Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"
методическая разработка по логопедии по теме
В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_aprel_2013.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА 573
Доклад на тему: « Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения».
Учитель-логопед: Гайдукова Е.И.
г. Москва, 2013 год.
Отечественные исследования, посвященные изучению переработки текстовой информации, раскрывают ее как процесс понимания (А.А.Брудный, В.В.Знаков, Л.П.Доблаев и др.) или запоминания текста (А.А.Смирнов, Я.В.Большунов и др.). Согласно И.А. Зимней под смысловой переработкой текстовой информации понимается процесс приема и осмысления, результирующего в понимании (или непонимании) речевого сообщения.
В своем исследовании мы опирались на положение И.Р. Гальперина, который выделяет 3 вида текстовой информации: содержательно- фактуальную, содержательно- концептуальную и содержательно- подтекстовую информации. Согласно теории И.Р. Гальперина, содержательно-фактуальная информация «содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном и воображаемом. Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально- авторское понимание отношений между явлениями , понимание их причинно –следственных связей и значимости».
Смысловая переработка текста при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов перцептивной деятельности учащихся. Многие школьники с нарушением речевого развития не могут самостоятельно достигать необходимого уровня освоения смыслового пространства текста при чтении. Отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах Г. Н. Васильевой, В.К. Воробьевой, Г.В. Бабиной, М. М. Любимовой, В.В. Строгановой, Н.Г. Токаревой.
Недостаточная разработанность проблемы с психолингвистических позиций и ее значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для подростков с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В задачи моего исследования входило начать разрабатывать методику обследования понимания школьниками 8-9 классов концептуальной информации в тексте.
В задании учащимся нужно подобрать заглавие, отражающее главную мысль текста.
Инструкция : «Прочитай рассказ. Озаглавь текст».
Речевой материал:
Однажды это было в царствование императрицы Екатерины 2 жители Санкт-Петербурга увидели светящийся шар. От него шло такое сияние, что вокруг было светло как днем. Люди крестились и вздыхали: «Это Божье знамение! С нами Крестная сила!
Оказалось, освещает улицу фонарь, вывешенный на четвертом этаже в окне квартиры известного механика Ивана Петровича Кулибина. Фонарь ,действительно, по тому времени был необычным.
Понимаете ли вы, что сделал Кулибин? Он создал прожектор- вещь, совершенно в те времена неизвестную. Его задняя стенка была сделана из мелких кусков зеркального стекла. Эта стенка отражала свет единственной свечи столько раз, сколько в ней было кусочков.
(По М. Поступальской.)
Исследование на подбор заданий для переработки этого вида информации будет продолжаться.
Использованная литература:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2006.
- Васильева Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук, М., 2004, 18 с.
- Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. М., 1974
- Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. – Издательство «Лабиринт», М., 2001; 40 стр.
- Любимов М. Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 : Москва, 2003 135 стр 31.
- Строганова В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03.. М. 1998г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...
Рекомендации логопеда для учителей начальных классов по формированию умений навыков письма
Данный материал полезен учителям начальных классов по формированию навыков письма у детей с различными нарушениями устной речи и навыков письма. Материал дан в форме таблицы, где выделены затруднения ...
Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обучения
Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.Наше общество стало информационным. Произ...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользовать...