Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текстами, решение проектных задач на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Споденюк Оксана Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия» г. Чусового.
Формирование основных метапредметных результатов:
чтение и понимание текста (читательская грамотность)
через проектно-исследовательскую деятельность.
Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок,
который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Читательская компетентность является одной из ключевых, составляющих основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги
Формированием читательской компетентности учащихся педагоги нашей гимназии занимаются несколько лет. Я представлю свой опыт работы по теме «Формирование читательской грамотности через проектно-исследовательскую деятельность».
«Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии форм для целей, требуемых обществом и ценных для конкретного человека. На основе разнообразных текстов юные читатели определяют для себя значимость процесса чтения» (по Цукерман Г.А.). Мы в классе договорились с детьми и родителями, что главной ценностью работы по формированию читательской грамотности будет осмысленное чтение для удовольствия.
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатством русского языка. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. И, к сожалению, для того, чтобы открыть для детей богатый мир литературы, школьной программы недостаточно. Поэтому уже несколько лет мои ученики активно и с желанием принимают участие в проекте «Ведение дневника читательских удивлений как средство повышения интереса к чтению у младших школьников».
Моим первоклассникам после «букварного» периода предложено вести «Дневник читательских удивлений», чтобы познакомиться с классической детской литературой и узнать для себя много нового и интересного.
Каждые 15 дней детям предлагается для внеклассного чтения познакомиться с произведениями определённого поэта или писателя. Начали с рассказов и сказок из «Азбуки» Льва Толстого и русских народных сказок, затем читали произведения В.Бианки, Г.Цыферова, В.Чаплиной, В.Осеевой, Е.Чарушина, В.Драгунского, М.Пришвина, Е.Пермяка, Э.Успенского и других авторов, произведения которых составляют золотой список мировой детской литературы.
Ведение такого дневника позволяет решать следующие задачи:
- Представить детям и родителям круг авторов детской классической литературы.
- Открыть богатые возможности детских библиотек для знакомства с хорошей детской книгой.
- Показать алгоритм работы с книгой.
- Учить высказывать собственное мнение о прочитанном в сжатой форме.
- По мере знакомства с творчеством поэтов и писателей составить с детьми опорную таблицу, в которой отразить темы произведений детских писателей для ориентирования учеников в библиотеке при выборе книги для самостоятельного чтения.
- Обобщить читательский опыт, приобретённый детьми за определённый период (в конце учебного года).
Перед знакомством с творчеством определённого автора, в классе проводится анонс его произведений через отрывки из текстов и экранизаций, интересные факты из жизни автора, показ нескольких книг из библиотеки, чтобы привлечь внимание ребят. После домашнего прочтения каждого стихотворения, рассказа, сказки или главы из повести и обсуждения с родителями дети пишут отзыв, отвечая на такие вопросы:
1. Что тебе понравилось?
2. Что тебя удивило?
3. Что ты узнал нового?
Приведу примеры отзывов моих учеников:
- «Мне очень понравилось, что чудо леса – это первый лист на дереве» (Геннадий Цыферов «Лосёнок»)
Из прочитанных произведений ребята берут для себя важные жизненные уроки и приобретают нравственные ценности:
- «Прочитав рассказ, я понял, что уроки никогда не сделаешь хорошо, если будешь смотреть телевизор или слушать радио!» (Виктор Драгунский «Федина задача»);
- «Я тоже считаю, что курить очень вредно. И если бы курил мой папа, я бы тоже отрезал у сигарет весь табак» (Виктор Драгунский «Одна капля убивает лошадь»);
- «Мне понравился светлячок, которого Дениска поменял на самосвал. Удивило, что мальчик весь день ждал маму в песочнице, а её всё не было. Оказывается, светлячок лучше всякого самосвала. Ведь он живой и светится в темноте!» (Виктор Драгунский «Он живой и светится»).
После прочитанных рассказов ребята делятся с родителями, учителем и ребятами своими мечтами: «А я уже знаю, кем хочу быть. Я хочу быть, как папа – монтажником-высотником. Для этого я сейчас занимаюсь в секции скалолазания» (Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок»)
Чтобы дети были знакомы не только с произведениями, но и с автором, после отзыва дети увидят в своём дневнике читательских удивлений информацию об интересном факте из его жизни.
