Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
методическая разработка (3 класс)
Данный урок второй в теме.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 170.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь объяснять свою точку зрения.
Развивающие: сформировать целостное восприятие всего литературного произведения и отдельных героев произведения.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о ценности человеческих качеств через восприятие художественного текста.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: создать условия для изучения произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», уметь анализировать рассказ.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развивать способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности;
анализировать причины безответственного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;
переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.
Метапредметные УУД:
познавательные: извлекать необходимой информации из прочитанного текста, структурировать знания; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
регулятивные: уметь ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных правил.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: книга для чтения 3 класс, книга Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; изображения главных героев; карточки, таблица для тестирования; проектор, компьютер, колонки.
Ход урока:
- Организационное начало урока.
- Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения проведу я, меня зовут Марина Вячеславовна.
- Для того, чтобы урок прошёл хорошо, мы подарим друг другу улыбки.
Желаю всем приятного урока.
2. Речевая разминка.
На столах у детей карточки со стихотворением:
Улетели лебеди с севера на юг,
И теряли лебеди белый-белый пух
То ли пух лебяжий в воздухе блестит-
То ли в окна наши белый снег летит.
Владимир Приходько
1) Тренировка техники чтения
- прочитайте «жужжащим чтением»;
-прочитайте вслух, на одном дыхании;
- чтение чистоговоркой:
Юг – юг – юг - улетели лебеди с севера на юг.
Ух – ух – ух - и теряли лебеди белый пух.
Ит – ит – ит - то ли пух лебяжий в воздухе блестит.
Ит – ит – ит - то ли в окна наши белый снег летит.
2) Отработка навыков выразительного чтения
- Каким чувством автор наделил эти строки? (грусть, ожидание зимы)
-Прочитайте с грустью;
теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.
3) Упражнения для развития речи (работа в парах)
-подберите синонимы к слову «блестит» - близкие по значению: сверкает, светится, мерцает, горит.
-подберите антонимы к слову «теряли» - противоположные по значению: находили, обретали, приобретали.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте рассказ о лебеде.
Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина тела до 180 см, весят до 13 кг. В нашей стране обитают лебеди шипуны, крикуны, малые лебеди. Малый лебедь занесён в Красную книгу. Лебеди обитают по берегам пресных водоёмов.
Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царём птиц. У него белоснежное оперение. Он невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности воды.
Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе лебеди быстро становятся ручными.
- Ответьте на вопросы предложениями из текста.
Какие виды лебедей живут в нашей стране?
Где обитают лебеди?
Почему лебедя называют царём птиц?
Где гнездятся лебеди?
- Как может быть связан текст с темой нашего урока?
(В произведении «Приёмыш» главный герой – лебедь).
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(Мы продолжим работать с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»).
- Хорошо. В конце урока мы с вами сформулируем главную мысль произведения.
4. Актуализация знаний учащихся.
1) - Как называется произведение?
(Приёмыш.)
- Как вы понимаете смысл этого слова? Найдите значение этого слова в словаре.
(Приёмыш – это тот, кого приняли, приютили.)
- Назовите автора произведения.
(Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.)
- К какому жанру литературы относится произведение?
(Рассказ: повествование, небольшой объём, герои, сюжет.)
- Определите стиль данного рассказа.
(Художественный.)
- Определите тип текста рассказа.
(Повествование – можно задать вопрос «Что случилось?»).
- Определите тему произведения.
(Взаимоотношение человека и природы.)
- Кто главные герои рассказа?
(Тарас, Приёмыш, Соболько.)
5. Проверка домашнего задания.
1) - Дома вы внимательно прочитали рассказ. Сейчас вы будете работать в парах.
Работа в парах. Установить порядок событий в произведении.
1. «Когда этот «лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина».
2. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».
3. «Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него».
4. «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал».
5. «Остались мы опять с Собольком одни».
6. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся. (Садятся)
7. Анализ произведения.
1) Чтение детьми первой части рассказа.
- От чьего имени ведётся рассказ?
(От первого лица. От лица автора.)
- Рассмотрите схему, какие отношения сложились между героями рассказа?
Тарас
Лебедь Соболько
(Дружба человека с животными. Дружба Приёмыша с Соболько.)
2) Работа над второй частью. Выборочное чтение.
