
- Происходили ли похожие ситуации с вами?
3) Чтение по ролям.
Обобщение изученного. (Работа с пословицами).
- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов)
- Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
- Друзья познаются в беде.
- Без друга в жизни туго.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
(Дети выбирают вторую и четвёртую пословицу, обосновывают свой ответ.)
-Вывод: - чему нас научил рассказ В. Осеевой?
- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.
- Итог урока.
- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища»)
- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)
- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)
- Вспомните тему раздела. (Жизнь дана на добрые дела.)
- Как эта пословица была связана с уроком?
(Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок.)
- Какие качества настоящего друга запомнили?
- Рефлексия.
- Назовите своего друга, или кого вы хотели бы видеть своим другом
- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам подумать о значении дружбы для вас, помогут вам найти настоящего друга, который будет заботиться о вас, а вы о нём.
- С каким настроением заканчиваем урок?
(идём общаться и искать друзей на перемене)
- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.
Просмотр мультфильма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"
Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....