Урок литературного чтения в 1 классе по теме «К.И. Чуковский и его произведения»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Асланова Ирина Викторовна

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
  2. Вызвать интерес к книгам писателя.
  3. Выявить самых активных читателей сказок.
  4. Объединить детей в дружный коллектив.
  5. Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po_teme.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Асланова Ирина Викторовна, учитель начальных классов,    

                                                     первая категория

                                                     МОУ СОШ №9 г.Надыма

Урок литературного чтения в 1 классе по теме

«К.И. Чуковский и его произведения»

Тип урока: урок рефлексии.

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
  2. Вызвать интерес к книгам писателя.
  3. Выявить самых активных читателей сказок.
  4. Объединить детей в дружный коллектив.
  5. Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Оборудование: выставка книг К.И. Чуковского; иллюстрации из произведений К.И. Чуковского, русских народных сказок; отрывки из произведений К.И. Чуковского.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность

- Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Кто мне ответит, в гости к какому детскому поэту и сказочнику мы сегодня отправляемся?  (К.И. Чуковскому) (Слайд 1)

Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. (Слайд 2)

        В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним.

        Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

    Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

    Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

                        Жил да был крокодил,

                        Он по улицам ходил.

     Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Сегодня мы с вами вспомним некоторые произведения этого замечательного писателя. Внимание!!! Говорим заклинание и отправляемся  в сказку! Повторяйте все за мной:

 Экатэ пэкате чука те пе

 Абуль фабуль домене! (Слайд 3)

- Вот мы с вами и оказались в чудесной сказочной стране, где живут герои произведений  К.И.Чуковского. Давайте вспомним эти произведения и выявим самых активных читателей сказок в 1А классе. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Внимание!!! Объявляется конкурс знатоков произведений К.И. Чуковского!

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Отгадай произведение (1 тур)

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять. (Бармалей).
 (Слайд 4)

 А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо
Что румяная луна
В небе задрожала. (Тараканище).
 (Слайд 5)

Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага налетел медведь. (Краденое солнце).
 (Слайд 6)

И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам. (Доктор Айболит)
 (Слайд 7)

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха).
 (Слайд 8)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…  «Мойдодыр». (Слайд 9)

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!    «Телефон». (Слайд 10)

Аукцион вопросов (2 тур) (Слайд 11)

- Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным? (Мойдодыр)

- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».  (Калоши)

- Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»? ( Мочалку)

- Чем Муха – Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)

- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)

- Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»? (заинька)

-  Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (Медведь)

- Кто победил в бою в сказке «Муха-Цокотуха»? (комар)

- Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? Ответ: Морж.

- Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Крокодил.

- К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? Ответ: К. Бармалею.

- Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? Ответ: Цапли.

- В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как по другому можно назвать это животное? (бегемот)

Бюро находок (3 тур) (Слайд 12, 13)

- У меня в ящике находятся разные предметы.. Помогите угадать, что это за предмет:

- В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон». Что это? (капли)

- В ящике то, что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» (мочалку)

- В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» (воздушный шарик»

- В ящике то, что со слезами просил крокодил  в сказке «Телефон»»

- Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше

 - В ящике предмет, который вцепился в волоса в сказке «Мойдодыр»

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса .  

К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

- Давайте и мы повеселимся и станцуем.

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». (Слайд 14)

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

— А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

Карточка 4

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 5

— Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 6

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 7

- Сколько тебе лет?
- Скоро восемь, а пока три.

Карточка 8

- Мама, утки утьком идут!
- Гуськом.
- Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.

Карточка 9

- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 10

- Мама, что такое война?
- Это когда люди убивают друг друга.
- Не друг друга, а враг врага!

 «Работа в парах» ( на листочках)

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит                        Кушает детей                        

Воробей                        Проглотил солнце

Крокодил                        Спас Муху-Цокотуху

Комар                        Вылечил зверей

Медведь                        Вернул солнце  

Бармалей                        Съел таракана

Инсценирование отрывков из произведений К.И.Чуковского

Телефон

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять.

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

- Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели,

И ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

Мойдодыр

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

 Вечная слава воде!

Бармалей

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать.

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

А сейчас поработаем в группе. Договоритесь, кто в вашей группе главный – командир. Командиры выходят и получают название одного из произведений К. Чуковского. Ваша группа должна найти иллюстрации к данному произведению, отрывок из произведения и предмет, который встречается в данном произведении. Далее вы договариваетесь, кто из участников группы показывает иллюстрации, кто читает отрывок из данного произведения, а кто называет предмет, встречающийся в данном произведении. Начинаем работать.

(Выход групп)

Учитель:

- Среди иллюстраций есть одна лишняя. Найдите ее и докажите, почему она оказалась лишней (учащиеся выходят с иллюстрациями русских народных сказок).

Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов)

Вам необходимо закончить рифму из произведений К.И.Чуковского, но именно так, как она звучит у автора (вместе)

 У тебя на шее вакса,

У тебя под носом …

(клякса "Мойдодыр")

 И пришел к Айболиту барбос:
- Меня курица клюнула в ….

(Нос "Айболит")

И снова медведь: - О, спасите моржа!

 Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон").

Со слонами на ходу

Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")

 

Стыдно старому реветь

 - Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

 

Да, здравствует мыло душистое

 И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой … (гребешок; "Мойдодыр")

 

И пришла к Айболиту лиса

 - Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От…( Гиппопотама!" "Айболит )  

- Самое любимое слово у К.И.Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово «радость» звучит в сказках К.И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча тоже подарила нам радость – радость общения со сказками К.И. Чуковского. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь.


Радость

Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та
Заплясала у моста.

Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

- А сейчас мы поделимся нашей радостью с теми, кто пришел к нам на урок.

Желаем просто радоваться жизни

И каждый день улыбкою встречать!

Уметь не расставаться с оптимизмом!

Любить, стремиться, верить и мечтать!

- Попробуйте сегодня быть счастливыми. Улыбнитесь просто так. Увидите, как от вашей улыбки расцветает счастье на чужих лицах.

Рефлексия

- Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте на нем солнышко, если вам понравилось сегодня на уроке, тучку – если что-то не получилось, и дождик, если совсем было скучно.

- А сейчас закройте глаза и попробуйте расслабиться.

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый

ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Учитель:

- Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что вы продолжите читать произведения К.И.Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....