- Найдите в тексте, как лебедь оказался у старого рыбака. Стр. 20 Тут охотники наезжали…
- Как понимаете слово сирота?
(Без родителей остался.)
- Почему старик приютил у себя лебедя?
(Ему было жаль. Он был добрый, ему присуще сострадание.)
- Какие черты характера присущи дедушке?
(Доброта, любовь, сострадание.)
- Найдите отрывок, сколько и как жил Тарас на озере. Стр. 21 Тарас жил…
- Как вы понимаете слова «Бобылём жил…»?
(Один, без семьи.)
- Что общего у старика и у лебедя?
(Они остались без семьи.)
- Почему Тарас не считал себя одиноким? Найдите в тексте слова. Стр. 21 Одному?...
- Как старик относился к природе?
(Тарас жил среди природы и она его родной дом, все животные и птицы были для него родными, он понимал их язык, любил и заботился о них, как о родных и самых близких.)
- Прочитайте, как старик описывает поведение лебедя. Стр. 22 – монолог.
- Речь одного или двух человек вы прочитали?
(Одного.)
- Вспомните, как называется речь одного человека. Стр. 25 правило.
- Как Тарас относился к Приёмышу?
(Гордился им, был доволен.)
3) Работа над третьей частью.
- Прочитайте первый абзац 3 части. Какие изменения произошли во внешности Тараса?
(Утомлённый вид, казался дряхлым, жалким.)
- Почему он так выглядел?
(Они с Соболько опять остались одни.)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Как по внешнему виду Тараса и Соболько можно определить их внутреннее состояние?
(Сутулый, грустный. Соболько лежит у ног хозяина и скучает.)
- Подберите синонимы к словам «жалкий, дряхлый».
(Старый, слабый, немощный, болезненный.)
- Прочитайте монолог Тараса на стр. 23. Почему Приёмыш тосковал?
(Он хотел быть с товарищами.)
- Прочитайте, почему старик боялся отпускать Приёмыша на волю.
(Он боялся за него.)
- Как вы понимаете слово исподволь? (понемногу, постепенно)
- Как вы понимаете слово особняком? (отдельно)
- Как вы понимаете слово муштруют? (тренируют)
- Прочитайте последний монолог Тараса. Стр. 24-25.
- Как лебедь отблагодарил Тараса?
(Он крикнул по-своему в последний раз.)
- Сейчас работаем в группах. Надо подобрать слова, которые характеризуют Тараса, Соболько и Приёмыша. (Карточки со словами возле каждого героя.)
(Тарас: умный, чуткий, добрый, искренний, милосердный, умеющий любить, умеющий ценить, отзывчивый.)
(Собольеко: преданный, добрый, отзывчивый, верный, умный, благодарный.)
(Приёмыш: гордый, добрый, благородный, благодарный, преданный.)
- Какие общие черты есть у всех трёх героев, которые их объединяют?
- Сейчас вы будете работать в группах, ответите на вопрос, но самое главное, необходимо объяснить свой ответ. Выступать от каждой группы будет 1 ученик.
Работа в группах. -Как вы думаете, а что бы было правильнее? 1) подрезать птице крылья, чтобы он не погиб при перелёте, и сделать ручной птицей? 2) поступить с лебедем так, как поступил Тарас? 3) с силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? |
- Мог ли Тарас поступить иначе?
(Нет.)
- Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв. Но здесь была хоть какая-то надежда, что всё будет хорошо.
- Придумать конец рассказа. Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
8. Итог урока. Оценка работы на уроке.
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?
- Какая же главная мысль произведения?
(Люди должны бережно относиться к природе, любить и понимать её. Общение с природой, животными делает человека мудрым, сильным, здоровым телом и душой.)
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
- Вам понравился урок? Оцениваю работу на уроке.
9. Рефлексия.
- У вас на партах лежат бумажные лебеди чёрные и белые. Если вам понравился урок, возьмите белого лебедя, если нет – чёрного. Напишите от имени птиц обращение, пожелание к людям.
- Прикрепите своих лебедей и зачитайте своё пожелание.
10. Домашнее задание.
Стр. 25 выполнить задание № 7, 8. Нарисовать рисунок к рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»
На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Литературное чтение по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Вертел"
Цель: Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Вертел».Создание условий для формирования системы знаний: ознакомление учащихся с новым рассказом, понимать поступки героев, их эмоциональное сос...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...
Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...