Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения
Планируемые результаты:
- Предметные:
знать: автора произведения, основную мысль произведения;
уметь: находить нужную информацию в тексте
- Личностные: воспитывать нравственные качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:4 «А» | ФИО студента: Козедубова Е.А. гр. №46 |
КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)
Тема: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения
Планируемые результаты:
- Предметные:
знать: автора произведения, основную мысль произведения;
уметь: находить нужную информацию в тексте
- Личностные: воспитывать нравственные качества: чувство любви к Родине, гордость за свою страну
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, учебная презентация
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Организация урока | 1 мин | Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу. – Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя | К: планирование сотрудничества с учителем Л: включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Создание проблемной ситуации | 5 мин | Вы уже познакомились с многими стихотворения русский поэтов. Назовите авторов и их стихотворения. Теперь я предлагаю послушать вам стихотворение Бориса Заходера «Моя Вообразилия» и сказать о чём оно. Болтают с вами запросто Ура, Вообразилия, | Отвечают на вопрос Иван Никитин «Русь» Спиридон Дрожжин «Родине» Анатолий Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Слушают стихотворение Это стихотворение о воображении и фантазии. | К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
III. Постановка учебной задачи Предвосхищение | 5 мин | В моей Вообразилии, В мою Вообразилию О какой стране идет речь в стихотворении? Как она называется? Кто может попасть в эту страну? Как понимаете значение слов: «фантазия», «Воображение»? (На доску - таблички с этими словами). Подберите синонимы к глаголу «фантазировать» Глаголы «врать», «лгать» можно к ним отнести? Почему? Как называют людей, которые умеют и любят фантазировать? Как вы думаете, мы случайно, просто так заговорили о фантазерах и фантазии? Конечно же, не случайно, ведь сегодня мы отправимся в «Страну Фантазию», именно так называется раздел нашего учебника, который мы начинаем изучать. (На доске – тема «Страна Фантазия») Откройте учебники на странице 143 Прочитайте чему мы научимся в этом разделе. Смотрели ли вы фильм «Приключения Электроника»? – А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»? -Сегодня мы познакомимся с автором этого произведения и с самим произведением. | Отвечают на вопросы учителя Называют синонимы: сочинять, придумывать, воображать. Врать – скрывать правду, действительность. Фантазировать – изменять действительность. Фантазеры. | П: выделение нужной информации из текста К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
IV. Открытие нового знания Словесный Работа с учебником Работа с текстом | 8 мин | Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Велтистов. – Кто может попасть в «Страну Фантазию»? – Как вы понимаете слово «фантазия»? – Кто такой фантазер? – Что такое фантастика? –Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далекое будущее Биография Евгения Велтистова. Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне. С. Велтистов оставил нам много хороших книг. Прежде чем приступить к чтению произведения, давайте выясним значение незнакомых слов Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. Чтение текста учителем. Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст, обладал настоящим умением говорить о сложном просто. | Отвечают на вопросы учителя Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда. Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать. Фантастика – художественная литература, Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.
| П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Динамическая пауза | 1 мин | Мы захлопали в ладоши - | Повторяют движения | Р: волевая саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный Практический: Работа в группах | 5 мин | Ответьте на мои вопросы. – В чем Электроник был похож на обычного мальчика? – Чем занимается профессор Громов? Что испугало профессора? Что значит для Сережи «говорить по-человечески»? Сейчас мы поделимся на 3 группы. Каждая группа получает отрывок текста из первой главы. Задача: прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая. Составляем - план действий:
Аргументировать выбор и сформулировать вывод. | Отвечают на вопросы Работают в группах | К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: доказательство, аргументация своего мнение |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический | 6 мин | Выберите правильный вариант ответа: 1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов. 2. Что находилось в чемодане? а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла. 3. Как звали друга-собаку Электроника? а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка. 4. На каких языках умел разговаривать Электроник? а) Немецкий; б) звериный. 5. Какие черты характера присущи Электронику? а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание Тест в презентации. Какой был проблемный вопрос? Какой решение мы нашли ? Чья версия подтвердилась? | Выполняют тест. Выбирают правильные ответы. Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б. Выполняют взаимопроверку на местах | К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
VII. Включение в систему знаний Практический | 3 мин | С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Какой раздел начали изучать на уроке? Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Р: осмысление учебного материала П:доказательство, аргументация своего мнения |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (по продукту) Аналитический | 2 мин | Ребята, наш урок подошел к концу Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Посмотри на эту школьную лестницу, подумай и отметь, на какую ступеньку ты поставишь себя, если встретишь Электроника Нижняя ступенька – Не смогу стать ему другом. Средняя - Сомневаюсь. Верхняя - Уверен, смогу стать другом мальчика из чемодана | Выполняют рефлексию | Р: контроль цели Р:самоанализ, самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы
К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...
Технологическая карта урока литературы
Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...
Технологическая карта урока литературы
тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...
Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...
Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""
Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....
Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока Чтения «Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»» (4 класс, УМК Школа России)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: знакомство с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»; развитие умения анализировать художест...