Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе.
- Ф.И.О. учителя: Туркова Лидия Акиндиновна
- Класс: 2 «д»
- Предмет: Литературное чтение
- Тема урока: Н.Н. Носов «На горке»
- Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный урок.
- Цель урока: знакомство детей с рассказом Н.Носова « На горке».
- Задачи:
- Образовательные: развивать умение бегло и выразительно читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.
- Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление, память, речь, внимание, обогащать словарный запас.
- Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты, трудолюбия, уважения
к чужому труду, умение простить ошибку друга.
8.УУД:
- Познавательные УУД: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.
- Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка)
- Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно,
- через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся по шкале и критериям, предложенным учителем.
- Коммуникативные УУД:
- -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
9. Планируемые результаты: знание Н.Носова; умение определять тему и находить главных героев; уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.
10. Дидактические средства:
для учителя- экран, учебник, презентация, портрет и выставка книг Н.Носова; аудиозапись рассказа, плакат - рисунок снежной горки.
для учащихся – учебник, портрет Н.Носова, таблица для ответов теста, карточки с заданиями,
11.Технологии: игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Ход урока:
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Вступительная беседа. Приветственное слово учителя. |
– Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем “Делу – время, потехе - час”. - Кто может объяснить значение этой пословицы? - Так давайте же не потеряем ни одной минутки времени! - Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать |
Проверяют готовность к уроку. Внимательно слушают учителя. Читают пословицу, объясняют её значение.
| Личностные: смыслообразование Коммуникативные: - подготовка к сотрудничеству; - умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результат |
2.Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
| Работа в парах. Отгадывание автора произведения. Анализ названия произведения. Формулировка темы и цели урока. | А сейчас мы выполним задание в парах, которое поможет вам узнать писателя, произведение которого мы будем изучать сегодня на уроке. - Поработайте в парах. Соберите пазл и попробуйте узнать писателя. - А теперь посмотрите на доску и найдите этот портрет среди других. - Под каким номером его портрет? (3) - Вы уже знакомы с этим писателем? (Да) - Назовите фамилию этого писателя (Н.Носов) - Мы сегодня продолжим знакомство с произведениями Н. Носова. Н. - Какие произведения этого автора вы знаете? ( «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей) -А о ком писал Н. Носов? (о детях) -Кто герои его произведений? (кластер – герои «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» -Верно. Сегодня у нас в гостях один из героев Носова. - Давайте отгадаем кто это? В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен Занят разными делами, Лишь учится ему лень. Кто он, быстро отгадай-ка, Как зовут его? (Незнайка.) -Незнайка предлагает вам посмотреть на выставку книг Носова из школьной библиотеки и рекомендует вам их прочитать. -Ребята, давайте вспомним биографию этого писателя. -Вы подготовили сообщения о жизни и творчестве писателя. Давайте послушаем. Сообщение . Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях. . Они смешные, добрые, поучительные. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным. - И сейчас познакомимся с ещё одним произведением Н.Носова «На горке» -Итак, мы узнали автора и название произведения. -А теперь давайте определим тему нашего урока. (Знакомство с произведением Н. Носова «На горке».) -Сформулируем цель урока и задачи. Для этого нужно продолжить предложения. Знакомство с произведением Н..Н. .Носова «На горке» -На уроке мы будем : •выразительно читать и понимать прочитанное •отвечать на вопросы и доказывать свой ответ •самостоятельно работать с текстом •определять главную мысль текста •составлять план рассказа •учиться работать в группах • оценивать свою работу
-Скажите, что такое «горка»? -Где можно выяснить значение какого-то непонятного нам слова? ( в толковом словаре, интернете, в библиотеке, спросить у взрослых.) -Ребята, а вы хотите узнать точное значение этого слова? (Да) -У нас в классе есть «Толковый словарь русского языка.» Заглянув туда мы найдём значение слова «горка». - «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь» Горка – мебель. Шкаф. - А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта. - Существует понятие «Красная горка». Это православный праздник. Так в старину называли первую неделю после пасхальной. - Дома вы можете какую горку увидеть? Горку сахара, соли, семечек и т. д. -Ребята, давайте подумаем, Про какую горку пойдёт речь в рассказе у Носова? (про снежную) - Делали ли вы горки зимой? -Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (снег, лопата, вода) - Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться. - Почему? - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Давайте послушаем фонограмму этого произведения – Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? - Кто главные герои этого произведения? - Хочется ли вам самим выразительно прочитать его? |
Собирают пазл с портретом.
Угадывают имя писателя.
Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Просматривают выставку книг.
ученик рассказывает биографию писателя.
