Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Глазкова Наталия Борисовна

 

Цели и задачи урока :

 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.

 2.        Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, продолжить обучение школьников чтению «по-взрослому»

 3.        Осуществить связь содержания уроков чтения с другими предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc66.41 КБ

Предварительный просмотр:

Николай Сладков

Весенние ручьи

Весенние ручьи говорят, говорят...

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

«Я лесной ручей: из лесного снега рождён. Топтали этот снег лоси да волки, зайцы беляки по снегу прыгали, тетерева и рябчики под снегом спали. Теперь все следы растаяли, в звонкие капельки превратились. Столько за зиму всяких историй произошло − за всю весну не перескажешь. Расскажешь не перескажешь, расскажешь − не перескажешь...»

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

«Зень-зень-зень! Зиме конец, конец зиме... Я ручей полевой, из полевых снегов рождён. Топтали снег зайцы-русаки да серые куропатки. Рыжая лиса мышковала − полёвок ловила. Все события на снегу отпечатались. А теперь следы растаяли, в певучие капельки обратились. Столько событий: рассказать − не рассказать, рассказать − не рассказать...»

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят...

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать − сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

Вопросы и задания к тексту

 1.        Где и когда произошла эта история.

 2.        Что удивительного заметил герой в весеннем лесу.

 3.        Почему весной всюду бегут ручьи?

 4.        Определи порядок микротем в тексте (микротема-малая тема в произведении):

_  Я перебрался к полевому ручью .

_  Бегут, торопятся разные ручьи в речку.

_  Все следы растаяли.

_ Я сидел на пне у лесного ручья.

 5.        «Все события на снегу отпечатались».Проанализируй фразу,сделай вывод.

 6.        Какие чувства испытывает автор,когда описывает жизнь природы весной. Докажи текстом.

 7.        Выбери фразу,которая отражает главную мысль автора. Обоснуй свой выбор.

 8.        Почему все истории, рассказанные ручьями разные?

Критерии чтения «по-взрослому»

Я

Др.

ученики

Выделяю голосом ключевые слова

Делаю паузы между речевыми звеньями

Соблюдаю интонацию конца высказывания

Соблюдаю интонацию конца высказывания

Передаю настроение автора

Правильно ставлю ударение в словах

Не пропускаю и не заменяю слова в высказывании

             Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических  произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»

Цели и задачи урока :

 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.

 2.        Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, продолжить обучение школьников чтению «по-взрослому»

 3.        Осуществить связь содержания уроков чтения с другими предметами.

Ход урока

 1.        Постановка целей и задач урока. Учитель спрашивает у детей какие и цели и задачи мы ставим на уроках литературного чтения. (2-3 мин)

(ответы детей)

 2.        Учитель представляет изучаемое на уроке произведение.

(дети демонстрируют знания об авторе)

 3.        Учитель демонстрирует презентацию о биографии автора.

(дети задают возникшие вопросы)

 4.        Учитель просит детей высказать предположение о названии.

(дети делятся своими предположениями)

 5.        Слушание онлайн произведения в исполнении Н. Литвинова.

 6.        Учитель предлагает ученикам самостоятельно поработать с текстом и оценить свое чтение по критериям взрослого.

(жужжащее чтение, работа с таблицей «критерии чтения по- взрослому»

 7.        Учитель просит  определить жанр данного произведения.

(дети  высказывают свои предположения)

Рассказ  ・повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.  Рассказ  же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

 8.        Организуется беседа по содержанию рассказа:

(дети используют фразы из текста для доказательного ответа)

- читают вопросы 1-3

-  при ответе на вопрос 4 организуется работа парами

(пара зачитывает свой вариант ответа,др.оценивают правильность или неправильность высказанного варианта)

-  читают вопросы 5-8

 9.        Релаксация.(1 мин)

(учитель предлагает послушать звуки лесного ручья)

 10.         Дети обмениваются своими впечатлениями от слушания.

 11.         Учитель предлагает прочитать произведение Сладкова по ролям.

 12.        Дети читают, оценивают свое чтение. Получают советы от одноклассников (опираясь на таблицу читаю по-взрослому).

 13.        Подводится итог урока. Учитель спрашивает учеников о том, чему они научились на уроке, что им понравилось, с какими трудностями они столкнулись,какие выводы для себя сделали.

 14.        Выдается дом задание:

учитель просит прочитать заключительные строки рассказа. Предлагает поразмышлять что произойдет дальше с веселыми ручьями. Придумать и написать свой вариант продолжения этой истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Тема: Люблю природу русскую. Весна.

Конспект урока для учителя начальных классов. Познакомит учащихся с новым разделом; научит анализировать произведения, поможет воспринимать выраженные в них чувства, настроение; развивает речь, образн...