Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ткачева Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Ткачева Наталья Владимировна,  учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Все в этой жизни оставляет след (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

1.     учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;

2.     развивать критическое мышление и речь учащихся;

3.     правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.

4.     воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое

 УУД:

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »).

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» и т.д.

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- смысловое чтение;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Логические универсальные действия:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Регулятивные УУД

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, таблицы, компас, раздаточный материал.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Положительный психологический настрой

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. В вашем классе так тепло и светло от ваших улыбок. Улыбнитесь друг другу и за работу.

Настраиваются на работу.

Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану.

Коммуникативные: обращаются к своим друзьям с пожеланиями.

Личностные: положительно относятся к школе, доброжелательны к своим одноклассникам.

2. Постановка учебной задачи. Открытие темы урока.

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 Посмотрите, что я принесла на урок.

Учитель: Скажите, для чего человеку нужен компас?

Учитель: Представьте себе, что вы заблудились в лесу и у вас нет компаса. Что делать?

Учитель: Правильно ребята, по своим следам мы можем найти обратную дорогу. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Учитель: А для чего нам это нужно?

Учитель: Все можно увидеть, прочитать по следам, так как это сумели

сделать герои произведения, которое вы прочитали дома.

Учитель: Кто автор этого произведения? (обратить внимание на портрет)

Учитель: Как оно называется?

Учитель: Кто его главные герои? Что вы знаете о них?

Учитель:  Ребята , а сейчас внимание на доску. Кого вы видите?

Учитель: А это их портретные характеристики. Придумайте задание и мы его вместе выполним. (мы должны соотнести данные характеристики с нашими героями)

Работа на интерактивной доске.

Дети: в руках компас.

 

Дети: Чтобы ориентироваться на местности. Чтобы не заблудиться в лесу.

 

Дети: Выбираться. Ориентироваться по звездам. По мху на стволах деревьев. По своим следам.

 

Дети : О следах.

 

 

 

 

 

 

Дети: Чтобы не заблудиться в зимнем лесу.

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Виталий Бианки

 

 

 

Дети : «По следам»

 

Дети: Егорка и лесник. Они живут в лесу.

 

Дети: Егорка и лесник.

 

 

Дети предлагают задание: Соотнести  характеристики  с героями.

Выполняют на интерактивной доске

 

 

 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала.

Познавательные: осуществляют анализ алфавита по порядковому расположению букв в нём, делают сравнения и добывают необходимую информацию.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в группах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю,

 

 .

Личностные: развивают познавательные интересы

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в группах.

Познавательные:

Умение анализировать, делать выводы.

 

Этап подготовки

учащихся к активному и сознательному  восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над выразительностью чтения.

Артикуляционная разминка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, а что произошло с Егором потом? Почему он не вернулся?

Учитель: Егорка попал в трудную ситуацию. Какие еще опасные ситуации могут подстерегать человека в зимнем лесу?

Ребята, давайте вместе с вами просмотрим отрывки из мультфильмов. Узнали ли вы этих героев? Обсуждение по ходу ряда.

Примерные вопросы:

Учитель: Ребята, а какие качества помогли героям выбраться?

Учитель: Ребята, а давайте мы тоже отправимся в лес по следам Егорки и научимся читать их.

СЛАЙД: ЗИМНИЙ ЛЕС

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Интересно вам узнать чьи это следы?

Учитель: Мы проведем игру «Внимательный читатель» и узнаем кто из вас самый внимательный. На столе у меня лежат изображения животных, которые оставили свои следы. Ваша задача отгадать чей след на рисунке, соотнести его с животным, которому он принадлежит  и найти отрывок в тексте, где описывается этот след. Откройте учебники  на странице 69 часть 4.

Проводится игра.

Учитель: Ребята, понравилось вам?

Учитель: Нам было интересно угадывать чьи следы. А какие следы удивили лесника?

Учитель: Молодцы, ребята! Вы внимательные читатели! Чему вы сейчас учились?

Учитель: Все это следы животных и птиц. А какие следы в зимнем лесу может оставить человек?

Учитель: К сожалению, человек может оставить и вот такой негативный след. Какие правила нужно соблюдать человеку в природе?

Учитель: Мы с вами хорошо поработали. Все встали и выполняем движения вместе с героями видеоролика.

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели следы, которые можно увидеть – это в прямом значении. А как вы думаете, бывают следы, которые нельзя рассмотреть?