Формулируют тему и задачи урока.
Узнают значение слова «горка».
Горку сахара, соли, семечек и т. д. О снежной. Он писал о детях, а зимой они любят кататься на горке
снег, лопата, вода Ответы детей.
Дети слушают фонограмму . Отвечают на вопросы.
|
Познавательные УУД: -умение фиксировать проблему;- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения; Коммуникативные УУД: - умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания; Регулятивные: - Умение: -ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; - контролировать результаты работы на уроке; -прогнозировать содержание произведения по названию.
|
3.Физминутка |
| А теперь давайте отдохнём, дружно повторяйте движения под музыку.
| Дети выполняют движения под музыку. |
|
4.Речевая разминка. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Работа над скороговоркой.
| Прежде чем мы начнём читать, выполним упражнение на развитие артикуляционного аппарата.(речевую разминку) - Давайте прочитаем. «Три сороки – тараторки Тараторили на горке» - чтение по слогам; хором.
- шёпотом;
- с восклицательной интонацией;
- с вопросительной интонацией.
- в быстром темпе.
| Читают Отвечают на вопросы Это жанр устного народного творчества. Дети читают. скороговорку.
| . Познавательные УУД: - умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;
|
5. Словарная работа. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
| Работа с толковым словарём учебника.
| - Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. -Найдите слова, выделенные для словарной работы (стр. 61) - Кто из вас может объяснить значение? - СГРЕБАЛИ - собирали) ТРУДЯТСЯ - - Подберите слово с противоположным значением ( ленятся) - ВЗОБРАЛСЯ - - Замените синонимом ( влезть, вскарабкаться) – ДВОРНИЦКАЯ – - Найдите толкование этого слова в словарике на странице учебника ( помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице) – ЧЕТВЕРЕНЬКИ - - Как вы понимаете это слово? (Человек стоит одновременно опираясь на обе ноги и руки) - НАПОРТИЛ – - Подберите слово, близкое по значению ( сломал) | Читают слова, объясняют их значение, ищут их значение в толковом словаре учебника.
| .Познавательные УУД: - умение пользоваться толковым словарём |
6.Первичное восприятие текста. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. | Чтение рассказа вслух по цепочке.
Анализ произведения, выборочное чтение. Работа в парах.
|
Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Кто является главным героем рассказа? | Почему же он не вышел? | - Что делали ребята? | Какой Котька? | - А что делал Котька, когда ребята трудились | - Что произошло, когда ребята ушли обедать? | Почему Котька спешил, когда собирался на улицу? | - А зачем он посыпал горку песком? | Как вы думаете, изменился ли Котька? | - какую ошибку совершил Котька? |
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - Что из этого вышло? Прочитайте. - Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). - Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста... - Кто помог ему стать лучше? (его товарищи) -А были ли похожие случаи у вас? Расскажите.
| Читают вслух хорошо читающие дети. -Котька и его друзья строили горку.
-Не хотел трудиться, но хотел кататься
-Хитрый Котька вышел на улицу
-Он не мог на нее взобраться
-Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом .
-Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег
- Он стал лучше
-Рассказывают случаи из жизни. | Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения; - умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа; Предметные: - уметь читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мыслю произведения; -анализировать содержание текста; - оценивать события, героев произведения. Познавательные УУД: - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос - умение свободно выражать своё мнение -умение слушать и следить, воспринимать текст на слух -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - умение ориентироваться в тексте -умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков
|
7. Вторичное восприятие произведения. Работа в группах. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
| -А сейчас мы работаем в группах. -Образуем 3 группы по колонкам. -Вспомните правила работы в группе. Внимательно читайте задание, обсуждайте и выполняйте. Договоритесь, кто из вас будет отвечать. - Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. - Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) - Каких картинок не хватает? (Хитрый Котька смотрит в окно, Котька делает ступеньки) I группа - Расставьте картинки по порядку . озаглавим каждую картинку. (Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку) План. - Ребята строят горку .(+)
- Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
- Хитрец на скользкой горке.(+)
- Котька испортил горку песком.(+)
- Ребята ругают Котьку (+)
- Котька помогает ребятам. (+)
- Котька делает ступеньки. (-)
После выступления групп можно задать вопрос - Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план) II группа -Определите каким был Котька? Дайте характеристику герою рассказа. -Выберите подходящие слова. (Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый, хитрый.) Докажите свой выбор. Приведите примеры из текста. III группа На столе лежат разрезанные пословицы - Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. - Проверим, правильно ли вы составили пословицы. - Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №3) - Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
| Образуют 3 группы. Вспоминают правила работы в группе.
