Урок чтения в 3 классе (вариант 2/2) "Жизнь ежей осенью в рассказе И.С. Соколова - Микитова "Ёж"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Даже незначительная потеря слуха влечет за собой огромное своеобразие восприятия речи. Конкретность мышления, специфическое понимание многих сторон окружающей действительности нарушают речевое общение. Учащиеся с глубоким недоразвитием речи (вариант 2/2) не могут самостоятельно овладеть ею. Понимание обращенной речи у таких детей находится в теснейшей зависимости от того, насколько доступен лексический материал и его грамматическое оформление. Вот почему проблема формирования речи всегда стоит на первом месте.Одной из важнейших задач школы для слабослышащих детей является формирование слухо – зрительного восприятия речи окружающих людей. Для реализации задачи необходимо усилить слуховой компонент в слухо – зрительном восприятии речи, создавая целенаправленную, социально – организованную деятельность по развитию слухового восприятия (РСВ) в учебно – воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya_v_3kl_variant2.2.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области «Адаптивная школа – интернат № 15»
Конспект урока чтения в 3 классе (вариант 2/2)
по рассказу И.С. Соколова – Микитова «Ёж»
Составила:
Нехода Евгения Валерьевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Омск - 2020
Пояснительная записка
Даже незначительная потеря слуха влечет за собой огромное своеобразие восприятия речи. Конкретность мышления, специфическое понимание многих сторон окружающей действительности нарушают речевое общение. Создается своеобразие в психическом развитии ребенка. Если он не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, то повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему новыми. Ученик не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, а, значит, не усваивает их значения, что приводит к недоразвитию речи.
Учащиеся с глубоким недоразвитием речи (вариант 2/2) не могут самостоятельно овладеть ею. Понимание обращенной речи у таких детей находится в теснейшей зависимости от того, насколько доступен лексический материал и его грамматическое оформление. Вот почему проблема формирования речи всегда стоит на первом месте.
Одной из важнейших задач школы для слабослышащих детей является формирование слухо – зрительного восприятия речи окружающих людей. Для реализации задачи необходимо усилить слуховой компонент в слухо – зрительном восприятии речи, создавая целенаправленную, социально – организованную деятельность по развитию слухового восприятия (РСВ) в учебно – воспитательном процессе.
Слухо- речевая реабилитация неслышащих детей является одной из ведущих проблем сурдопедагогики, так как снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Другой не менее важной и сложной задачей школы является формирование у школьников устной речи, которая играет исключительную роль в жизни людей. Это способ общения, основа владения языком и инструмент общения. Поэтому работа над речью и её произносительной стороной в коррекционной школе должна пронизывать весь учебно – воспитательный процесс.
Огромную помощь в решении этих задач оказывает использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ), основой которых являются персональный компьютер, мультимедийные программы и устройства. Применение их на уроке позволяет:
- оптимизировать учебный процесс, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока;
- использовать элементы игры, позволяющие поддерживать интерес и внимание к учебному материалу в течение всего урока;
- давать дополнительные источники информации для расширения кругозора и знаний учащихся.
Ниже приведен пример урока чтения в 3 классе (вариант 2/2) с использованием ИКТ.
Урок чтения в 3 классе (вариант 2/2) по рассказу И.С. Соколова – Микитова «Ёж»
Тема: Жизнь ежей осенью в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Ёж»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью ежа осенью на примере рассказа И.С. Соколова – Микитова «Ёж».
Задачи:
- Расширить представление детей о жизни ежа осенью.
- Развивать навыки связной речи и расширять словарный запас учащихся.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным.
- Развивать слуховое восприятие учащихся.
Вид урока: первоначальное знакомство с текстом и анализ содержания прочитанного.
Оборудование: учебник «Чтение», Н.Е. Граш, Л.М. Быкова, М.И. Никитина (для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений І вида), Москва – 2006г., компьютер учителя, материалы для макета (мох, камни, ветки, сухие листья, жухлая трава, вата).
Речевой материал:
Добыча
Зимовище
Логово
Питается
Хлопотливый труженик
В рассказе говорится о …
Автор рассказа … (Рассказ написал …)
Мы составили план рассказа.
Мы сделали макет … (зимовища для ежа).
