Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Три товарища В. Осеева». УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цель :  Создать условия для формирования нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Три товарища В. Осеева»

        Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна

Цель :  Создать условия для формирования нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов.

Планируемые результаты:

личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные: 

регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.

Оборудование: Учебник, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте  в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт  любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.            

- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой.

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

  1. Речевая разминка. Постановка цели урока.

- Ребята, а какой раздел мы сейчас с вами читаем? Как он называется? ( Жизнь дана за добрые дела)  

- Какие понятия туда входят? ( взаимопомощь, трудолюбие, честность)

- с какими понятиями знакомимся при изучении темы?

- на прошлом уроке мы изучали рассказ? (Совесть)

Давайте вспомним, а что такое совесть?

- Нужна ли она нам? Для чего? (Совесть помогает человеку определить, плохие или хорошие поступки он совершает.)

- если у людей не будет совести, то в мире начнется что? (хаос, беспредел)

- Получается, что совесть помогаем нам дружить, регулировать отношения между друг другом.

- С чего мы начинаем урок чтения?

- Для чего  каждый урок проводим речевую разминку?

 ( Развиваем  голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи)

- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте её медленно по слогам.

Картинки по запросу речевая разминка о дружбе

- О чем скороговорка?         (О дружбе)

- Прочитайте жужжащим способом

- начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп (вместе, хором)

- прочитайте с удивлением, раздражением, весело

- прочитайте выразительно

- Как вы думаете, сегодня будет какая тема урока ? ( дружба)

- попробуйте сформулировать, что такое дружба? (можно прочитать из толкового словаря (в классе есть)

- какими качествами должен обладать человек, с которым вы хотели бы дружить?

- А друзьям нужно помогать? Вспомните основное понятие из нашей темы- взаимовыручка

- О чем мы будем читать рассказ? (о дружбе, взаимовыручке)

- чему научат нас эти произведения?

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы, которая пишет о дружбе и  добрых поступках.  

Прочитайте по этим буквам фамилию автора.

Дети. Читают со слайда по буквам:  Осеева (можно перевёртыш – авеесО)

О                                е

с                                      в

                                                а                                                        е

  1. Работа по теме урока

1) Беседа об авторе.

«Валентина Александровна Осеева –  родилась 117 лет назад, 15 апреля 1902 года,  в Киеве в семье инженера, мать работала корректором в газете. Валентина Александровна училась в гимназии, мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А.Осеева получила государственную награду.

     Первый рассказ «Гришка».

     Первая книга «Рыжий кот».

     Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

     Кроме рассказов писала стихи и сказки.  

 В сборнике «Волшебное слово» (демонстрация книги) В.Осеева обратилась к своим читателям. Вы внимательно послушайте это обращение и ответьте на вопрос: зачем же В.А.Осеева писала для нас короткие рассказы?

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о нём не думала.

 Мама очень огорчилась.

 – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

- Зачем Валентина Александровна писала для нас короткие рассказы?

- Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.

2) Работа в учебнике. Первичное чтение.

Откройте стр. 134

- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)

-  Сколько было друзей? (Трое)

- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)

а) Чтение цепочкой.

б) Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.) 

- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)

- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ.

Физминутка. (можно видеозапись)

5. Продолжение работы по теме урока

1) Анализ содержания текста. Выборочное чтение.

- Продолжаем работать с текстом.

  • Прочитайте, что случилось с Витей?
  • Какой совет дал Коля?
  • Какой совет дал Миша?
  • А как поступил Володя?

 ( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)

2) Характеристика героев.

- Какими были Коля и Миша?

-  Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.

-  Каким был Володя? (внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

 (Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.

Учитель свои кружки тёплых цветов  прикрепляет на доске.)

-  Кто оказался настоящим другом, кто пришел на помощь ? (Володя.)

-  С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

 (С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.

- Происходили ли похожие ситуации с вами?

 3) Чтение по ролям.

Обобщение изученного. (Работа с пословицами).

- Какие пословицы  можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов) 

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Без друга в жизни туго.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

(Дети  выбирают вторую и четвёртую пословицу,  обосновывают свой ответ.)

-Вывод: - чему нас научил рассказ В. Осеевой?

- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.

  1. Итог урока.

- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища»)

- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)

- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)

- Вспомните тему раздела. (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как эта пословица была связана с уроком?

 (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок.)

- Какие качества настоящего друга запомнили?

  1. Рефлексия.

- Назовите своего друга, или кого вы хотели бы видеть своим другом

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам подумать о значении дружбы для вас, помогут вам найти настоящего друга, который будет заботиться о вас, а вы о нём.

- С каким настроением заканчиваем урок?

 (идём общаться и искать друзей на перемене)

- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.

Просмотр мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения, 4 класс, Л. Толстой "Три товарища"

Открытый урок для учителей начальных классов округа. Представлены основные методы и приемы работы на уроках в коррекционной школе....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....