Обсуждают задание. 1 группа распределяет картинки в нужном порядке. Отчёт группы.
Обсуждают задание. 2 группа составляют характеристику Котьки. Отчёт группы.
3 группа обсуждает задание и выполняет его. Отчёт группы. | Личностные: - творческое отношение к процессу выполнения заданий. Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. - умение слушать других, формулировать свои мысли вслух. Предметные: - знание содержания текста, событий, героев. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
|
8.Обобщение материала. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. | Определение главной мысли рассказа. Работа с пословицами. Работа с интерактивной доской. | -С каким произведением мы познакомились? - Закройте глаза и представьте, что прошел год. - Каким стал Котька? - Давайте определим главную мысль рассказа. -С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? -Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа. 1. Развеселить читателей. 2. Подшутить, посмеяться над ребятами. 3.Показать, что не нужно бояться признавать и исправлять свои ошибки. Вывод: -Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
| С рассказом Н. Носова «На горке» Отвечают.
Выбирают третье высказывание.
Доказывают выбор третьей пословицы.
| Личностные УУД: -умения, связанные с развитием самооценки; -умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений; Коммуникативные УУД: - умения учитывать разные мнения; - умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения; |
9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Чему учит нас рассказ? - трудолюбию
- умению исправлять свои ошибки
- быть настоящими товарищами
- уважать чужой труд
Итак, ребята я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.
-Урок заканчивается. Подведём итог нашей работы. -Вспомните цели и задачи нашего урока. Всё ли мы выполнили? -Что было самым интересным на уроке? - Продолжите предложение: Я сегодня познакомился с рассказом… Я узнал, что … Я справился со всеми … Я не понял … Я хочу похвалить… Настроение после урока … – Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. – Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым! – Я благодарю вас за успешную работу на уроке. – Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята! | Читают высказывания. Слушают учителя.
Отвечают на вопрос, продолжают предложения.
| Регулятивные: - умение оценивать результат своей деятельности. |
10.Домашнее задание ( по выбору, дифференцированное), оценивание |
| 1.Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике на с.65. 2.Пересказ от имени Котьки
| мне все понятно, могу объяснить другим |
| мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы |
| мне не понятно, нужна помощь | |
|
|
|
Самоанализ урока по произведению Н.Носова "На горке"
Тема урока: Н.Носов «На горке»
Вид урока: комбинированный
Задачи:
- Образовательные: развивать умение бегло и выразительно читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.
- Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление, память, речь, внимание, обогащать словарный запас.
- Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты, трудолюбия, уважения к чужому труду, умение простить ошибку друга.
Основная задача: полноценное восприятие произведения на уровне понимания главной мысли, овладения первичным анализом содержания и структуры.
С первой минуты урока дети были погружены в деятельность, вовлечённые в литературную игру «Угадай-ка!», которая направлена на формирование специальных читательских умений: правильно называть жанр, тему художественного произведения и его название.
Такая деятельность способствовала обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлечённости и погружения учеников в учебную деятельность, позволила плавно перейти к определению темы урока, обеспечила готовность учащихся к очередному этапу работы.
После первичного восприятия текста даю возможность детям выразить свое эмоциональное состояние, высказать общее впечатление о прослушанном произведении, представить развёрнутые суждения.
Работа с текстом произведения – основная часть урока. Каждый вопрос, задание этого этапа – учебная задача, для решения которой требовалось изучающее, поисковое, просмотровое и выборочное чтение, что способствовало формированию навыка чтения, умению ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.
Данный этап урока является самым сложным и трудоёмким, где ведётся работа с образами героев, которая позволила учащимся несколько раз обратиться к тексту, составить характеристику главных героев и выразить своё отношение к ним. Данная работа показала, что дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою.
Работа с деформированным картинным планом выполняла учебные задачи: учила вчитываться в текст, чтобы лучше его понять; формировала умение находить часть текста, соответствующую пункту плана; делать обобщающие выводы; устанавливать логическую связь событий.
На данном этапе такие формы работы, как коллективная, групповая способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная формы были направлены на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.
Домашнее задание дано в нескольких вариантах (дифференцированно), чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам.
Содержание урока предполагало взаимное творчество учителя и учащихся, учебное сотрудничество. На протяжении всего урока формировала эмоциональную отзывчивость, создавала условия для включения учащихся в творческую деятельность, используя прием технологии ТРИЗ игру «Хорошо-Плохо», постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, не боится высказываться – это
формирует адекватную самооценку.
Считаю, что новый учебный материал учащимися усвоен. Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; были созданы условия, поддерживающие стремление учащихся к проявлению и развитию своих способностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.
Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.