Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение УМК "Школа России" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4a.docx | 87.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан
МО «Алданский район»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического совета №1 _________О.И.Оглоблина
от 29 августа 2017 г. директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей г. Алдан
программы по изучению литературного чтения приказ №_____от_____
в 4А классе
Рабочая программа
начального общего
образования по учебному предмету литературное чтение
для 4 «А» класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Гришина Е.А.,
учитель высшей категории
г. Алдан
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (образовательная система «Школа России»).
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
- Постановления гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 5.07.2017 № 629
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2г.Алдан ,утвержденной приказом №01-17/294 от 28.08.14г;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 2г.Алдан ;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 2г.Алдан на 2017 /2018 учебный год. , утвержденного приказом №01-17/302 от 30.08.17г.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 4 класс. - М.: Просвещение, 2016.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе).
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
- практические методы: опыты, упражнения и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
- видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;.
- по типу познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- по дидактическим целям:
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология деятельностного метода;
- дифференциация обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение литературного чтения в 4 классе начальной школы при шестидневной учебной неделе отводится по 3 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа в год.
.
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у ребенка будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
- первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
- умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
- умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
- умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
- умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
- умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
- стремление к успешной учебной деятельности;
- умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
- умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
- умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- умения работать в соответствии с заявленным планом;
- умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
- умения владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
- самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
- под руководством учителя определять главную мысль произведения;
- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
- характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
- делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
- сравнивать прозаический и поэтический текст;
- наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
- самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
- пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
- самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
- характеризовать представленную на выставке книгу;
- умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- Самостоятельно составлять аннотацию;
- Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
- Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
- Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
- Характеризовать героя произведения;
- Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
- Отличать произведения живописи и произведения литературы;
- Отличать прозаический и поэтический текст;
- Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
- Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
- Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- Выявлять особенности героя художественного рассказа;
- Выявить особенности юмористического произведения;
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
- Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
- Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
- Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 4 класса получат возможность для формирования:
- Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Критерии оценивания.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразитель
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выр ности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). азительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Примерный график проведения тестовых и проверочных работ по литературному чтению
№ п/п | Тема | Форма контроля | Дата | Корректировка плана |
I ПОЛУГОДИЕ | ||||
I ЧЕТВЕРТЬ | ||||
1. | Входная проверка навыка чтения. | Индивидуальный опрос | Третья неделя сентября | |
2. | Оценка достижений. | Проект « Создание календаря исторических событий». | 20.09.17 | |
3. | « Чудесный мир классики» | Тест 1 | 30.10.17 | |
4. | Оценка достижений. | Техника чтения | 30.10.17 | |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||
5 | « Поэтическая тетрадь № 1» | Тест 2 | 17.11.17 | |
6 | Оценка достижений. | Контрольная работа за 1 полугодие | 18.12.17 | |
II ПОЛУГОДИЕ | ||||
III ЧЕТВЕРТЬ | ||||
7 | « Делу время – потехе час» | Тест 3 | 17.01.18 | |
8 | « Страна детства» | Тест 4 | 2.02.18 | |
9 | Оценка достижений | Проект « Природа и мы». | 12.03.18 | |
10 | «Поэзии прекрасные страницы» | Тест 5 | 19.03.18 | |
11 | Оценка достижений. | Техника чтения | 21.03.18 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||||
12 | Оценка достижений. | Проект « Они защищали Родину» | 13.04.18 | |
13 | Путешествие по стране Фантазии | Тест 6 | 23.04.18 | |
15 | Оценка достижений. | Техника чтения | 25.04.18 | |
15 | Оценка достижений. | Контрольная работа за 2 полугодие | 23.05.18 | |
15 | « Зарубежная литература» | Тест | 25.05.18 |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
-во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
-самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
-знает и читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
-темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
-делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
-составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
-самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
-читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
-во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
-передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя; -воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту; -пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
-не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 3 классе - 1/2 страницы.
Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.
В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.
Литература для учителя.
