Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения»

 

Цели деятельности учителя: формирование представлений у  учащихся о жизни  и творчестве  писателя Б. В. Шергина; ознакомление с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать биографию писателя

- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- уметь прогнозировать содержание раздела;                                                                                 

Личностные:

- проявлять интерес и творческое отношение;

- проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Дата: 19. 04. 2021

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка____________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения»

Цели деятельности учителя: формирование представлений у  учащихся о жизни  и творчестве  писателя Б. В. Шергина; ознакомление с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать биографию писателя

- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- уметь прогнозировать содержание раздела;                                                                                  

Личностные:

- проявлять интерес и творческое отношение;

- проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1мин

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

- Повернитесь  другк другу, улыбнитесь и пожелайте своем соседу успехов на уроке.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. 

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Читать. Изучаем виды фольклора,   узнаём об историях, которые случаются  с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

        

Практический: выборочное чтение

4мин

Фронтальная форма работы

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

  • Читаем с повышением тона, с понижением тона.
  • Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читаем вместе со мной хором выразительно.
  • Читаем выразительно без меня.
  • Читаем медленно, быстро.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

-Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела.
-Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?
-Чему  они нас будут учить?

-Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?
- Кто автор этого произведения?

- Читают скороговорку

  • Читают с повышением тона, с понижением тона.
  • Читают с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читают вместе со мной хором выразительно.
  • Читают выразительно без меня.
  • Читают медленно, быстро.

«Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

-Это пословица.

- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. 

Предположения детей.

Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

 Название рассказа совпадает с названием раздела.

- Борис Викторович Шергин

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, подводящий диалог

2 м

Фронтальная форма работы

-Как будет звучать тема урока?
-Какие цели мы поставим?

- Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

- Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

Словесный: Слово об авторе

10 м

Фронтальная форма работы

-Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали?

Рассказ учителя об авторе (презентация)

 Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

Высказывания детей

Слушают учителя

-1896г

-называл «хранительницей слова».

-Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практические: упражнение

Словесный: разъяснение

5 м

Фронтальная форма работы

-Откройте свои учебники на станице 124. Ребята как вы понимаете название рассказа – «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?

-В чем заключается смысл заглавия рассказа?
-Каким жанром устного народного творчества является заглавие?
-Приведите примеры пословиц, с таким же смыслом.

Словарная работа

-А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.
ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

-А сейчас мы с вами прочитаем произведение.(Аудиозапись)
-Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

Работа по рассказу.

  1. Ребята, о чем же этот рассказ?
  2. Кто является главными героями рассказа?
  3. Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.
  4. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
  5. Что случилось с Митей?
  6. Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
  7. Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясни их смысл.
  8. Как они помогают понять основную мысль произведения?
  9. Прочитай выразительно диалог мастера и Мити.
  10. С какой интонацией говорит мастер?
  11. Какой совет мастер дал Мите?
  12. Митя успел выполнить работу?
  13. В какие сроки Митя выполнил работу?
  14. Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

Добивайся своей цели постепенно, и достигнешь ее.

Пословицей.

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Курочка по зернышку клюет.

Слушают и запоминают значение слов

Ответы детей по тексту

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учбником

Чтение рассказа

5 мин

Повторное чтение

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

- Чтение рассказа

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

2 мин

Парная форма работы

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1)Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

 2)«И в один день закончил верхний угол»

 3)«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

 4)«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

5)Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический

5

-Как звучала тема урока?

-Какие цели мы ставили? урока?

-Ребята, произведение какого автора мы сегодня изучили?
-Как называется это произведение?
-С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Спасибо за урок!

Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Штукатурное, малярное дело, академия, паркетчик, вылощил волчьим зубом

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети ягодки искали. Вместе все их собирали. Раз, два, три, четыре, пять Кузовок полный опять!

Слайд 2

Тема : Б.В . Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Цели : познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

Слайд 3

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Слайд 4

ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Слайд 5

МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

Слайд 6

АКАДЕМИЯ - высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска. ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Слайд 7

Тема : Б.В . Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Цели : познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

Слайд 8

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… Я попробую… Меня удивило…



Предварительный просмотр:

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

- «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПр...

Конспект урока по чтению в 3 классе ЗПР .Б.В.Шергин "Собирай по ягодке- наберёшь кузовок"

Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пе...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Б.В. Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина, с произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; создание условий для развития умений чита...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Знакомство с разделом Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии автора; организация чтения в классе; формирование понимания заголовка и смысла произведения. Планируемые результаты Предметные: - знать смысл...