Конспект урока 4 кл. Литературное чтение. УМК Школа России
методическая разработка по чтению (4 класс)

Писарева Елена Вячеславовна

Тема: С.А. Есенин

Урок: стихотворение «Лебёдушка»

Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Задачи урока:

1.Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина;

2.Формирование навыков выразительного чтения; 

3.Помочь осознать смысл стихотворения.

 

Методы:

информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.

Оборудование: учебники.

Дидактические материалы:

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация.

Этапы урока:

  • Организационный.
  • Проверка домашнего задания.
  • Постановка цели. Актуализация знаний.
  • Работа над новым материалом.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_4klass.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

учитель Писарева Елена Вячеславовна

Класс: 4 класс

Тема: С.А. Есенин

Урок: стихотворение «Лебёдушка»

Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

1.Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина;

2.Формирование навыков выразительного чтения;  

3.Помочь осознать смысл стихотворения.

Методы:

информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.

Оборудование: учебники.

Дидактические материалы:

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Программное обеспечение: презентация.

Этапы урока:

  • Организационный.
  • Проверка домашнего задания.
  • Постановка цели. Актуализация знаний.
  • Работа над новым материалом.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

I    Я представляю вам ряд портретов (Есенин, Пушкин, Шишкин)

- Чей портрет бы вы исключили и почему? (портрет Шишкина, т.к. он художник)

- Что объединяет Есенина и Пушкина? (поэты, писали стихи о природе)

- О ком из них было написано, что он «певец родных русских просторов»? (о Есенине)

- Так о творчестве какого поэта сегодня на уроке будем говорить? (о творчестве Есенина).

II   А сейчас вспомним названия стихотворений.

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит

Соловей не поёт,

И дергач не кричит. (Ночь)

На пушистых ветках

Снежною каймою

Распустились кисти

Белой бахромою. (Берёза)                  

Поёт зима – аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Воробышки)    

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре. (Черёмуха)            

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» («Задремали звёзды золотые…»)

! Давайте вспомним биографию Сергея Есенина

-( Дарья и Лера выступают)

Конец:

- В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад.

   Основная тема творчества Есенина – тема Родины.

   Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живёт своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелёк. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живёт в одном мире одухотворённой таинственной жизнью.

III      Откройте учебник. Прочитайте название стихотворения.

Предположите, о ком будет идти речь?

Какие цели поставите на уроке?

Цели:

  1. Научиться выразительно читать стих;
  2. Находить в нём красивые, интересные слова;
  3. Узнать почему Есенин написал это стихотворение.

Что интересного вы знаете о лебедях?

   Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- А сейчас послушайте отрывок из произведения, который прочитает Максим.

- Кто автор? (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

 - Как называется произведение? (Приёмыш)

- О ком это произведение? (о лебеде)

- Какой показана птица в рассказе? (красивая, гордая, умная)

! Давайте вспомним, из каких частей состоит любое произведение? Зачин, завязка, кульминация, развязка.

IV     Прослушивание стихотворения «Лебёдушка»

 V      Какое настроение, чувство вызвало у вас это стихотворение? (чувство грусти, печали)

- Кто главные герои этого стихотворения? (орёл и лебёдушка)

VI     Словарная работа 

 - покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах.

VII      Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

VIII     Выборочное чтение

Что такое строфа? (4 ритмичных строчки)

Меняется ли настроение этого стихотворения?

I ряд – радостное 1-14

II ряд – тревожное 15-23

III ряд – печальное 24-28

IX       Беседа по содержанию

- Куда повела своих детушек лебёдушка?

- Как вела себя лебёдушка на лугу?

- Какое слово использовал Есенин? (дозорила)

Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.

- Какое качество проявляется здесь у лебёдушки? (заботливая)

- В какой момент вы почувствовали тревогу? (появление под облаками молодого орла)

Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров?

- Чем заканчивается стихотворение? (гибелью лебёдушки)

- Могла ли лебёдушка спастись? (да)

- Почему она этого не сделала? (она любящая мать)

- Кем становится лебёдушка для орла? (Добычей, жертвой)

Она жертвует собой ради спасения лебежатушек, идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.

- Как называется такое качество? (самоотверженность)

- Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку? (на доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная)

- Какой литературный жанр напоминает произведение? (русскую народную песню)

- Почему? (напевный, мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, «из-за леса, леса тёмного»)

   Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поёт.

- Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (напевно, мелодично, с оттенками нежности)

X       Выборочное чтение с анализом первой части.

--Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).

--Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.

--Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?

--Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

XI     А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

--Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

--Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .

--Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?

Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?

--Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).

--Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).


11. Чтение уч-ся произведения до конца. Выдерживается пауза.

12 . Анализ второй части.

(Картинка с изображением лебёдушки и орла)

--Какие чувства у вас возникли?

--Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)

--С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

--Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

--Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?

--О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?

--Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?

--Какая часть речи преобладает? (Глагол) . Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).

13.Работа в парах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в парах.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в парах.

14. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.


15. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

16. Итог урока. Рефлексия.

-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Стр. 124, вопрос № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс

Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"

Конспекты уроков по литературному чтению...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«В. Берестов «путешественник»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  творчестве В.Д.БерестоваПланируемые  результаты:Предметные:знать биографию авторауметь читать произведение вслух с постепенным увелич...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , И в шутку и всерьез» Закрепление пройденного материала.

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».Планируемые  результатыПредметные:уметь: делить текст на части и подбирать заг...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:« Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»Планируемые  результаты:Предметные:Знать: о...

Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«Б. Заходер. Что красивей всего?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...