Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, познакомиться с произведением
Задачи: провести анализ произведения, развивать умения выразительного чтения; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, познакомиться с произведением
Задачи: провести анализ произведения, развивать умения выразительного чтения; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты:
Предметные: - определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки;
Метапредметные: - прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями);
Личностные: проявлять доброту, милосердие.
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями; видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
- Прочитайте медленно. Определите жанр.
Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок.
- Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).
3. Актуализация знаний
- Какие книги вы принесли на урок? Какие из них читали? Какое произведение советуете детям?
- Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо оно вам?
- Определите тему урока. Чему будем учиться?
4. Работа по теме урока
-Чтение произведения
- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.
- Объясните слова и выражения (на доске)
РОКОВОЙ ДЕНЬ — неизбежный, в данном случае драматический для Серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.
КЛЮЧ - вытекающий из земли источник, родник.
ПОРОСЛЬ — молодые побеги растений.
КУРЛЫКАЛИ — о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».
БЫВАЛЫЕ — опытные, много видавшие и испытавшие.
ПАРТИИ — группы лиц, объединяющихся с какой-нибудь целью.
КОСЯК — стая рыб, птиц.
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока:
а) Краткий обзор биографии и творчества автора:
- Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. (Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк (1852—1912).)
- Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)
б) Работа над текстом
- Определите жанр произведения. Назовите особенности сказки. (Сказка — вымышленные герои, волшебство, чудеса.)
- Назовите особенности рассказа. (Рассказ — реальные события, реальные герои, реальные предметы.)
-Сделайте вывод. (В сказке о животных нет пейзажных описаний, авторских переживаний, а в рассказе о природе не может быть диалогов животных.Вывод: это авторская сказка.)
- Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
- Назовите героев сказки.
- Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод.
- Вспомните: у нее были родители? Одинаково ли родители относились к своей дочери?
(Просмотр видеофрагмента.)
- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится и даже решается остаться с ней зимовать.)
- А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке».Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше; если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)
- Выберите: какие черты характера присущи Утке, а какие — Селезню?
(Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие)
- Дайте характеристику этих героев. (Утка — самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.Селезень — эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)
- С кем из них хорошо находиться рядом? Почему?
7. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
8. Подведение итогов урока
- С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя.
- Что вы узнали о его жизни и творчестве?
9. Домашнее задание
Прочитать «Аленушкины сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цели: - продолжить формирование умения анализировать текстЗадачи:1. продолжить формирование умения анализировать текст2.- развитие речи.3.- воспитание...
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Урок -деловая игра по литературному чтению в 3 классе. Тема урока:"Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"...
Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"" технология "Продуктивное чтение".
Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"". Урок создан с использованием технологии "Продуктивное чтение". На уроке ребята знакомятся с ...
Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Данный урок второй в теме.Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения...
Тема: Д. Н. Мамина - Сибиряк «Серая Шейка»
Тип урока: изучение новой темыЦели:1. Образовательные: - знакомство со сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»; - формирование представле...
Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Данная разработка поможет коллегам в подготовке и проведении урока литературного чтения в 4 классе по УМК &quo...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...