Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обучения
статья по чтению

Матвеева Вероника Владимировна

Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Наше общество стало информационным. Произошла смена способов производства, меняется и мировоззрение людей. Люди все чаще используют такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии». В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. С каждым днем она все ощутимее приобретает характеристики полноценного товара: ее покупают как ресурс для своей работы и продают как готовый продукт (научная статья, дипломная работа, аналитический прогноз, готовый сайт и т. д.).

Перед современной педагогикой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно влиться в современное информационное общество.

Человек, живущий в информационном обществе, должен обладать определенным уровнем информационной культуры. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией.

Выделяют следующие компоненты умения работать с информацией:

  • Поиск (умение быстро находить нужную информацию из различных источников)
  • Анализ (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации и т.д.)
  • Переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой)
  • Обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации)
  • Создание информации (написание рефератов, докладов, создание сайтов, презентаций и т.д.)
  • Представление информации (выступление перед аудиторией)
  • Хранение информации (накопление, структурирование, систематизация информации)
  • Передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации).

По результатам проведенных исследований (таких, как PISA, TIMSS и др.) были обозначены проблемы в формировании грамотности чтения, а именно слабую способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также большую трудность составляет использование учащимися прочитанной информации в разных жизненных ситуациях.

Именно поэтому в новых Федеральных государственных образовательных стандартах вопросу формирования навыков смыслового чтения и работе с текстом уделяется особое внимание.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

Смысловое чтение включает в себя:

  • умение осмысливать цели и задачи чтения,
  • умение находить и извлекать информацию из различных текстов,
  • умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами,
  • умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения заключается в том, чтобы максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В следствии этого учащийся будет способен работать с этой информацией, представить эту информацию в другом виде, применить полученные данные на практике и т.д. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Наше общество стало информационным. Произошла смена способов производства, меняется и мировоззрение людей. Люди все чаще используют такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии». В современном мире с каждым годом информация постепенно становится одним из наиболее ценных ресурсов благополучия и влияния. С каждым днем она все ощутимее приобретает характеристики полноценного товара: ее покупают как ресурс для своей работы и продают как готовый продукт (научная статья, дипломная работа, аналитический прогноз, готовый сайт и т. д.).

Перед современной педагогикой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно влиться в современное информационное общество.

Человек, живущий в информационном обществе, должен обладать определенным уровнем информационной культуры. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией.

Выделяют следующие компоненты умения работать с информацией:

  • Поиск (умение быстро находить нужную информацию из различных источников)
  • Анализ (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации и т.д.)
  • Переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой)
  • Обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации)
  • Создание информации (написание рефератов, докладов, создание сайтов, презентаций и т.д.)
  • Представление информации (выступление перед аудиторией)
  • Хранение информации (накопление, структурирование, систематизация информации)
  • Передача информации (использование различных каналов и способов передачи информации).

По результатам проведенных исследований (таких, как PISA, TIMSS и др.) были обозначены проблемы в формировании грамотности чтения, а именно слабую способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, а также большую трудность составляет использование учащимися прочитанной информации в разных жизненных ситуациях.

Именно поэтому в новых Федеральных государственных образовательных стандартах вопросу формирования навыков смыслового чтения и работе с текстом уделяется особое внимание.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.

Смысловое чтение включает в себя:

  • умение осмысливать цели и задачи чтения,
  • умение находить и извлекать информацию из различных текстов,
  • умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами,
  • умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения заключается в том, чтобы максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В следствии этого учащийся будет способен работать с этой информацией, представить эту информацию в другом виде, применить полученные данные на практике и т.д. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.

Выделяют следующие этапы работы с текстом:

  1. Планирование деятельности (вызов, предтекстовый этап). На этом этапе формируется или уточняется целевая установка (для чего, зачем читать).
  2. Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста.
  3. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

Приведем некоторые методы и приемы реализации каждого из этапов работы с текстом.

1 этап. Вызов.

В начале урока можно учащимся предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Учитель просит открыть учебник на определенной странице и посмотреть какие задания предстоит решать на уроке, сформулировать тему, по которой необходимо выполнить задания? Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте.

Приём «Корзина идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом делает записи высказываний учеников на доске, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы. Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Приём «Верите ли Вы?» может быть началом урока. Ученикам предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап. Чтение текста.

Приём «Ромашка Блума», заключается в том, что учащимся задаются 6 типов вопросов по прочитанному тексту.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, учащимся нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Подобные вопросы применяют на традиционных формах контроля.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал, в результате чего происходит рефлексия.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный вид вопросов направлен на установление причинно-следственных связей, что позволит ребенку глубже проникнуть в смысл прочитанного.
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». С помощью этих вопросов ребенок включится в анализ текста, рассматривая различные варианты событий.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д., что тоже очень важно для лучшего понимания прочитанного.
  • Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Эти вопросы вызовут у учащихся особый интерес, потому что связь изучаемой информации с жизнью всегда увлекает. Здесь возможно привлечь и жизненный опыт самих ребят, что позволит еще лучше усвоить информацию.

3 этап. Работа после чтения.

На этом этапе учащимся можно предлагать следующие задания:

  • Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения. Для выполнения этого задания учащимся придется очень внимательно изучить текст.
  • Составление плана, поможет учащимся выявить логику изложенного.
  • Составление граф-схемы и составление сводной таблицы. Граф-схема –способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Эти два задания способствуют развитию у учащихся представлять одну и ту же информацию в разных видах.
  • Прием тезирования - формулирования основных положений и выводов текста. Это задание направлено на формирование у учащихся умения выделять главное в тексте.
  • Реферативный пересказ, является важным заданием. С помощью этого задания учащиеся будут учиться сжимать большие объемы информации, при этом логично излагая суть.

На собственной практике я столкнулась с рядом проблем:

  • При выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, то есть «не вчитываются в задание».
  • Составляет большую трудность выполнить чертеж по задаче (геометрия), а так же многие учащиеся испытывают большие затруднения при составлении уравнений, систем уравнений при решении задач (алгебра). Это значит, что у детей не достаточно сформировано умение переводить информацию из одного вида в другой.
  • Часть учащихся затрудняются найти в тексте информацию и сформулировать ответ на вопрос. Это указывает на слабо развитое умение работы с текстом и поиска информации.

Следовательно, для того, чтобы обучающиеся достигли всех планируемых результатов обучения и успешно прошли государственную итоговую аттестацию, необходимо уделять особое внимание формированию навыков смыслового чтения. Так как этот навык является метапредметным результатом обучения, значит его формированием должны заниматься абсолютно все учителя предметники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"

В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....

От исследовательских умений к метапредметным результатам обучения младших школьников.

В методическом пособии раскрыта проблема: как достичь метапредметных результатов младшим школьникам на уроках. Представлены уроки, диагностические материалы, курс внеурочной деятельности "Мои достижен...

Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.

В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...

Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов

Пути формирования осознанного чтения у  школьников, практические задания и упражнения....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ

Презентация на тему: "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ"...

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения

Мастер-класс "Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения"...