Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения
Планируемые результаты:
- Предметные:
знать: автора произведения, основную мысль произведения;
уметь: находить нужную информацию в тексте
- Личностные: воспитывать нравственные качества; ответственное отношение к труду
- Тип урока: урок «открытия» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:4 «А» | ФИО студента: Козедубова Е.А. гр. №46 |
КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)
Тема: Кир Булычев «Приключения Алисы»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения
Планируемые результаты:
- Предметные:
знать: автора произведения, основную мысль произведения;
уметь: находить нужную информацию в тексте
- Личностные: воспитывать нравственные качества; ответственное отношение к труду
- Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, учебная презентация
Этапы урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Организация урока | 1 мин | Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу. – Улыбнитесь друг другу. | Приветствуют учителя | К: планирование сотрудничества с учителем Л: включение в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: тест Создание проблемной ситуации | 5 мин | С какой страной мы познакомились на прошлом уроке? С каким произведением мы познакомились? Выполните тест по содержанию прочитанного отрывка об Электронике ( Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"). 1. Как называется гостиница в начале произведения? А)Топольки Б)Дубки В)Березки 2. На какой конгресс приехал Громов? А)Футурологов Б)Кибернетиков В)Робототехников 3. Что, согласно надписи, лежало в большом тяжелом футляре? А)Роботы Б)Приборы В)Контрабас 4. Чем пахло в комнате Громова? А)Сосновым лесом Б)Березовым соком В)Еловыми иголками 5. Почему в комнате так приятно пахло? А)Из-за генератора запахов Б)Из-за близости леса В)Из-за духов 6. Какие деревья росли под окном профессора? А)Березы Б)Сосны В)Дубы 7. Что лежало в футляре профессора? А)Мальчик Б)Приборы В)Разобранный робот 8. Как заряжался Электроник? А)От розетки Б) От солнца В) От ядерного синтеза 9. Как Электроник убежал от профессора? А)Через дверь Б)Через окно В)Через дымоход 10. Какого цвета была куртка Электроника? А)Белого Б)Синего В)Красного (Взаимопроверка. Оценивание работ) | Отвечают на вопрос Страна фантазия. Приключения Электроника Решают тест | К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
III. Постановка учебной задачи Предвосхищение | 5 мин | Закончили мы знакомство с этим разделом? Вспомните значение слов: «фантазия», «Воображение»? (На доску - таблички с этими словами). Мы снова отправимся в «Страну Фантазию» и познакомимся с ещё одним фантазёром Киром Булычёвым Откройте учебники на странице 150 О ком мы будем говорить? - Что вы о ней знаете? - Кто из вас смотрел о ней мультфильм или кинофильм? Давайте разомнёмся, прежде чем начнём знакомство с Алисой. Звездолет – стальная птица, Он быстрее света мчится. Познает на практике Звездные галактики -Прочитайте шепотом -Прочитайте вполголоса -Прочитайте громко | Отвечают на вопросы учителя Нет, не закончили Фантазировать – изменять действительность. Об Алисе Селезнёвой Читают рифмовку | П: выделение нужной информации из текста К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно Р: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
IV. Открытие нового знания Словесный Работа с учебником Работа с текстом | 8 мин | Имя писателя-фантаста Кира Булычева знакомо, пожалуй, даже тем, кто фантастикой не интересуется. Это имя знают и читатели, и зрители. -Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю. Он собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг Известность Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о космическом медике Павлыше , о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались рассказы о бесконечных милых приключениях девочки-непоседы. Это — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы. Книги Булычева представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности. – Сегодня мы прочтём отрывок из повести «Путешествие Алисы», в котором произошло одно чудесное превращение. Писатель дал ему название «Кустики». - А как вы думаете, о каких кустиках пойдет речь? Прежде чем приступить к чтению давайте выясним значение этих слов: космокатер-летательный аппарат будущего иллюминатор- круглое, плотно закрывающееся окно на корабле или летательном аппарате кают-компания- общее помещение для пассажиров или команды судна,служащее столовой, местом отдыха, занятий отсек-отделенная от других часть специального помещения (на корабле, летательном аппарате) трофеи - вещественная память о победе, подвиге, об успехе в какой-либо области | Отвечают на вопросы учителя -О растениях Догадываются о значении слов | П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Динамическая пауза | 1 мин | Мы захлопали в ладоши - | Повторяют движения | Р: волевая саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный Практический: Работа в группах | 5 мин | Учитель организует прочтение текста детьми | Чтение текста | К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: доказательство, аргументация своего мнение |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический | 6 мин | На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Сделайте это самостоятельно Как вы озаглавите каждую из них? Ответим на вопросы: 1.Часть «Находка» А) Что можно сказать об экипаже космокатера? Б) Докажите, что экипаж был настойчивый и упорный. В) Чем поразили кусты? Озаглавьте эту часть 2. Часть « Звуки» А) Что произошло на корабле? (кусты запели) Б) Как ведет себя Алиса? (волнуется) В) От чьего имени ведется рассказ? (папы) Подберите заголовок к этой части. 3.Часть « Наступление» А) Что произошло? (кусты пошли в наступление) Б) Предлагаю прочитать по ролям: папа, Алиса, механик Зеленый. В) Озаглавьте эту часть. 4.Часть « Оборона» А) Чем оборонялись герои от кустов? Г) Как вела себя Алиса? Д) Как наступали кусты? Подберите заголовок. 5.Часть « Решение» А) Что придумала Алиса? (она решила полить кустики) Б) Рассмотрите картинку. Подтвердите словами из текста. В) Какой вывод сделала Алиса? Г) Какой вывод сделал папа? Подобрать заголовок. 6.Часть « Мирная жизнь» А) Какой стала жизнь кустиков на корабле? Б) Докажите, что жизнь кустиков была прекрасна? | Делят текст на части | К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
VII. Включение в систему знаний Практический | 3 мин | О каком приключении Алисы вы прочитали? - Кто главные герои рассказа? - В чём фантастичность, необычность всего произошедшего? В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики ... из полного песку ящика и, тяжело ... на крохотных уродливых корнях, ... на нас. Они ... полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, ..., розовые цветы. - Какой приём использует автор? - Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения? Захотелось ли прочитать книгу целиком? - Можно ли сравнить поведение кустиков с поведением человека? - Какую мысль хотел автор выразить в своей повести? | Отвечают на вопросы учителя -Что посеешь, то и пожнёшь | Р: осмысление учебного материала П:доказательство, аргументация своего мнения |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (по продукту) Аналитический | 2 мин | У вас на партах лежат звёздочки. Если вы согласны с моим утверждением, поднимайте звёздочку вверх. -Своей работой на уроке я доволен. -За урок я не устал. -Материал урока был мне полезен. | Выполняют рефлексию | Р: контроль цели Р:самоанализ, самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы
К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...
Технологическая карта урока литературы
Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...
Технологическая карта урока литературы
тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...
Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...
Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""
Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....
Технологическая карта урока литературы 3 класс "В. Железников "Рыцарь""
Анализ нравственных поступков героя прозаического произведения, используя приёмы из технологии критического мышления....
Технологическая карта урока литературы в 3 классе ""
ТемаПедагогические задачи: М.М. Зощенко «Великие путешественники» уч,с. 154-164Создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на част...