С самыми интересными отзывами о прочитанном дети знакомят своих одноклассников на пятиминутках внеклассного чтения в классе и на итоговом мероприятии по произведениям определённого автора. Тогда же проводятся викторины по прочитанным произведениям. Каждый раз отмечаем самых активных и внимательных детей. Для повышения мотивации ученики получают переходящие медали: «Активному читателю», «Вдумчивому читателю». Если темп чтения улучшается, детям вручается медаль «За успехи в чтении». Тем родителям, которые систематически помогают ребятам в работе, вместе с ними находят пословицы и поговорки к прочитанным произведениям, отмечают авторские художественные средства, участвуют в семейных литературных викторинах, вручается самая ценная медаль «Мама, папа, я – читающая семья».«Дневники читательских удивлений» у ребят от каждого написанного отзыва покрываются золотыми наклейками. Ребятам хочется, чтобы этих наклеек становилось всё больше.
Работа с «Дневником читательских удивлений» приносит свои результаты. Повышается техника чтения. В середине второго класса средняя скорость чтения у моих учеников 95 слов в минуту.
Виден и результат проекта. Возрастает интерес детей к детской классической литературе, поскольку ребята понимают, что с каждым автором им интересно общаться. Дети учатся кратко и лаконично выражать свои впечатления от прочитанного, испытывают необходимость в чтении и разговоре о прочитанном. Ребята стали чаще и сознательнее пользоваться услугами библиотек, а родители пополняют домашние детские библиотеки хорошей литературой, чтение которой, пусть нечасто, становится семейным.
В конце учебного года дети обобщают свой читательский опыт. На празднике книги пройдёт конкурс сочинений «Моя любимая книга», «Мой любимый автор».
Нельзя забывать и о том, что современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический. Работе с такими текстами также учу детей. Например, во внеурочной деятельности в объединении «Я – исследователь» четвероклассники работали с материалами архива газеты «Чусовской рабочий». Хочется выразить слова благодарности сотрудникам местной газеты за возможность поработать с архивом. Ребята изучили материал из подшивок, выделяя информацию не только из статей, но и из разных объявлений и фотографий. Итогом этой интересной, увлекательной для детей работы с текстами публицистического стиля стало исследование «Улицы нашего города», в котором отражена история появления и изменения улиц Чусового с 30-х годов XX века до наших дней. Знакомясь с материалами газеты, дети приобрели большой багаж знаний по истории нашего города как части России. На научно-практической конференции представленная работа заняла призовое место. Она памятна детям и сейчас. Газета для них стала интересным источником информации, с которым они научились работать, выделяя из большого объёма необходимую информацию и представляя её в сжатой лаконичной форме.
Помогаю ученикам формировать и развивать читательскую грамотность в ходе решения проектных задач. Проводя краеведческую работу в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, ученики 2 класса решали проектную задачу, продуктом которой стала «Галерея чусовлян – Героев Советского Союза». Младшие школьники учились не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать и презентовать её.Дети, работая в группах, читали подготовленный учителем материал о наших земляках – Героях Советского Союза, выбирая из объёмного текста и сжимая информацию для подписи к портрету героя. Школьники осуществляли выбор согласно фронтально составленному плану:
- Почему это человек является нашим земляком?
- За что получил звание Героя Советского Союза?
- Как люди чтят его память?
Затем каждая группа презентовала классу результат своей работы, рассказывая о Герое Советского Союза, демонстрируя владение монологической речью. В решении проектной задачи ребята были успешны.
Работу над формированием основ читательской грамотности у своих учеников буду продолжать и дальше, искать интересные формы, методы и приёмы.
Использованная литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
- Примерная программа начального общего образования в 2 ч. Изд.- М.: Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения);
- Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15‑летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150.
- «Когда гремела война: Чусовская летопись великой войны»/ Сост. А.М.Кардапольцева, М.А.Ухалова, Л.И.Макарова, СПб.: Маматов, 2010.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса
Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...
Метапредметные результаты проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне ...
Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.
Доклад на краевой научно-практической конференции "Иноязычное воспитание: содержание и технологии реализации" 22.08.2018...
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...
Мастер-класс "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"
Тема: "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...