Ход урока:
І Организационный момент (2 минуты)
- (Хором)
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Учитель:
Будем слушать, отвечать,
И друг другу помогать.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2. Работа за экраном. Развитие слухового восприятия (РСВ)
- Сядь (называю имена учащихся)
- Какой по счёту урок? (Второй)
- Какой будет урок? (Чтение)
- Что лежит на парте? (Дневник, учебник, пенал)
ІІ 1. Введение в тему. (8 минут)
- По какой большой теме мы читаем рассказы и стихотворения? (Картины осени)
- Сегодня на уроке будем читать рассказ.
- Что будем читать? (РСВ) (Рассказ)
- Узнаете название рассказа, когда отгадаете загадку.
Загадка. (Читаем хором)
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног.
- Кто это?
- Это ёж.
-Как догадались? (есть иголки, сворачивается в клубок)
-Как называется рассказ?
- Рассказ называется «Ёж»
Ученик вписывает в клеточки название рассказа.
- Какая буква пишется на конце слова? (Ж) Как проверить? (Ежи)
- Что вы знаете о еже?
Примерные ответы детей:
- Ёж – дикое животное.
- Ёж живёт в лесу.
- У ежа есть иголки.
- Ёж маленький и колючий.
Автор рассказа Иван Сергеевич Соколов – Микитов. (Вывешиваю портрет писателя)
-Кто автор рассказа? (РСВ) (Иван Сергеевич Соколов – Микитов)
-Мы уже читали рассказы этого писателя? (Да)
- Назовите эти рассказы (Осень, Дождь, Летом, Лето в лесу)
- Что вы знаете об этом писателе? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов – известный русский писатель. Родился в 1892 году. Он очень любил русскую природу. Написал много книг для детей о животных, о природе)
- Как думаете, если мы читаем по теме «Картины осени», что мы сегодня нового узнаем о еже? (О жизни ежей осенью)
3.Тема, цель, задачи урока
Итак, тема урока «Жизнь ежей осенью в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Ёж»
-Какая цель урока? (Узнать о жизни ежей осенью)
-Будем шагать к нашей цели по ступенькам:
1. прочитаем рассказ
2. ответим на вопросы
3. выполним задание
4. составим план рассказа
5. посмотрим видео
6. сделаем макет
Работать будем вместе, по одному, в парах.
4. Оценивание.
- За каждое выполненное задание вы получаете от 0 до 3-х баллов
3 балла – задание выполнено правильно
2 балла- 1-2 ошибки
1 балл – допущено более трёх ошибок
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно;
Кто наберёт 9-10 баллов – отметка 5
7-8 баллов – отметка 4
4-6 баллов – отметка 3
Меньше 4 баллов – отметка 2
ІІІ Изучение нового материала. (25 минут)
- Где живёт ёж? (В лесу)
- Отправляемся в лесное путешествие.
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Какая сегодня погода? (Прохладная, дует ветер, пасмурно)
- Как нужно одеться? (Нужно надеть брюки, кофту, носки, ботинки куртку, шапку, шарф, перчатки) Дети имитируют надевание на себя одежды в качестве небольшой физминутки
-Сядьте … (РСВ)
Слушайте внимательно рассказ, после моего прочтения, ответьте на вопросы:
-Какое время года в рассказе?
- О каких ещё животных и насекомых написано?
1. Выразительное чтение текста учителем.
2. Краткая беседа после прослушивания рассказа:
-Какое время года в рассказе?
- О каких ещё животных и насекомых написано?
3. –Открой книгу.(РСВ)
- Спроси меня, на какой странице?
-На странице 33
Внимательно читайте рассказ.
Первичное жужжащее чтение учащимися текста вслух.
4. Рассказ будем читать по частям и озаглавливать (называть) их.
Составим план рассказа.
- Сколько частей в рассказе?
- Три части.
Анализ содержания І части:
- Чтение учащимися І части рассказа вслух.
Оценивание!
2. Словарная работа.
Добыча – это то, что зверь поймал на охоте.
- Повторите: «Добыча».
- Назовите добычу ежа, о которой написано в рассказе.
- Черви, ящерицы, змеи, ужи, жуки, лягушки.(Вывешиваю картинки)
- Чем еще питается ёж?
- Грибами, ягодами, улитками.
- Почему у ежей осенью мало добычи? (Похолодало и насекомые попрятались)
4. Выполним задание по одному по карточкам.
Соедини стрелками
ящерицы чёрные
змеи юркие
ужи глупые
лягушки скользкие
5. Взаимопроверка по образцу учителя (Образец вывешиваю на доску)
Оценивание!
