Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Козедубова Екатерина Алексеевна

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения

 

Планируемые результаты:

 

  • Предметные:

знать: автора произведения, основную мысль произведения; 

уметь: находить нужную информацию в тексте

  • Личностные: воспитывать нравственные  качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:4 «А»

ФИО студента: Козедубова Е.А. гр. №46

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)

Тема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения

Планируемые результаты:

  • Предметные:

знать: автора произведения, основную мысль произведения;  

уметь: находить нужную информацию в тексте

  • Личностные: воспитывать нравственные  качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:  УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, учебная презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Организация урока

1 мин

 Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу.

– Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Создание проблемной ситуации

5 мин

Вы уже познакомились с многими стихотворения русский поэтов.

Назовите авторов и их стихотворения.

Теперь я предлагаю послушать вам стихотворение Бориса Заходера «Моя Вообразилия» и сказать о чём оно.

Болтают с вами запросто                                  
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!

Отвечают на вопрос

Иван Никитин «Русь»

Спиридон Дрожжин «Родине»

Анатолий Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Слушают стихотворение

Это стихотворение о воображении и фантазии.

К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Предвосхищение

5 мин

В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!

В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!

О какой стране идет речь в стихотворении?

Как она называется?

Кто может попасть в эту страну?

Как понимаете значение слов: «фантазия», «Воображение»? (На доску - таблички с этими словами).

Подберите синонимы к глаголу «фантазировать»

Глаголы «врать», «лгать» можно к ним отнести? Почему?

Как называют людей, которые умеют и любят фантазировать?

Как вы думаете, мы случайно, просто так заговорили о фантазерах и фантазии?

Конечно же, не случайно, ведь сегодня мы отправимся в «Страну Фантазию», именно так называется раздел нашего учебника, который мы начинаем изучать. (На доске – тема «Страна Фантазия»)

Откройте учебники на странице 143

Прочитайте чему мы научимся в этом разделе.

Смотрели ли вы фильм «Приключения Электроника»?

– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»?

-Сегодня мы познакомимся с автором этого произведения и с самим произведением.

Отвечают на вопросы учителя

Называют синонимы: сочинять, придумывать, воображать.

Врать – скрывать правду, действительность.

Фантазировать – изменять действительность.

Фантазеры.

П: выделение нужной информации из текста

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно

Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Открытие нового знания

Словесный

Работа с учебником

Работа с текстом

8 мин

Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Велтистов.

– Кто может попасть в «Страну Фантазию»?

– Как вы понимаете слово «фантазия»?

– Кто такой фантазер?

– Что такое фантастика?

–Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далекое будущее

Биография Евгения Велтистова. Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек».

Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.

Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику.

А известному писателю-фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

С. Велтистов оставил нам много хороших книг.

Прежде чем приступить к чтению произведения, давайте выясним значение незнакомых слов

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.

Чтение текста учителем.

Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст, обладал настоящим умением говорить о сложном просто.

Отвечают на вопросы учителя

Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда.

Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература, 
а значит, что ее предметом всегда был и остается человек

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.

 

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Динамическая пауза

1 мин

Мы захлопали в ладоши - 
Дружно, веселее. 
Наши ножки постучали - 
Дружно и сильнее. 
По коленочкам ударим- 
Тише – 3 раза, 
Наши ручки, поднимайтесь – 
Выше -3 раза. 
Наши ножки закружились- 2 раза 
И остановились. 

Повторяют движения

Р: волевая саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный

Практический:

Работа в группах

5 мин

Ответьте на мои вопросы.

– В чем Электроник был похож на обычного мальчика?

– Чем занимается профессор Громов? Что испугало профессора? Что значит для Сережи «говорить по-человечески»?

Сейчас мы поделимся   на  3  группы. Каждая  группа  получает  отрывок  текста  из  первой  главы. Задача: прочитать  текст,  найти  факты,  подтверждающие, что  повесть – научно- фантастическая.

Составляем  - план  действий:

  1. Прочитать.
  2. Выбрать  фрагменты  из  текста,  подтверждающие  научную  направленность  повести.
  3. Изобразить.

Аргументировать  выбор  и  сформулировать   вывод.

Отвечают на вопросы

Работают в группах

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: доказательство, аргументация своего мнение

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

6 мин

 Выберите правильный вариант ответа:

1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом?

    а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов.

2. Что находилось в чемодане?

    а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла.

3. Как звали друга-собаку Электроника?

    а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка.

4. На каких языках умел разговаривать Электроник?

    а) Немецкий; б) звериный.

5. Какие черты характера присущи Электронику?

    а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание

Тест в презентации.

Какой  был  проблемный  вопрос?

Какой  решение  мы  нашли ?

Чья  версия  подтвердилась?

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

Выполняют взаимопроверку на местах

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

VII. Включение в систему знаний

Практический

3 мин

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Какой раздел начали изучать на уроке?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Р: осмысление учебного материала

П:доказательство, аргументация своего мнения

VIII. Рефлексия учебной деятельности

(по продукту)

Аналитический

2 мин

Ребята, наш урок подошел к концу

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Посмотри  на  эту школьную  лестницу,  подумай и  отметь, на  какую  ступеньку  ты  поставишь  себя, если   встретишь Электроника

Нижняя  ступенька – Не  смогу стать  ему  другом.

Средняя  -  Сомневаюсь.

Верхняя  - Уверен,   смогу  стать другом  мальчика  из  чемодана

Выполняют рефлексию

Р: контроль цели

Р:самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы

К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

Технологическая карта урока литературы

тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...

Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...

Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""

Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....

Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока Чтения «Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художест...