Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» «Начальная школа XXI века» для 1класса
рабочая программа по чтению (1 класс)

Смирнова Галина Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению + КТП для 1класса "Начальная школа XXIвека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._rp_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx 52.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.

Приказ № 456 от 30.08.2019г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

«Начальная школа XXI века»

для 1 а класса

на 2019 – 2020 учебный год

        

                                                   Составила: Смирнова Г. Н.,

                                                                                         учитель начальных классов.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой, по системе учебников «Начальная школа 21 века», в соответствии с ФГОС НОО на основе ООП НОО гимназии.

Используя основной краеведческий принцип преподавания, учитель включает материал курса краеведение «Мы – дети природы» и интегрирует его с учебным предметом литературное чтение.

Цель.

   Формирование читательской деятельности, воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями; освоение культуры речи.

Задачи.

-Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

- Система работы над навыками чтения.

- Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.

- Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

- Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».

Предметная линия учебников:  

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:

- Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь», в двух частях, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.

- Л.А.Ефросинина: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф – 2014

- Л.А.Ефросинина:Рабочая тетрадь: 1 класс-1ч, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2019г.

   Данный УМК входит в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. N 345, от 22 ноября 2019 г. N 632.

Список используемой литературы:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2011.

- А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова: Грамота:1 класс: Методический комментарий. - М.: Вентана-Граф.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM) / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - Москва: Высшая школа, 2012. - 224 c.

Литературное чтение: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся образовательных организаций: -М. Вентана-Граф, 2014.

Уровень программы: базовый уровень

Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение предмета «Литературное чтение». Изучение предмета в 1–4–х классах составляет 506ч. в год, из них в 1 классе 132 ч. (4 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах по 136ч (4 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4–х классах 102 ч. (3ч. в неделю, 34 учебные недели). 

Предмет «Литературное чтение» — интегрированный. Интегрированный курс «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Литературное чтение», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Объем часов: 1 класс - 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

1.Планируемые результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты

 •        оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

•        эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты 

Регулятивные.  

•        определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•        проговаривать последовательность действий на уроке;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

•        учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные  

•        ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные  

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других;

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты  

Учащиеся должны знать/ понимать:

•        наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

•        содержание произведений, прочитанных в классе;

Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:

•        читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

•        понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

•        отличать прозаическое произведение от стихотворного;

•        различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

•        находить средства выразительности в тексте (повтор; уменьшительно- ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

•        находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на « Содержание»;

•        задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

  формировать   представления о культуре народов, проживающих в ХМАО-Югре

2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Раздел программы

Программное содержание

1 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование(слушание). Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой

Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.

Знакомство с правилами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого - -о[ва]).

Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).

Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.

Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое

Работа с текстом

Текст и набор предложений.

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

Структура текста: абзац, начало и концовка текста.

Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.

Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)

Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.

Выявление отношения автора к героям и их поступкам

Работа с текстом научно-популярного произведения

Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении

Библиографическая культура

Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).

Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме

Говорение (культура речевого общения)

Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).

Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о про-изведении или героях и их поступках (1–3 предложения)

Письмо (культура письменной речи)

Произведение как пример письменной речи.

Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением

Круг чтения

Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.

Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.

Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка - закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям и инсценирование

Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Пересказ от лица одного из героев произведения.

Рассуждение о героях изученного произведения.

Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений

Чтение: работа с информацией

Представление об информации и сбор информации

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге

3.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»

Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.

 

Тема раздела

Количество часов

1

Добукварный период

13

2

Букварный период

52

3

Послебукварный период

34

4

Читаем сказки, загадки, скороговорки

5

5

Учимся уму-разуму

18

6

Читаем о родной природе

4

7

О наших друзьях - животных

6

Итого

132

4.  Формы и средства контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего

Контрольные работы («Проверь себя» тест)

Заучивание наизусть

3/2

3/2

Комплексная проверочная работа

1

1

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 а классе  
УМК «Начальная школа XXI век» ФГОС

 

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Дата      

Примечание

План

Факт

1

Добукварный период   

(13 часов)

Введение понятия «предложение».

1

2

Составление предложений. Знаки препинания.

1

3

Составление рассказа по сюжетной картинке.

4

Рассказ по сюжетной картинке.

1

5

Звуковой анализ слова «мак».

1

6

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

7

Интонационное выделение первого звука в словах.

1

8

Развитие восприятия произведения. В.Серов  «Мой дом»

1

9

Развитие восприятия произведения В.Белов «Родничок».

1

10

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

1

11

Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит», «кот».

12

Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «лук», «лес».

