конспект урока по литературному чтению Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Цели: - продолжить формирование умения анализировать текст
Задачи:
1. продолжить формирование умения анализировать текст
2.- развитие речи.
3.- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
1. Разминка.
На сознательность чтения.
Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.
1. Объясни значение слов:
- приковылял Заяц
- Лиса убралась
Подберите к этим словам синонимы.
2.Объясни смысл выражения «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.» - описание природы Урала с132
Олицетворение
Сравнение
эпитеты
3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
1) Что же я теперь буду делать, а?
2) Что же я теперь буду делать, а?
3) Что же я теперь буду делать, а?
4) Что же я теперь буду делать, а?
От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.
4.Цель: развивать скорость чтения про себя.
с127-129 «БЫСТРЕЕ»
У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.
Данное упражнение можно использовать на этапе вторичного чтения текста.
Развитие внимания.
- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ доска + раб. в парах
2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН
3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ
- Найдите общее понятие для каждой строчки.
Назовите времена года?
Какие изменения происходят с наступлением осенние в природе?
-Что же гонит птиц с милой родины? (холод и бескормица)
2. Орг. момент.
Какой раздел мы начали изучать?
Эпиграф к разделу?
КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…
К.Дитмар.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
3.Работа с текстом.
|
| 1 З | И | М | А |
|
|
|
|
|
|
| 2 У | Т | К | А |
|
|
| 3 С | А | Ж | Е | Н | Ь |
|
| 4 С | Е | Л | Е | З | Е | Н | Ь |
|
| 5 К | О | С | Я | К |
|
|
6 В
| Е | Р | С | Т | А |
|
|
|
|
|
|
| 7 В | О | Ж | А | К |
8 К
| Р | Ы | Л | О |
|
|
|
|
1. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
2. Водоплавающая птица ?
3. Старая мера длины, равная 2м 13см ?
4. Самец утки ?
5. Стая птиц ?
6. Русская мера длины равная 1,06 км ?
7. Тот кто ведёт за собой других ?
8. Что было повреждено у Серой Шейки?
Выделенный ряд
МУЖЕСТВО - Храбрость, присутствие духа в опасности ?
· Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер
- Кто проявил мужество в рассказе?
Проверим дом. Работу- озаглавить части и соотнести с сюжетными картинками
- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.
- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?
- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).
Селезень -
Утка -
Автор -
- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?
(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).
- А Селезень?
Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.
- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции?
-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?
Рабочая тетрадь описание героев с50
доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие
Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.
Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил рассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».
-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.
толковый словарь
- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.
-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?
Синквейн
- Старая утка
- Селезень
- Серая шейка
- Можно ли сказать, что автор – тонкий психолог, умеет анализировать переживания других людей( а разве переживания утки нечеловеческие)?
- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?
Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее.
Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. С128
Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»с130
Найдите во 2 части как описание природы перекликается с отчаянием старой утки – матери? С128
- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)с130
Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.
Какие чувства одолевали Серую Шейку? (Скучно и одиноко)
-Прочитайте как природа описана автором
- Какими словами заканчиваются первые 2 главы этой сказки?
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц
- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.
- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?
Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.
Какое чувство передалось Серой Шейке от Зайца после первого появления Лисы? С132 какими чудесами не могла любоваться С. Шейка?
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?
( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
-Для чего автор вводит описание пейзажа в рассказ? – правило с 136
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)
(Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота. )
4. Д/з
Поставь себя на место Серой Шейки и составь пересказ сказки от лица главной героини , выбрав из неё эпизоды касающиеся только судьбы С.Шейки
- Итог урока + оценивание
Какова основная мысль сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh._d.mamin-sibiryak_seraya_sheyka.rar | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Цели: - продолжить формирование умения анализировать текст
Задачи:
1. продолжить формирование умения анализировать текст
2.- развитие речи.
3.- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.
1. Разминка.
На сознательность чтения.
Цель: развивать сознательность чтения, умения размышлять над значением отдельных слов и выражений, определять их смысл и умения выразить его в собственных словах.
1. Объясни значение слов:
- приковылял Заяц
- Лиса убралась
Подберите к этим словам синонимы.
