Конспект урока 4 кл. Литературное чтение. УМК Школа России
методическая разработка по чтению (4 класс)
Тема: С.А. Есенин
Урок: стихотворение «Лебёдушка»
Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока:
1.Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина;
2.Формирование навыков выразительного чтения;
3.Помочь осознать смысл стихотворения.
Методы:
информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Оборудование: учебники.
Дидактические материалы:
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация.
Этапы урока:
- Организационный.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Работа над новым материалом.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4klass.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
учитель Писарева Елена Вячеславовна
Класс: 4 класс
Тема: С.А. Есенин
Урок: стихотворение «Лебёдушка»
Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока:
1.Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина;
2.Формирование навыков выразительного чтения;
3.Помочь осознать смысл стихотворения.
Методы:
информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Оборудование: учебники.
Дидактические материалы:
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация.
Этапы урока:
- Организационный.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Работа над новым материалом.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
I Я представляю вам ряд портретов (Есенин, Пушкин, Шишкин)
- Чей портрет бы вы исключили и почему? (портрет Шишкина, т.к. он художник)
- Что объединяет Есенина и Пушкина? (поэты, писали стихи о природе)
- О ком из них было написано, что он «певец родных русских просторов»? (о Есенине)
- Так о творчестве какого поэта сегодня на уроке будем говорить? (о творчестве Есенина).
II А сейчас вспомним названия стихотворений.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит
Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (Ночь)
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
Белой бахромою. (Берёза)
Поёт зима – аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (Воробышки)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре. (Черёмуха)
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» («Задремали звёзды золотые…»)
! Давайте вспомним биографию Сергея Есенина
-( Дарья и Лера выступают)
Конец:
- В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины.
Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живёт своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелёк. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живёт в одном мире одухотворённой таинственной жизнью.
III Откройте учебник. Прочитайте название стихотворения.
Предположите, о ком будет идти речь?
Какие цели поставите на уроке?
Цели:
- Научиться выразительно читать стих;
- Находить в нём красивые, интересные слова;
- Узнать почему Есенин написал это стихотворение.
Что интересного вы знаете о лебедях?
Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
- А сейчас послушайте отрывок из произведения, который прочитает Максим.
- Кто автор? (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
- Как называется произведение? (Приёмыш)
- О ком это произведение? (о лебеде)
- Какой показана птица в рассказе? (красивая, гордая, умная)
! Давайте вспомним, из каких частей состоит любое произведение? Зачин, завязка, кульминация, развязка.
IV Прослушивание стихотворения «Лебёдушка»
V Какое настроение, чувство вызвало у вас это стихотворение? (чувство грусти, печали)
- Кто главные герои этого стихотворения? (орёл и лебёдушка)
VI Словарная работа
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах.
VII Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
VIII Выборочное чтение
Что такое строфа? (4 ритмичных строчки)
Меняется ли настроение этого стихотворения?
I ряд – радостное 1-14
II ряд – тревожное 15-23
III ряд – печальное 24-28
IX Беседа по содержанию
- Куда повела своих детушек лебёдушка?
- Как вела себя лебёдушка на лугу?
- Какое слово использовал Есенин? (дозорила)
Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.
- Какое качество проявляется здесь у лебёдушки? (заботливая)
- В какой момент вы почувствовали тревогу? (появление под облаками молодого орла)
Знаете ли вы, что орлы видят добычу на земле с высоты 3 километров?
- Чем заканчивается стихотворение? (гибелью лебёдушки)
- Могла ли лебёдушка спастись? (да)
- Почему она этого не сделала? (она любящая мать)
- Кем становится лебёдушка для орла? (Добычей, жертвой)
Она жертвует собой ради спасения лебежатушек, идет на самопожертвование. Сама отвергает жизнь ради спасения своих деток.
- Как называется такое качество? (самоотверженность)
- Так какими же качествами наделил Есенин лебёдушку? (на доске появляются карточки со словами: заботливая, любящая мать, самоотверженная)
- Какой литературный жанр напоминает произведение? (русскую народную песню)
- Почему? (напевный, мелодичный тон, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, есть повторы, «из-за леса, леса тёмного»)
Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поёт.
- Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (напевно, мелодично, с оттенками нежности)
X Выборочное чтение с анализом первой части.
--Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа. (1-3 четверостишия).
--Рассмотрите иллюстрацию на стр.122, найдите строки, соответствующие ей. Прочитайте.
--Как поэт описывает лебёдушку? Любуется ли он красивой, гордой птицей?
--Как Есенин называет её детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная).
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
XI А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
--Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)
--Прочитайте строки, в которых говорится о том, какие опасности подстерегали лебедей .
--Кто оберегал малых деток в минуты опасности? Как?
—Какое настроение было в семье лебедей в то раннее утро?
--Какая часть речи преобладает в первой части произведения? (Прилагательное).
--Почему так много прилагательных здесь? (Они помогают увидеть всю красоту природы).
11. Чтение уч-ся произведения до конца. Выдерживается пауза.
12 . Анализ второй части.
(Картинка с изображением лебёдушки и орла)
--Какие чувства у вас возникли?
--Кого противопоставляет поэт лебеди? (молодого орла)
--С чем он его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?
--Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.
--Какая трагедия произошла в то раннее утро на озере? Как ведёт себя лебедь – мать во время смертельной опасности?
--О ком она думает в тот момент? Как вы думаете, какие мысли у неё были перед смертью?
--Что можно о ней сказать, как о матери своих детей?
--Какая часть речи преобладает? (Глагол) . Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).
13.Работа в парах над содержанием текста.
- Сейчас поработаем в парах.
- Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
- Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
- Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
- Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
- Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.
- Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.
- Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.
- Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.
Проверка выполненных заданий в парах.
14. Выборочное чтение.
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)
- Могла ли она спастись от смерти? (Да)
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
15. Игра «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
16. Итог урока. Рефлексия.
-Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло? Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное , если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.
- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание.
Стр. 124, вопрос № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 4 класс
Конспектыуроков по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"...
План-конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России"
Конспекты уроков по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«В. Берестов «путешественник»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве В.Д.БерестоваПланируемые результаты:Предметные:знать биографию авторауметь читать произведение вслух с постепенным увелич...
Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , И в шутку и всерьез» Закрепление пройденного материала.
Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».Планируемые результатыПредметные:уметь: делить текст на части и подбирать заг...
Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:« Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»
Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...
Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о стихотворений И.П. Токмаковой «Плим», «В чудной стране»Планируемые результаты:Предметные:Знать: о...
Конспект урока по литературному чтению , УМК "Школа России" , 2 класс, тема:«Б. Заходер. Что красивей всего?»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с творчеством Бориса Владимировича Заходера; развитие мышления, речи.Планируемые результаты:Предметные: - уметь понимать эмоциональное состояние персонаж...