6. Озаглавливание І части.
Как можно назвать І часть рассказа?
Учащиеся предлагают варианты названия. Учитель записывает название на доске:
І. Добыча ежа
Оценивание!
Анализ содержания ІІ части.
- Чтение учащимися ІІ части вслух.
Оценивание!
2. Словарная работа.
Хлопотливый труженик – много работает, трудится.
Зимовище (логово) – место для зимовки, спячки. (Вывешиваю картинки)
Почему ёж – хлопотливый труженик? (Трудится, работает, сгребает сухие листья, таскает мох, строит зимовище)
Что такое зимовище, логово? (Место спячки ежа)
3. Работа в интернете в парах.
-Как ёж готовит себе зимовище, мы посмотрим в интернете.
-Выйдите в интернет.
- В поисковой строке напечатайте предложение «Ёж строит логово осенью видео»
Дети смотрят видео и обсуждают.
Дома вы можете посмотреть другие видео.
4. Выборочное чтение. Работа по учебнику.
-Ответь на вопросы словами из рассказа:
- Где строит ёж зимовище?
- Под старым пнём.
- Что таскает ёж в нору?
- Сухие листочки и мягкий лесной мох.
- Каким должно быть логово ежа?
- Тёплым, мягким, защищать от ветра.
Оценивание!
4. Составление макета. Совместная групповая работа.
Мы с вами гуляем по лесу, собираем красивые листочки, шишки для уроков труда. Любуемся красивой природой! (Физминутка) И вдруг видим, как ёж строит себе зимовище. Давайте поможем ежу. Сделаем макет зимовища ежа.
Учащиеся под руководством учителя строят макет зимовища для ежа из представленных материалов (мох, осенние листья, сухая трава, камни, вата, ветки)
5. Беседа по макету.
Что вы сделали?
– Мы сделали макет зимовища для ежа.
- Что вы для этого взяли?
- Мох, листья, траву.
- Что не взяли?
- Вату, камни, ветки.
- Почему не взяли вату?
- В лесу нет ваты.
- Почему не взяли камни, ветки?
- Ежу будет больно, твердо.
Оценивание!
6. Озаглавливание ІІ части рассказа:
Учащиеся предлагают варианты названия. Учитель записывает название на доске:
ІІ.Осенью ёж строит зимовище.
Оценивание!
Анализ содержания ІІІ части.
- Чтение учащимися ІІІ части рассказа вслух.
Оценивание!
- Беседа по вопросам.
-Что будет делать ёж зимой? (Спать)
- Сколько будет спать ёж? (Всю зиму до весны)
3. Озаглавливание ІІІ части.
Учащиеся предлагают варианты названия. Учитель записывает название на доске:
ІІІ. Зимой ёж спит
Оценивание!
4. Чтение составленного плана хором:
План
І. Добыча ежа
ІІ. Ёж готовит осенью зимовище.
ІІІ. Зимой ёж спит
Что мы сделали?
- Мы составили план рассказа.
5. Домашнее задание:
1. Перескажите рассказ по плану.
V. Итог урока. Оценивание учащихся. (5 минут)
1. Итоговая беседа
- Что читали на уроке? (Рассказ)
- Как называется рассказ? (Ёж)
- Кто написал рассказ? (И.С. Соколов-Микитов)
-Какая была цель урока? ( Узнать о жизни ежей осенью)
- Мы достигли цели урока? (Да)
- Что вы узнали о жизни ежей осенью?
Учащиеся рассказывают.
2.Воспитательная беседа
- Если в лесу встретите ежа, можно его брать домой? (Нет)
-Почему? (Ёж – дикое и хищное животное)
- Как нужно относиться к животным?
(Животных нужно …беречь любить помогать защищать охранять)
- Оценивание.
- Давайте подсчитаем количество заработанных баллов и поставим отметки.
- Окончание урока.
-Встаньте.
Звенит звонок,
Окончен урок.
Всем спасибо. Отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
урок чтения 3 класс Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».
Цели:- создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.Задачи: Коррекционно-образовательные:-...
урок чтение 2 класс "Обобщение раздела лето и осень".
Обобщение и закрепление произведений , которые вошли в раздел «Лето и Осень»....
Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна, учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»Тема...
Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2 Тема: «Осень»
Учебно- методический комплектк индивидуальному занятиюпо формированию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 1А классе, вариант 2.2Тема: «Осень»Комплект состо...
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...