1

13

Введение понятия «гласный звук».

1

14

Букварный период   -

(52 час)

Знакомство с буквой «А, а».

1

15

Знакомство с буквой «Я, я»

1

16

Буква «Я» в начале слова. А.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?

1

17

Знакомство с буквой «О, о».

1

18

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

19

Чтение   текстов  с буквой Ё в начале  слова и после гласной. Сказки о природе.

1

20

Чтение с  буквами ё  и ё в начале слова и  после гласной. М.Гали «Земные краски»

1

21

Знакомство с буквой «У, у».

1

22

Знакомство с буквой «Ю, ю».

1

23

Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).

1

24

Знакомство с буквой «Э, э». В.Железников «История с азбукой»

1

25

Знакомство с буквой «Е, е».

1

26

Буква «е» в начале слова. Чтение  текстов с изученными буквами.

1

27

Знакомство с буквой «ы». Л.Пантелеев «Буква «ты»

1

28

Знакомство с буквой «И, и».

1

29

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

1

30

Знакомство с буквой «М, м».

1

31

Знакомство с буквой «Н, н».

1

32

Закрепление чтения текстов с изученными буквами. Я.Аким «Мой верный чиж»

1

33

Знакомство с буквой «Р, р».

1

34

Знакомство с буквой «Л, л».

1

35

Знакомство с буквой «Й, й».

1

36

Чтение слов и предложений с изученными буквами

1

37

Знакомство с буквой «Г, г».

1

38

Знакомство с буквой «К, к».

1

39

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости.

1

40

Закрепление чтения текстов с изученными буквами. А.Барто «В школу»

1

41

Знакомство с буквой «З, з»

1

42

Знакомство с буквой «С, с» 

1

43

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости.

1

44

Чтение предложений с изученными буквами.

1

45

Знакомство с буквой «Д, д».

1

46

Знакомство с буквой «Т, т».

1

47

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

1

48

Развитие восприятия художественного произведения. Народные сказки.

1

49

Знакомство с буквой «Б, б»

1

50

Знакомство с буквой «П, п».

1

51

Знакомство с буквой «В, в».

1

52

Чтение  текстов с изученными буквами. В.Сутеев «Дядя Миша»

1

53

Знакомство с буквой «Ф, ф».

1

54

Знакомство с буквой «Ж, ж».

1

55

Чтение  текстов с изученными буквами.

1

56

Знакомство с буквой «Ш, ш».  С.Маршак «Тихая сказка»

1

57

Знакомство с буквой «Ч, ч»

1

58

Знакомство с буквой «Щ, щ»

1

59

Знакомство с буквой «Х, х»

1

60

 Развитие восприятия художественного произведения Ш.Перро «Красная шапочка»

1

61

Знакомство с буквой «Ц, ц»

1

62

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

63

Знакомство с особенностями «ъ».

1

64

Чтение  текстов с изученными буквами. А.Блок «Зайчик»

1

65

Развитие восприятия художественного произведения .  М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

66

Послебукварный период

(34ч)

Алфавит. "Ты эти буквы заучи..." С.Я.Маршак «Спрятался». В.Голявкин «Три котенка». В. Сутеев «Беспокойные соседки». А.Шибаев

1

67

«Про нос и язык».  Е. Пермяк  «Меня нет дома». Г. Остер «На зарядку – становись»! «Познакомились». А.Шибаев

1

68

«Как Никита играл в доктора». Е.Чарушин «Всегда вместе» А. Шибаев

1

69

«Маленький тигр» Г. Цыферов «Кто?» С.Чёрный

1

70

«Середина сосиски.» Г. Остер «Жадина». Я. Аким

1

71

«Если был бы я девчонкой. Э.Успенский «Рукавичка». Украинская народная сказка

1

72

Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Пушок»

1

73

«Спускаться легче».  Г. Остер

1

74

«Под грибом» В. Сутеев

1

75

«Что за шутки»? А.Шибаев «Хорошо спрятанная котлета». Г.Остера

1

76

Развитие восприятия художественного произведения Е.Трутнева «Когда это бывает?»

1

77

«Как меня называли». Б. Житков «Большая новость». А.Кушнер

1

78

«Как поросенок говорить научился». Л. Пантелеев

1

79

«Яшка». Е.Чарушин «Что я узнал»! А.Кушнер

1

80

Развитие восприятия художественного произведения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

81

«Медвежата». Ю.Дмитриев «Медвежата». Г.Снегирёв

1

82

«Растеряшка». М . Карем «Заколдованная буква». В.Драгунский

1

83

«Ступеньки». Н.Носов

1

84

Развитие восприятия художественного произведения К.Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

85

«Горячий привет». О.Дриз «Привет Мартышке» (отрывок) Г.Остер

1

86

«Зайчата». Е.Чарушин «Сорока и заяц». Н.Сладков «Лиса и заяц».

