Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
план-конспект урока (4 класс)
Данная разработка поможет коллегам в подготовке и проведении урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России".Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий М: Просвещение, 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya._tema_d.n._mamin-sibiryak_priyomysh.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Цели:
- продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
- развивать дальнейшую творческую деятельность;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное
отношение к окружающей действительности.
Задачи:
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
- развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память,
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь
- читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
- рассуждать о прочитанном,
- свободно делиться своими мыслями,
- при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
- отстаивать личную позицию.
Знать
- произведения русских писателей,
- позицию автора при характеристике героев.
Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей, "Толковый словарь", компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, карточки для дополнительной работы.
Ход урока
- Оргмомент. (Слайд 2)
Прошу вас проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия.
“Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица.
Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого.
II. Речевая разминка. (Слайд 3)
Улетели лебеди с севера на юг,
И теряли лебеди белый-белый пух
То ли пух лебяжий в воздухе блестит-
То ли в окна наши белый снег летит.
А) Тренировка техники чтения:
- прочитайте «жужжащим чтением»;
- прочитайте «чтением наоборот»;
- прочитайте «перевёрнутым чтением»; (Слайд 4)
- прочитайте, отчётливо выделяя окончания. (Слайд 3)
Б) Отработка навыков выразительного чтения:
- прочитайте с грустью; теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.
В) Упражнения для развития речи – работа в парах:
- подберите синонимы к слову «блестит»
- подберите антонимы к слову «теряли»
III. Сообщение темы урока.
- Ребята!
Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг (Слайд 5)
– Читаем названия…
– Кто автор? (Слайд 6)
«Верные и неверные утверждения…» (Приложение 1)
- Поработайте в парах и поставьте значки напротив предложений:
+ правда;
- не правда;
? – не уверен.
«Инсерт» ( Приложение 2)
Перед вами автобиография Д.Н. Мамина-Сибиряка. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.
V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать
- Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал?
- А новая информация для вас?
- А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелось узнать?
- Что интересного узнали об авторе рассказа?
- Изучение нового материала.
Предлагаю работу в творческих группах.
- Давайте ребята, вспомним правила работы в группах. (Слайд 7)
- Какое произведение данного автора мы начнём изучать сегодня? Вы узнаете, открыв учебник на стр.76.
– Назовите произведение.
– Не читая произведения, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приёмыш?
- В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь.
- А мы сегодня с вами узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
Приём таблица «З-У-Х» (Приложение 3)
З – что мы знаем | Х– что мы хотим узнать | У– что мы узнали |
Произведение «Приемыш» |
|
|
«Осмысление»
- Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать?
З – что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У – что мы узнали |
Произведение «Приемыш» Написал Д. Н. Мамин-Сибиряк. Жанр произведения - рассказ. Факты из биографии автора. | - о событиях в рассказе |
|
- Словарная работа.
Идет по ходу чтения текста, с учётом знаний детей. (Слайды 8 - 10)
VI. Чтение текста по частям и работа над содержанием
– Прочитаем произведение по частям.
1. Первичное чтение текста (часть 1) – читает учитель. (до стр. 77 «… направился к избушке.»)
- Анализ рассказа.
1) Где происходит действие в рассказе? (на Светлом озере, на Урале, в рыбачьей сторожке)
2) От чьего имени ведётся повествование? (от имени автора)
3) Кто он? (охотник)
4) С какими еще героями рассказа мы познакомились? (Тарас, Соболько, лебедь)
5) Как узнал охотник, что хозяин возвращается домой? (собака радостно взвизгнула)
9) Откуда хозяин возвращался? (ворчание старика Тараса, плавал за лебедем)
Если старик Тарас нашёл его и вернул, значит они живут в одном доме, избушке.
А зачем лебедю – дикой птице – жить рядом с охотником?
Ответ на этот вопрос мы получим из второй части рассказа.
3. Первичное чтение текста (часть 2) – читают ученики. (до стр. 78 «… и живем втроем.»)
- Анализ рассказа.
- Кто оказался Приемышем?
- Как Приемыш появился у Тараса?
4. Первичное чтение текста (часть 3) – читают ученики. (до стр. 81 «… как ребенок.»)
- Анализ рассказа.
- Как можно охарактеризовать Тараса?
5. Первичное чтение текста (часть 4) – читают ученики. (до конца)
- Анализ рассказа.
- Ожидал кто-нибудь такой концовки рассказа?
VII. «Авторский стул»
- Каждой группе предлагается задание творческого характера. Придумайте свою концовку рассказа. Как сложится судьба героев? Вернется ли Приемыш весной к Тарасу?
VIII. «Рефлексия»
Вернёмся к таблице. Что узнали?
З – что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У – что мы узнали |
Произведение «Приемыш» | - о событиях в рассказе | - людям надо задумываться о последствиях своих действий - о любви к родной природе |
IХ. Итог урока.
Обобщающая беседа.
- С творчеством, какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
- Какова главная идея рассказа? Чему вас научил этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу)
- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?
- Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья? Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу и доброе сердце)
Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, замечательный писатель. Он любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Приложение 1.
- Настоящая фамилия писателя — Мамин. Слово «Сибиряк» он добавил позднее.
- Отец будущего литератора был священником.
- На покупку книг отец тратил последние деньги.
- Будучи подростком Мамин-Сибиряк вел дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края.
- До того, как объединить псевдоним и фамилию в одно целое, Мамин-Сибиряк часто подписывал свои рассказы, как «Д. Сибиряк».
Приложение 2.
Русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы.
В семье писателя очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья и какие дорогие друзья!» У мальчика рано проявилась страсть к литературе.
С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д. Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.
Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. В произведениях Мамина-Сибиряка сюжет и природа неразделимы, взаимосвязаны.
Приложение 3.
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Урок литературного чтения по теме: " Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...
Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Презентация к уроку литературного чтения по теме Д.Н. Мамин-Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 3 класс. Школа России....