Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов
статья

Скобочкина Оксана Викторовна

Пути формирования осознанного чтения у  школьников, практические задания и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование стратегий смыслового чтения как способ достижения метапредметных результатов

Скобочкина О.В.,

учитель высшей категории

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.  В основе успеваемости ученика лежит умение читать осмысленно.  Сегодня необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.  Американский ученый, футуролог Элвин Тоффлер пророчествовал: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать». А потому учитель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Грамотность чтения — базовая компетенция, позволяющая человеку не только непрерывно учиться, но и получать доступ к мировой культуре, тем самым совершенствуя свой внутренний мир.  В планируемых результатах образования, заявленных во ФГОС ООО, подчеркивается, что «ученик научится оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения», а также  «использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)».

Под смысловым чтением понимается: - осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,  публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Работу по формированию умений смыслового чтения осуществляют все учителя в рамках преподаваемого предмета,  включив в систему своей работы на уроке задания,  ориентированные на  обучение школьников различным стратегиям чтения, поиску и анализу информации, полученной из различных источников   на «языках» своих областей знания. Неоспоримым преимуществом учителя в этой работе является регулярность учебных занятий, владение широким спектром современных форм, методов  и технологий обучения.

 Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Эта технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся  много работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем.

Типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

1. Задания «множественного выбора»:

1)  выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2)  определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;

3)  установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.

2. Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана,

картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2)  нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;

3)  соотнесение данных слов со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).

3. Задания «на дополнение информации»:

1)  заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом;

2)  дополнение (завершение) предложений.

4. Задания «на перенос информации»:

1)  заполнение таблиц на основе прочитанного;

2)  дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

5. Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

6. Задания с ответами на вопросы: в зависимости от цели и конкретного содержания вопросы можно разделить на три основные группы:

а) поиск и целенаправленное извлечение информации («общее понимание текста» и «выявление информации»):

• нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда?

• определение темы;

• выявление информации, явно не выраженной в тексте;

б) обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):

• нахождение в тексте заданной информации;

• нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль;

• использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;

• установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;

• определение основной мысли (идеи) текста;

• соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

• выяснение намерений автора текста;

• интерпретация (комментирование) названия текста;

• формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;

в) оценка содержания и формы текста, рефлексия («рефлексия содержания» и «рефлексия формы подачи текста»):

• сопоставление содержания текста с собственным мнением;

• соотнесение информации текста с собственным опытом;

• оценка поступков (действий) героев текста;

• обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

• оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

• определение назначения, роли иллюстраций;

• «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;

• «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

• определение жанра и стиля текста;

 • выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);

• нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

Учить выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними результативно при помощи приемов критического мышления и прежде всего кластера. Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Полезно с помощью кластера систематизировать информацию до знакомства с основным источником (текстом).

 Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

1. Стратегии предтекстовой деятельности

2. Стратегии текстовой деятельности

3. Стратегии послетекстовой деятельности


4. Стратегии работы с объёмными текстами

5. Стратегии компрессии текста

6. Общеучебные стратегии

7. Стратегии развития словаря

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения

Возрастная группа

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6 классы

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо (инсерт, бортовой журнал, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»

7-9 классы

Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

организовывать поиск информации:

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация дискуссий «Чтение про себя с пометками» «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм - аут»

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6 классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

«Список тем книги»

«Черты характера»

«Синквейн»

7-9 классы

 Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Визуальные методы организации материала, таблица «Кто?Что?, Когда?, Где?, Почему?», Бортовой журнал

Работа с текстом: оценка информации

5-6 классы

Откликаться на содержание текста:

  • связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Интерактивные подходы

Логические цепочки

Инсерт

Тайм – аут

Вопросы после текста

Проверочный лист

7-9 классы

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
     критически относиться к рекламной информации;
  • находить способы проверки противоречивой информации;
     определять достоверную информацию.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, география, ИЗО, технология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обществознание

Кластеры, логические цепочки, инсерт, приём «Плюс – минус – Интересно»

Стратегия решения проблем «Идеал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, силь...

«Современные технологии смыслового чтения как инструмент достижения метапредметных результатов"

данная статья содержит фрагменты урока для смыслового чтения в современных уроках...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Любить чтение-это обмениватьчасы скуки на восхитительные часы.Шарль Луи Монтескье   Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви...