Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"
методическая разработка по логопедии по теме

Гайдукова Екатерина Игоревна

В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_aprel_2013.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы                                                                                                                                        СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА 573

Доклад на тему:                                                                                                                      « Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения».

Учитель-логопед: Гайдукова Е.И.

г. Москва, 2013 год.

Отечественные исследования, посвященные изучению переработки текстовой информации, раскрывают ее как процесс понимания (А.А.Брудный,  В.В.Знаков, Л.П.Доблаев и др.) или запоминания текста (А.А.Смирнов, Я.В.Большунов и др.). Согласно И.А. Зимней под смысловой переработкой текстовой информации понимается процесс приема и осмысления, результирующего в понимании (или непонимании) речевого сообщения. 

В своем исследовании мы опирались на положение И.Р. Гальперина, который выделяет 3 вида текстовой информации: содержательно- фактуальную, содержательно- концептуальную и содержательно- подтекстовую информации. Согласно теории И.Р. Гальперина, содержательно-фактуальная информация «содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном и воображаемом. Содержательно-концептуальная информация  сообщает читателю индивидуально- авторское понимание отношений между явлениями  , понимание их причинно –следственных связей и значимости».

Смысловая переработка текста при чтении является одним из наиболее трудно осваиваемых видов перцептивной деятельности учащихся. Многие  школьники с нарушением речевого развития не могут самостоятельно достигать  необходимого уровня освоения смыслового пространства текста при чтении.  Отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах Г. Н. Васильевой, В.К. Воробьевой, Г.В. Бабиной, М. М. Любимовой, В.В. Строгановой, Н.Г. Токаревой.

Недостаточная разработанность проблемы с психолингвистических позиций и ее значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для подростков с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.

В задачи моего исследования входило начать разрабатывать методику обследования понимания школьниками 8-9 классов концептуальной информации в тексте.

В  задании учащимся нужно подобрать заглавие, отражающее главную мысль текста.

Инструкция : «Прочитай рассказ. Озаглавь текст».

Речевой материал:

Однажды это было в царствование императрицы Екатерины 2 жители Санкт-Петербурга увидели светящийся шар. От него шло такое сияние, что вокруг было светло как днем. Люди крестились и вздыхали: «Это Божье знамение! С нами Крестная сила!

Оказалось, освещает улицу фонарь, вывешенный на четвертом этаже в окне квартиры известного механика Ивана Петровича Кулибина. Фонарь ,действительно, по тому времени был необычным.

Понимаете ли вы, что сделал Кулибин? Он создал прожектор- вещь, совершенно в те времена неизвестную. Его задняя стенка была сделана из мелких кусков зеркального стекла. Эта стенка отражала свет единственной свечи столько раз, сколько в ней было кусочков.

(По М. Поступальской.)

Исследование на подбор заданий для переработки этого вида информации будет продолжаться.

Использованная литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2006.
  2. Васильева Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук, М., 2004, 18 с.
  3. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. М., 1974
  4. Горелов  И.Н.,  Седов  К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. – Издательство «Лабиринт»,  М., 2001; 40 стр.
  5. Любимов М. Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 : Москва, 2003 135 стр 31.
  6. Строганова В.В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03.. М. 1998г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Формирование умения смыслового чтения как основного метапредметного результата обучения

Мы живем в 21 веке-веке высоких информационных технологий. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.Наше общество стало информационным. Произ...

Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользовать...

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...