Технологическая карта по литературе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Трубина Татьяна Александровна

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lit.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Трубина Т.А. 4 А класс

Тема урока: Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели:

 Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина»

учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.

Планируемый результаты: 

Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.

Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверяют готовность к уроку

- Ребята, какие советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

 

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

2. Проверка домашнего задания.

Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу

       - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?

       -Как называется  произведение, которое мы изучали ?

       - Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете прочитанные произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:

заголовок

автор

жанр

А.А.Блок

Стихотв.

«Россия»

«Детство»

Роберт Бёрнс

Стихотвор.

«Берёзы»

проверка в паре

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.

 3. Введение в тему

   Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина»

-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            

4  Работа с пословицами.

     Работа в группах.

    Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл.

        1. Родина-мать, умей за неё постоять.

        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

        3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 

     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей).

       

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

 

Работа с учебником.

Учатся в группе работать с толковыми словарями в группах

Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

Выполняют физминутку.

Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаковОрганизует работу с учебником.

физминутка

Послушайте аудиозапись этого стихотворения

Беседа по содержанию.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено  теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя  родина»? Почему? Докажите.

- в малом значении.

- Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?

- О чем это стихотворение?

Самостоятельное чтение стихотворения

- Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста.

 - Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)

Словарно - лексическая работа в группах ( со словарями)

        Обоз - группа повозок, перевозящих груз.

        Погост - сельское кладбище.

            Обитель - (устар.) монастырь

   - Прочитайте самостоятельно стихотворение,  поработайте над выразительностью чтения.

-Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать  его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых  слов: Родина, родился, родители, родня, родной.

  

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУДосуществлять анализ объектов.

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные

формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа

Организует работу в тетради

 Выполнение упр. № 1. «Проталинки»

заполняют карточку для самостоятельной работы

- Совместная проверка.

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка учебной деятельности.

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Какую цель ставили? Достигли цели?Докажите.

- Оцените свою деятельность на уроке

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

РегулятивныеУУД

Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.

VI. Домашнее задание

Записывают домашнее задание.

запись д/з.

На выбор :

  1. Выразительно прочитать стихотворение.
  2. Выучить наизусть понрав. отрывок.


Родина-   мать,   умей   за   неё   постоять.

       

Родная  сторона- мать,  чужая –  мачеха.


Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературе

Тезнологическая карта по литературеТема: «К.Паустовского в рассказе «Золотой линь»Цель:создать условия для реализации знаний, идей, навыков в изучении произведений о природе на примере рассказа К.Паус...

Технологическая карта урока литературы

К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

Технологическая карта урока литературы

тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...

Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...

Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...

Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""

Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....