Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмов на формирование читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Вагнер И.А.
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмов на формирование читательской грамотности.
Задачи:
1) Создать условия для развития навыков выразительного чтения.
2) Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.
3) Содействовать расширению кругозора, словарного запаса.
4) Воспитывать любовь к природе, к животным.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Приёмы: «Прогноз», «Синквейн», «Пять шляп».
Ход работы
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Нас, ребята, позвал на урок. Время зря мы не теряем И работать начинаем. 2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка. Упражнение «Пёрышко». - Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе. Упражнение «Стайка» (голосовая имитация). - Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает. 3)Речевая разминка: Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку! | Настраиваться на предстоящую работу. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Выполняют упражнения. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности Коммуникативные: умение слушать и слышать, построение речевого высказывания в устной форме |
Постановка цели и задач урока | Создание проблемной ситуации: - Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? - Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться с произведением. - Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? -Прочитайте название. | Отвечают на вопросы.
Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »: | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, выполнение логических операций |
Актуализация знаний | Технологический приём «Система вопросов» Сегодня мы вновь встретимся с произведением известного русского писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка. Попробуем уточнить, что мы уже знаем об этом авторе, ещё раз вспомним известные нам тайны писательского мастерства и прежде всего то, как автор помогает читателю понять основную мысль и настроение его произведения. - Вспомните, что мы знаем о самом писателе и его произведениях? - Что помогает читателям понять основную мысль произведения? (Заголовок; ключевые слова; авторские слова, прямо выражающие основную, мысль текста, заключение в заголовке или концовке произведения, например: «У страха глаза велики», «»Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» и т.п.). - Как вы думаете, всё ли мы узнали о секретах Д.Н.Мамина – Сибиряка? Что нам предстоит ещё узнать? | Коммуникативные: умение слушать и слышать, построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, целеполагание, выполнение логических операций | |
Решение учебной задачи | Первичное восприятие текста (аудиозапись). - Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения. Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии...» ) Виды работы с текстом: «Жужжащее чтение». Чтение цепочкой по предложению. Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?). - Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся). - О чём с ужасом думала Серая Шейка? - Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц? - Какой вы представили Лису? - Как Серая Шейка восприняла приход Лисы? - Как вела себя Лиса? - Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой? - Как бы вы чувствовали себя на её месте? - Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет? - Можно ли их назвать друзьями? Почему? | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение слушать и слышать Регулятивные: учет выделенных учителем ориентиров, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. |
Закрепление | Характеристика персонажей прием «Пять шляп» Нужно описать персонажей с помощью текста в зависимости от цвета шляпы: Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция
| Выполняют задания. Описывают персонажей. | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные: учет выделенных учителем ориентиров, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. |
Рефлексия | Приём синквейн Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются. - Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.) - Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо. Фронтальный опрос. | Выполняют задание. Серая Шейка Бедная, одинокая Скучает, плавает, боится Как-нибудь, милая, пробьёшься Калека Лиса Хитрая, бессовестная Крадётся, ждёт, тревожит Тёплая старухе шуба будет Плутовка Заяц Беззащитный, робкий Возмущается, боится, беспокоится Друг познаётся в беде Косой | Личностные: оценка и взаимооценка Регулятивные:умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать выполнение задания в дальнейшем, оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...