- Литературное чтение. Учебник 4 класс в 2 частях, Климанова Горецкий, части 1 и 2, Просвещение 20163 г
- Контрольно-измерительные материалы , Литературное чтение 4 класс, Кутявина С.В. , Москва, «ВАКО», 2014 г
- С.В. Кутявина. Уроки литературного чтения в 4 классе. Поурочные планы. Москва, « ВАКО», 2014 г
Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 9 |
2 | Чудесный мир классики | 17 |
3 | Поэтическая тетрадь № 1 | 7 |
4 | Литературные сказки | 12 |
5 | Делу время – потехе час | 7 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь № 2 | 3 |
8 | Природа и мы | 11 |
9 | Поэтическая тетрадь № 3 | 5 |
10 | Родина | 5 |
11 | Страна Фантазия | 6 |
12 | Зарубежная литература | 12 |
Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
«Воспитание любви к родному краю, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать»
Д.С.Лихачев
В МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа?
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность обучающихся. Школьники с удовольствием открывают для себя новых героев и даже давно знакомые сказки и рассказы обретают для них новое звучание и значение: они созданы на земле Саха, якутскими писателями и поэтами. Именно это вызывает чувство гордости и патриотизма.
Через знакомство с краеведческим материалом на уроках литературного чтения осуществляется художественно-творческое развитие обучающихся.
Региональный компонент реализован в объеме 15% от общего количества часов по предмету. При реализации НРК учащиеся знакомятся с творчеством писателей родного края, воспитываются патриотами своей малой родины. НРК обогащает содержание уроков литературного чтения
№п/п урока | Тема | Дата |
8 | « Летописи, былины, сказания, жития». « Летописи, былины, сказания, жития». Сравнение русских былин с якутскими. | 18.09.17 |
13 | Картины осенней природы. Осенние загадки. Природа родного края | 29.09.17 |
25 | Бродячие сюжеты. Сравнение якутских и русских сказок | 27.10.17 |
44 | «Писатели – детям» Якутские писатели | 15.12.17 |
52 | «Люблю природу русскую. Зима» Зима в Якутии | 17.01.18 |
74 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений | 12.03.18 |
82 | Обобщающий урок « Родина» | 9.04.18 |
83 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» Герои якутяне. | 11.04.18 |
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе
№ | Тема урока | Дата | Факт. дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||||
Предметные действия | Универсальные учебные действия | |||||||
Летописи, былины, сказания, жития (9ч) | ||||||||
1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1.09.17 | 1чет 1.09.17 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - анализировать текст, выделять в нем основную мысль; Личностные - проявление бережного отношения к художественной книге; | |||
2 | Сравнение текста летописи и исторических источников Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» | 4.09.17 | 4.09.17 | |||||
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» | 6.09.17 | 6.09.17 | |||||
4 | Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» | 8.09.17 | 8.09.17 | |||||
5 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 11.09.17 | 11.09.17 | |||||
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. | 13.09.17 | 13.09.17 | |||||
7 | Житие Сергия Радонежского | 15.09.17 | 15.09.17 | |||||
8 | Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». | 18.09.17 | 18.09.17 | |||||
9 | Оценка достижений. Проект « Создание календаря исторических событий». | 20.09.17 | 20.09.17 | |||||
Чудесный мир классики (17 ч) | ||||||||
10 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок» | 22.09.17 | 22.09.17 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Выявлять специфические особенности сказки. Оценивать поступки героев и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | Регулятивные -формулирование учебной задачи урока, планирование деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; Познавательные - анализировать текст, выделять в нем основную мысль; Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе художественного текста, - обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения; Личностные - проявление бережного отношения к художественной книге, формирование системы нравственных ценностей ( благородство, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям классиков | |||
11 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | 25.09.17 | 25.09.17 | |||||
12 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. | 27.09.17 | 27.09.17 | |||||
13 | А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. | 29.09.17 | 29.09.17 | |||||
14 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2.10.17 | 4.10.17 | |||||
15 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | 4.10.17 | 6.10.17 | |||||
16 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | 6.10.17 | 9.10.17 | |||||
17 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека» | 9.10.17 | 11.10.17 | |||||
18 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб» | 11.10.17 | 13.10.17 | |||||
19 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | 13.10.17 | 16.10.17 | |||||
20 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев | 16.10.17 | 18.10.17 | |||||
