Урок литературного чтения в 1 классе по теме «К.И. Чуковский и его произведения»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цели:
- Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
- Вызвать интерес к книгам писателя.
- Выявить самых активных читателей сказок.
- Объединить детей в дружный коллектив.
- Воспитывать любовь к художественным произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po_teme.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Асланова Ирина Викторовна, учитель начальных классов,
первая категория
МОУ СОШ №9 г.Надыма
Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«К.И. Чуковский и его произведения»
Тип урока: урок рефлексии.
Цели:
- Познакомить с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
- Вызвать интерес к книгам писателя.
- Выявить самых активных читателей сказок.
- Объединить детей в дружный коллектив.
- Воспитывать любовь к художественным произведениям.
Оборудование: выставка книг К.И. Чуковского; иллюстрации из произведений К.И. Чуковского, русских народных сказок; отрывки из произведений К.И. Чуковского.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Кто мне ответит, в гости к какому детскому поэту и сказочнику мы сегодня отправляемся? (К.И. Чуковскому) (Слайд 1)
Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский. (Слайд 2)
В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Сегодня мы с вами вспомним некоторые произведения этого замечательного писателя. Внимание!!! Говорим заклинание и отправляемся в сказку! Повторяйте все за мной:
Экатэ пэкате чука те пе
Абуль фабуль домене! (Слайд 3)
- Вот мы с вами и оказались в чудесной сказочной стране, где живут герои произведений К.И.Чуковского. Давайте вспомним эти произведения и выявим самых активных читателей сказок в 1А классе. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Внимание!!! Объявляется конкурс знатоков произведений К.И. Чуковского!
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Отгадай произведение (1 тур)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять. (Бармалей). (Слайд 4)
А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо
Что румяная луна
В небе задрожала. (Тараканище). (Слайд 5)
Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага налетел медведь. (Краденое солнце). (Слайд 6)
И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам. (Доктор Айболит) (Слайд 7)
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха). (Слайд 8)
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой… «Мойдодыр». (Слайд 9)
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг –
Звонок! «Телефон». (Слайд 10)
Аукцион вопросов (2 тур) (Слайд 11)
- Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным? (Мойдодыр)
- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». (Калоши)
- Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»? ( Мочалку)
- Чем Муха – Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)
- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)
- Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»? (заинька)
- Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (Медведь)
- Кто победил в бою в сказке «Муха-Цокотуха»? (комар)
- Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? Ответ: Морж.
- Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Крокодил.
- К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? Ответ: К. Бармалею.
- Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? Ответ: Цапли.
- В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как по другому можно назвать это животное? (бегемот)
Бюро находок (3 тур) (Слайд 12, 13)
- У меня в ящике находятся разные предметы.. Помогите угадать, что это за предмет:
- В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон». Что это? (капли)
- В ящике то, что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» (мочалку)
- В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» (воздушный шарик»
- В ящике то, что со слезами просил крокодил в сказке «Телефон»»
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше
- В ящике предмет, который вцепился в волоса в сказке «Мойдодыр»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса .
К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
- Давайте и мы повеселимся и станцуем.
Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.
Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». (Слайд 14)
Карточка 1
— Вчера была сырая погода.
— А разве сегодня вареная?
Карточка 2
— Вот выпадет снег, ударят морозы...
— А я тогда не выйду на улицу.
— Почему?
— А чтоб меня морозы не ударили.
Карточка 3
— Наденька, скажи слово «рыба».
— Окунь.
Карточка 4
— Мама, ты была девочкой?
— Да, была.
— В школу ходила?
— Ходила.
— А с кем я дома оставался?
Карточка 5
— Что это ты шепчешь собаке?
— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.
Карточка 6
— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.
— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?
Карточка 7
- Сколько тебе лет?
- Скоро восемь, а пока три.
Карточка 8
- Мама, утки утьком идут!
- Гуськом.
- Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.
Карточка 9
- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
Карточка 10
- Мама, что такое война?
- Это когда люди убивают друг друга.
- Не друг друга, а враг врага!
«Работа в парах» ( на листочках)
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Кушает детей
Воробей Проглотил солнце
Крокодил Спас Муху-Цокотуху
Комар Вылечил зверей
Медведь Вернул солнце
Бармалей Съел таракана
Инсценирование отрывков из произведений К.И.Чуковского
Телефон
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели,
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
Мойдодыр
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Бармалей
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать.
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
А сейчас поработаем в группе. Договоритесь, кто в вашей группе главный – командир. Командиры выходят и получают название одного из произведений К. Чуковского. Ваша группа должна найти иллюстрации к данному произведению, отрывок из произведения и предмет, который встречается в данном произведении. Далее вы договариваетесь, кто из участников группы показывает иллюстрации, кто читает отрывок из данного произведения, а кто называет предмет, встречающийся в данном произведении. Начинаем работать.
(Выход групп)
Учитель:
- Среди иллюстраций есть одна лишняя. Найдите ее и докажите, почему она оказалась лишней (учащиеся выходят с иллюстрациями русских народных сказок).
Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов)
Вам необходимо закончить рифму из произведений К.И.Чуковского, но именно так, как она звучит у автора (вместе)
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом …
(клякса "Мойдодыр")
И пришел к Айболиту барбос:
- Меня курица клюнула в ….
(Нос "Айболит")
И снова медведь: - О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон").
Со слонами на ходу
Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")
Стыдно старому реветь
- Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")
Да, здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой … (гребешок; "Мойдодыр")
И пришла к Айболиту лиса
- Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От…( Гиппопотама!" "Айболит )
- Самое любимое слово у К.И.Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово «радость» звучит в сказках К.И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча тоже подарила нам радость – радость общения со сказками К.И. Чуковского. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь.
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.
Даже мельница - и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
- А сейчас мы поделимся нашей радостью с теми, кто пришел к нам на урок.
Желаем просто радоваться жизни
И каждый день улыбкою встречать!
Уметь не расставаться с оптимизмом!
Любить, стремиться, верить и мечтать!
- Попробуйте сегодня быть счастливыми. Улыбнитесь просто так. Увидите, как от вашей улыбки расцветает счастье на чужих лицах.
Рефлексия
- Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте на нем солнышко, если вам понравилось сегодня на уроке, тучку – если что-то не получилось, и дождик, если совсем было скучно.
- А сейчас закройте глаза и попробуйте расслабиться.
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый
ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Учитель:
- Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что вы продолжите читать произведения К.И.Чуковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"
Урок литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина
Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....