Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» «Начальная школа XXI века» для 1класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Смирнова Галина Николаевна

Рабочая программа по ИЗО + КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rp_izo_1_klass.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.

Приказ № 456 от 30.08.2019г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

«Начальная школа XXI века»

для 1 а класса

на 2019 – 2020 учебный год

        

                                               Составила:  Смирнова Г. Н.,

                                                                                         учителя начальных классов.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н.Протопопов, по системе  учебников «Начальная школа 21 века», в соответствии с ФГОС НОО на  основе ООП НОО гимназии.

   Цель.  Формировать у детей целостное, гармоничное восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развивать интерес к природе и потребность в общении с искусством. формировать духовные начала личности, воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

  Задачи. Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения   к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

  Предметная линия учебников. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:3-е изд.– М.: Вентана-Граф, 2014г.

Список использованной литературы:

 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя  М. : Вентана-Граф, 2017;

 Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 органайзер для учителя: методические разработки. Вентана-Граф,2016

Уровень программы: базовый

Места учебного предмета в учебном плане по изобразительному искусству: В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение предмета «Изобразительное искусство» – 1 час в неделю (в обязательной части УП), изобразительного искусства в 1–4–х классах составляет 135ч. в год, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Предмет «Изобразительное искусство» — интегрированный. Интегрированный курс «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Изобразительное искусство», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

  Объем часов: 1 класс: 33часа в год; 1 час в неделю.

 1.Планируемые результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Реализация программы обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

2. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.   

3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

4. Формирование духовных и эстетических потребностей.

5. Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

6. Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

7. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

     

  Метапредметные результаты

   Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

    Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Регулятивные  

  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные

  1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  2. Донести свою позицию до собеседника;
  3. оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  4. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  5. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  6. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  7. Учиться согласованно работать в группе:
  8. Учиться планировать работу в группе;
  9. Учиться распределять работу между участниками проекта;
  10. Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  11. Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

 2. Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них.

 3. Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой.

4. Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

 5. Обучающийся научится называть: художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть); основные цвета; 2-3 произведения известных художников.

5. Обучающийся получит возможность научиться различать: теплые и холодные цвета; формы линий; узор и орнамент; изделия народных художественных промыслов; решать учебные и практические задачи: выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа; правильно выбирать величину изображения; работать акварельными красками и выбирать кисть; работать карандашом, проводить линии разной формы; составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур; составлять иллюстрации; использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.

2.Содержание учебного предмета по русскому языку

Раздел программы

Программное содержание

I. «Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму».

 1.1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).

1.2. Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.

1.3. Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.

1.4. Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

1.5. Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.

1.6. Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.

1.7. Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.

1.8. Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.

1.9. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.

 

II. «Развитие

фантазии и воображения»

   2.1. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.

2.2. Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.

2.3.. Развитие индивидуального чувства формы.

2.4. Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики.

Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.

2.5. Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

2.6. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.

2.7. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.

2.8. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».

2.9. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.

2.10. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях.

2.11. Изображение движения.

2.12. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.

2.13. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.

2.14. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.

2.15. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.

2.16. Форма и украшение в народном искусстве.

2.17. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.

 

III. «Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика»

 3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.

3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).

3.3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.

3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.

3.5. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).

3.6. Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.

3.7. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» 1класс

   Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.

Содержание курса

Кол-во часов

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

9 ч.

2.

Развитие фантазии и воображения

17 ч.

3.

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

7 ч.

Итого:

33 ч.

                                                    Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 а классе

УМК «Начальная школа XXI века» ФГОС

Название раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

План

Факт

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

Вступительная беседа. Что такое форма? Игра «Угадай предмет»

1

2.

Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.

Урок – игра.

1

3.

Придумать и нарисовать три вазы разной формы. Урок викторина.

1

4.

Рисование осенних листьев. Игра «В гости осень к нам пришла».

Краев. Красота окружающей природы.

1

Краеведение

5.

Кто построил какой дом, чтобы поселиться в нём. Инсценирование

1

6.

Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя «Викторина по сказкам».

1

7.

Одеть фигуры человека .

Игра «Театр».

Краев. Традиционная одежда Югры.

1

Краеведение

8.

Лепка двух различных животных.

Игра «Изобрази животное».

1

9.

Форма сосуда. Игра – викторина «Цветик – семицветик».

Краев. Традиционная кухня Югры.

1

Краеведение

10

Развитие фантазии и воображения

Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.

Краев. Твоё отношение к природе

1

Краеведение

11

Создание зимнего пейзажа.

1

12

Изображение Весны - Красны на цветущем лугу.

Краев. Разнообразный мир животных Югры – птицы.

1

Краеведение

13

Рисование картины «Моё лето»

1

14

Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.

1

15

Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко

1

16

Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме

1

17

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о  царе   Салтане»

1

18

Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.

1

19

Рисование одного из эпизодов русской народной сказки «Теремок»

1

20

Городецкие узоры. Элементы росписи декоративной доски.

1

21

Придумать разный узор по кругу для  3-х тарелок.

1

22

Аппликация. Собрать из геометрических фигур «Сказочный дворец»

1

23

Волшебная паутина.

Краев. Разнообразный мир животных Югры – насекомые.

1

Краеведение

24

Изобразить свою сказку в нескольких картинах (групповая работа).

1

25

Нарисовать необычную шляпу для сказочного героя.

1

26

Нарисовать необычную шляпу для сказочного героя.

1

27

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)

Придумать узор для калейдоскопа.

1

28

Рисование волшебного листа, который остался на дереве зимой и украшение его.

1

29

Рисование сказочной рыбы.

Краев. Основные занятия народов ханты и манси.

1

Краеведение

30

Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, иволги, журавля,

1

31

Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.

1

32

Викторина «Калейдоскоп». Фантастический мир «Планета – яблоко».

1

33

Солнечный город (рисунок на асфальте).

Краев. Главный город края.

1

Краеведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по учебному предмету "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство УМК "Школа России" 4 класс

Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» «Начальная школа XXI века» для 1 класса

Рабочая программа по русскому языку +КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» «Начальная школа XXI века» для 1класса

Рабочая программа по литературному чтению + КТП для 1класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» «Начальная школа XXI века» для 1класса

Рабочая программа по литературному чтению + КТП для 1класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» «Начальная школа XXI века» для 1 класса

Рабочая прогрпмма по окружающему миру +КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"...

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" УМК "Школа России"

Рабочая программа  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  авторской программы  Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и худож...