1

87

«Затейники». Н.Носов

1

88

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Ёлка»

1

89

«Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г.Сапгир

1

90

«Про мышку, которая ела кошек». Дж.Родари

1

91

«Ёж» (отрывок). А.Толстой «Волк ужасно разъярён». В.Лунин «Зелёный заяц». Г.Цыферов

1

92

Развитие восприятия художественного произведения В.Сутеев «Палочка-выручалочка»

1

93

«Он живой и светится». В.Драгунский

1

94

Лиса и журавль. Русская народная сказка. Лиса и мышь. Н.Сладков

1

95

Лошарик  Г.Сапгир Проверь себя

1

96

Развитие восприятия художественного произведения Е.Пермяк «Пичугин мост»

1

97

Литературные (авторские) сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок)

1

98

Развитие восприятия художественного произведения Н.Саконская «Мы с мамой»

1

99

Сказки народные. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

1

100

Читаем сказки, загадки, скороговорки.

(5 часов)

В. Сутеев «Кораблик». К. Булычев «Скороговорка». В. Бианки «Лис и Мышонок».

1

101

Литературная (авторская) сказка. В.В.Бианки «Лис и Мышонок». Загадка.

1

102

К.Д.Ушинский «Играющие собаки» Л.Н.Толстой «Косточка».

1

103

Развитие восприятия художественного произведения  В.Чаплина «Мушка»

1

104

В.А.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. И.Северянин «Её питомцы».

1

105

Учимся уму – разуму. (4 часа)

Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы.

1

106

Л.Н.Толстой «Солнце и ветер», В.В.Бианки «Синичкин календарь». Э.Мошковская «Лед тронулся»

1

107

Развитие восприятия художественного произведения С.Баруздин «Весёлые рассказы»

1

108

И.С.Соколов-Микитов «Русский лес»  «Березонька». Загадка.

1

109

Читаем о родной природе

 (4 часа)

С.Я.Маршак «Апрель».М.М.Пришвин «Лесная капель».

1

110

И.Mазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка». Загадка.

1

111

Развитие восприятия художественного произведения Е.Ильина «Чик-чик ножницами»

1

112

С.В.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. Е.И.Чарушин «Томкины сны»,

1

113

О наших животных - друзьях (6 часов)

М.М.Пришвин «Ежик», Б.Заходер. «Ёжик»

1

114

В.Осеева«Кто хозяин?», «Просто старушка». Пословица.

1

115

Развитие восприятия художественного произведения Х-К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

116

В.В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».Пословица. Е.А.Пермяк «Самое страшное».

1

117

И.Бутмин «Трус». Е.А.Пермяк «Бумажный змей».

1

118

М.Пляцковский «Урок дружбы». Пословица

1

119

Учимся уму – разуму. (14часа)

Развитие восприятия художественного произведения В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок»

1

120

В.Орлов «Как малышу нашли маму».

1

121

А.Усачёв «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и Утенок».

1

122

А.Барто «Жук».

1

123

Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Терёшечка»

1

124

Н.Н.Сладков «На одном бревне». Пословицы. Комплексная контрольная работа.

1

125

И.Соколов-Микитов «Радуга» Е.Трутнева «Эхо».

1

126

И.Соколов-Микитов «Май» А.Плещеев «Травка зеленеет».

1

127

Развитие восприятия художественного произведения Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

1

128

Я.Тайц «Всё здесь» Загадка.

1

129

К.И.Чуковский «Радость».  Я.Тайц «По ягоды»

1

130

«Волшебное письмо» Ю.Коринец И.Шевчук «Ленивое эхо».

1

131

Развитие восприятия художественного произведения Г.Скребицкий «Мать»

1

132

«Здравствуй, лето!» Р.Валеева

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение УМК "Школа России" 4 класс

          Рабочая программа по  литературному чтению  для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образо...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" (Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" УМК "Начальная школа XXI века" 1 - 4 класс  является приложением к ООП НОО и содержит разделы:- планируемые результаты курс...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» «Начальная школа XXI века» для 1 класса

Рабочая программа по русскому языку +КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» «Начальная школа XXI века» для 1класса

Рабочая программа по литературному чтению + КТП для 1класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» «Начальная школа XXI века» для 1 класса

Рабочая прогрпмма по окружающему миру +КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"...