2.Объясни смысл выражения «Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.» - описание природы Урала с132
Олицетворение
Сравнение
эпитеты
3.Прочитай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
1) Что же я теперь буду делать, а?
2) Что же я теперь буду делать, а?
3) Что же я теперь буду делать, а?
4) Что же я теперь буду делать, а?
От того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного.
4.Цель: развивать скорость чтения про себя.
с127-129 «БЫСТРЕЕ»
У каждого учащегося отрывок из сказки. Учитель называет слова, с которых учащиеся должны начать и закончить чтение, даёт 3 секунды на ориентировку и засекает время. По команде учителя дети начинают читать про себя в быстром темпе. Ученик, прочитавший отрывок, поднимает руку. Учитель фиксирует время и может получить показатели скорости чтения для каждого ученика отдельно.
Данное упражнение можно использовать на этапе вторичного чтения текста.
Развитие внимания.
- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ доска + раб. в парах
2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН
3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ
- Найдите общее понятие для каждой строчки.
Назовите времена года?
Какие изменения происходят с наступлением осенние в природе?
-Что же гонит птиц с милой родины? (холод и бескормица)
2. Орг. момент.
Какой раздел мы начали изучать?
Эпиграф к разделу?
КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…
К.Дитмар.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
3.Работа с текстом.
1 З | И | М | А | |||||
2 У | Т | К | А | |||||
3 С | А | Ж | Е | Н | Ь | |||
4 С | Е | Л | Е | З | Е | Н | Ь | |
5 К | О | С | Я | К | ||||
6 В | Е | Р | С | Т | А | |||
7 В | О | Ж | А | К | ||||
8 К | Р | Ы | Л | О |
- Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?
- Водоплавающая птица ?
- Старая мера длины, равная 2м 13см ?
- Самец утки ?
- Стая птиц ?
- Русская мера длины равная 1,06 км ?
- Тот кто ведёт за собой других ?
- Что было повреждено у Серой Шейки?
Выделенный ряд
МУЖЕСТВО - Храбрость, присутствие духа в опасности ?
- Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Вольтер
- Кто проявил мужество в рассказе?
Проверим дом. Работу- озаглавить части и соотнести с сюжетными картинками
- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.
- В какой ситуации оказалась Серая Шейка?
- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).
Селезень -
Утка -
Автор -
- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?
(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).
- А Селезень?
Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.
- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных жизненных позиции?
-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?
Рабочая тетрадь описание героев с50
доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие
Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.
Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил рассуждать и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».
-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.
толковый словарь
- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.
-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?
Синквейн
- Старая утка
- Селезень
- Серая шейка
- Можно ли сказать, что автор – тонкий психолог, умеет анализировать переживания других людей( а разве переживания утки нечеловеческие)?
- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?
Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее.
Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. С128
Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»с130
Найдите во 2 части как описание природы перекликается с отчаянием старой утки – матери? С128
- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)с130
Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.
Какие чувства одолевали Серую Шейку? (Скучно и одиноко)
-Прочитайте как природа описана автором
- Какими словами заканчиваются первые 2 главы этой сказки?
1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою». – Селезень
2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка
3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц
- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.
- Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки?
Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.
Какое чувство передалось Серой Шейке от Зайца после первого появления Лисы? С132 какими чудесами не могла любоваться С. Шейка?
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы?
( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)
-Для чего автор вводит описание пейзажа в рассказ? – правило с 136
- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?
- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)
(Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота. )
4. Д/з
Поставь себя на место Серой Шейки и составь пересказ сказки от лица главной героини , выбрав из неё эпизоды касающиеся только судьбы С.Шейки
- Итог урока + оценивание
Какова основная мысль сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению. Тема: Иван Наркисович Мамин-Сибиряк сказка «Умнее всех».
Конспект урока....
Урок литературного чтения. Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс
Открытый урок, соответствующий требованиям ФГОС. В разработке представлены разнообразные виды и формы работ....
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
урок литературного чтения тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш. 4 кл.
урок литературного чтения тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш. 4 кл....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы". Способы передачи авторского настроения. 3 класс
Конспект урока по литературному чтению. "В царстве словесного пейзажа" П.П. Потемкин "Мухоморы".Способы передачи авторского настроения. 3 классУрок разработан в соответс...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»
Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О. Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...