Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения
опыты и эксперименты
Мастер-класс "Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение
на уроках литературного чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_shishova_e.v.docx | 318.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение
на уроках литературного чтения
Шишова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе взаимодействия по освоению приёмов формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Задачи:
◄создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений учащихся, направленных на понимание текстов и лёгкого их запоминания в процессе педагогической деятельности;
◄повысить мотивацию педагогов к овладению активных методов обучения.
Ожидаемые результаты:
●развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленных на формирование у обучающихся читательских компетенций;
●продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.
Форма: мастер-класс.
Продолжительность работы: 15 минут.
Место проведения: МБОУ «СОШ № 28» г.Кемерово, кабинет 27.
Участники семинара: учителя начальных классов школ города Кемерово.
Оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: шаблоны, буклеты, текст рассказа В.Осеевой «Сыновья», листы для работы с приёмом «Толстые и тонкие вопросы».
Сценарий мастер-класса
1.Организационный этап. Вступительное слово ведущего.
-Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Сегодня мы познакомим вас с некоторыми приёмами, направленными на формирование смыслового чтения учащихся на уроке литературного чтения.
2.Постановка цели. Погружение в тему.
-Перед вами рассказ Валентины Осеевой «Сыновья», таблица и вопросы на отдельных листочках.
-Как думаете, что будем делать? (Предполагаемые ответы: «Учиться отвечать на разные вопросы, учиться различать вопросы, учиться задавать вопросы…».)
3.Практический этап освоения приёмов смыслового чтения. Содержание мастер-класса, его основная часть: практическое освоение материала.
-Прочитаем рассказ вместе.
Валентина Осеева
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
-Прочитайте вопросы на листках и разделите их на две группы.
Если ответ на вопрос легко найти в тексте, поместите его в первый столбик таблицы под тонким вопросительным знаком.
Если над вопросом надо поразмышлять, подумать, то положите его во второй столбик под толстым вопросительным знаком.
-Какие вопросы отнесли к первой группе, какие ко второй?
-Каким вопросом можно дополнить первую группу, вторую группу? Коллеги, так можно познакомить учащихся с приёмом «Тонкие и толстые вопросы».
Сколько женщин собралось у колодца? | Как вы думаете, почему старичок сказал, что видит только одного сына? |
Что особенного у сына первой женщины? | Объясните, что самое главное должны делать сыновья? |
Какой мальчик взял вёдра у матери? | Чем третий мальчик отличается от первых двух? |
Кто автор рассказа? | Как вы считаете, какова главная мысль рассказа? |
Почему женщины останавливались? | Если бы вы были автором этого произведения, как бы вы его озаглавили? |
Кто герои этого рассказа? | Что бы вы сказали каждому сыну, если бы встретились с ними? |
-Что же это за приём? Переверните, пожалуйста, лист.
(Участники мастер-класса переворачивают лист.)
Приём «Тонкие и толстые вопросы» направлен на формирование смыслового чтения учащихся.
Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, задавать вопросы к тексту, составлять план.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Репродуктивный, однозначный ответ. Требуют лишь знания текста. | Требуют размышления и анализа. Глубокое осмысление, рациональные рассуждения, анализ информации. |
Кто… Когда… В каком году… Как назвали Что говорили… Какой… О чем думал… Что делал…и т.д. | Объясните почему… Как мог бы иначе поступить… Что было бы, если… Мог ли… В чем сходство и различие между… Если бы вы оказались в ситуации… Можно ли согласиться, что… и т.п. |
Во 2-м классе учитель знакомит с «тонкими» и «толстыми» вопросами в процессе анализа произведения, учит их задавать.
В 3-м классе дети, работая в группе, сами задают вопросы и записывают их, выбирают лучший.
В 4-м классе это умение оттачивается.
(Представленная разработка – фрагмент одного мастер-класса по обозначенной выше теме, поэтому структура мастер-класса неполная.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.
В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...
Смысловое чтение научно-популярных текстов на уроках литературного чтения», с.113
УДК 373.3 СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ©2020 Макарьева Л.Г., учитель начальных классов, Хрипченко М.А., учитель начальных классов, Государственное бюд...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...