Учитель: Бывают следы, которые нельзя рассмотреть, но можно почувствовать. Это переносное значение слова след. Сейчас мы поработаем в парах и распределим выражения на две группы – в прямом и переносном значении. В первую группу мы запишем номера, под которыми слово след стоит в прямом значении, во вторую группу запишем номера в переносном значении.

(всем понятно задание?)

Учитель: Поднимите руке у кого так же как на доске. Если у кого то не так -  исправьте

1. Лыжный след (след от лыж)

2.След в истории или науке (важный вклад, которым пользуются потомки)

3.След в душе (Когда воспоминания вызывают яркие эмоции)

4. Следы около дома (могут быть на снегу, на песке, на заборе, то по чему можем определить, что кто-то приходил)

5. След в памяти (то, о чем вспоминаем)

Учитель: А что значит след в памяти? Давайте подумаем, кто эти люди и какой след они оставили?

Учитель: Эти люди оставили след в памяти, в истории, в науке. А какой след оставил в жизни Егорки отец? 

Учитель: Как мы можем назвать лесника?

Учитель: А настоящий читатель улавливает в произведении какие-то особые мысли и чувства и тогда произведение у каждого читателя звучит иначе. Давайте прослушать фрагмент произведения. Обратите внимание на интонацию артиста.

Чтение 7ч. учащимися

Учитель: А какой след оставил Бианки?

Учитель: Он оставил след в литературе.

Учитель: Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Бианки, а мы продолжаем читать его произведения. Чему научил нас рассказ «По следам»? Что нового узнал каждый из вас?

А теперь я предлагаю вам составить памятку «Советы другу». Перед вами буклеты. Откройте их и запишите, чтобы вы посоветовали своим друзьям, которые оказались в сложной ситуации. Сформулируйте свое правило.

Рефлексия.

Учитель:

Зажмите руку в кулачок и:

- кому было интересно – разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

- кому работа в паре была полезна – средний;

- кто помогал работе в группе – указательный;

- кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

 Выставление оценок и качественное оценивание. 

Понравился вам Егорка? Хотели бы вы иметь такого друга? Дома напишите письмо Егорке, о том какие следы можно встретить в нашей степи.

Сочините загадки о следах зверей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Он заблудился. Он не послушал отца и не вернулся до сумерек.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеороликов.

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Храбрость, внимательность, наблюдательность.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Да

 

Игра «Внимательный читатель»

Дети соотносят картинки животных с их следами.

Находят и читают соответствующие отрывки из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: следы барсука

 

Дети :  учились отгадывать чьи следы на картинке, находить отрывки в тексте, где они описываются

 

 

Дети: след от ступни, от санок, лыжный след.

Дети : мусор

 

 

 

Дети: Не мусорить. Беречь природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: предполагают

Дети работают в парах:

Распределяют выражения в группы по значению слова след в прямом и переносном значении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка выполненного задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Гагарин – первый космонавт. Городовиков – видный деятель, его имя носит наша школа. Зая Пандита – создатель калмыцкого алфавита, Пушкин – русский поэт

Дети: Научил метко стрелять, ходить по следам, правильно себя вести в трудной ситуации.

 

Дети: Настоящий охотник

 

Дети слушают аудиозапись фрагмента рассказа

Выполняют предложенные специальные упражнения.

 

 

 

Дети читают 7 часть текста.

Дети: рассказ «По следам»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Знать следы животных, быть наблюдательными. Слово след многозначно. Какой след может оставить человек. Любить природу

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю.

Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.

Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю,

Личностные:

Умение проявлять эмоциональную реакцию на картины природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют работать по предложенному плану.

Познавательные: овладевают приёмами  выборочного чтения текста, умением находить необходимую информацию.

Коммуникативные: работают коллективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: Совершенствуют устную речь.

Личностные: Формирование нравственных качеств.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

проявляют активность в коллективной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.

Коммуникативные: работают в парах, группах; умеют оформлять свою мысль в устной речи; строят высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осуществляют самоорганизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

чувствуют

 ответственность не только за себя, но и за других.

Познавательные:

 анализируют, делают выводы.

Регулятивные: наблюдают, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение.

Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Формируют  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Добро творящий, творит Жизнь» На материале сказки Г.Цыферова «Град».

Данный урок  может быть использован  на уроках внеклассного чтения в контексте гуманной педагогики....

Презентация к уроку литературного чтения. Тема Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: В.В.Бианки «Сова».

Дидактическая цель: продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки,  развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас,  развивать умения анализировать поступки геро...

Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...

Открытый урок по литературному чтению 3 б класс Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.Зада...