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н. Толстой « Детство» | 18.10.17 | 20.10.17 | |||||
22 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня | 20.10.17 | 23.10.17 | |||||
23 | А. П. Чехов « Мальчики» | 23.10.17 | 25.10.17 | |||||
24 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | 25.10.17 | 27.10.17 | |||||
25 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики» | 27.10.17 | 30.10.17 | |||||
26 | Оценка достижений. Техника чтения | 30.10.17 | 1.11.17 | |||||
Поэтическая тетрадь № 1 (7ч) | ||||||||
27 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» | 1.11.17 | 3.11.17 | Воспринимать на слух поэтическое произведение. Уметь прогнозировать содержание произведений. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, самостоятельно составлять краткую аннотацию. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе поэтического текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя Личностные - проявлять бережное отношение к природе, к родному краю | |||
28 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочки» | 3.11.17 | 2чет 10.11.17 | |||||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения | 10.11.17 | 13.11.17 | |||||
30 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник» | 13.11.17 | 15.11.17 | |||||
31 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 15.11.17 | 17.11.17 | |||||
32 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1» | 17.11.17 | 20.11.17 | |||||
33 | Оценка достижений | 20.11.17 | 22.11.17 | |||||
Литературные сказки (12 ч) | ||||||||
34 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 22.11.17 | 24.11.17 | Читать вслух и про себя. Интерпретировать, анализировать и преобразовывать художественные, научно-популярные и учебные тексты с использованием литературоведческих понятий. Увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - размышлять над нравственными ценностями литературных сказок; -определять основную мысль, делить текст на части, составлять план, готовить подробный и выборочный пересказ; Коммуникативные - отвечать на вопросы, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя Личностные - проявлять бережное отношение к художественной книге; -формировать систему нравственных ценностей | |||
35 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. | 24.11.17 | 27.11.17 | |||||
36 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | 27.11.17 | 29.11.17 | |||||
37 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | 29.11.17 | 1.12.17 | |||||
38 | П.П. Бажов « Серебряное копытце» . | 1.12.17 | 4.12.17 | |||||
39 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | 4.12.17 | ||||||
40 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения | 6.12.17 | ||||||
41 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» | 8.12.17 | ||||||
42 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения | 11.12.17 | ||||||
43 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части | 13.12.17 | ||||||
44 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики» | 15.12.17 | ||||||
45 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие | 18.12.17 | ||||||
Делу время – потехе час (7 ч ) | ||||||||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени» | 20.12.17 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные -анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать ключевые слова для создания собственного текста; Коммуникативные - отвечать на вопросы текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя | ||||
47 | В. Ю. Драгунский « Главные реки» | 22.12.17 | ||||||
48 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка» | 25.12.17 | ||||||
49 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | 27.12.17 | ||||||
50 | В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения | 12.01.18 | 3чет | |||||
51 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час» | 15.01.18 | ||||||
52 | Оценка достижений | 17.01.18 | ||||||
Страна детства (7 ч ) | ||||||||
53 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». | 19.01.18 | Работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрации с текстом, отбирать опорные слова для создания собственного текста). Ориентироваться в содержании раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге. Личностные - формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем в жизненных ситуациях | ||||
54 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения | 22.01.18 | ||||||
55 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» | 24.01.18 | ||||||
56 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | 26.01.18 | ||||||
57 | М.М. Зощенко « Ёлка» | 29.01.18 | ||||||
58 | Обобщающий урок « Страна детства» | 31.01.18 | ||||||
59 | Оценка достижений | 2.02.18 | ||||||
Поэтическая тетрадь № 2 (3 ч ) | ||||||||
60 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская» | 5.02.18 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Личностные - понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств | ||||
61 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки» | 7.02.18 | ||||||
62 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства» | 9.02.18 | ||||||
Природа и мы (11 ч) | ||||||||
63 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш» | 12.02.18 | Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное и научно-популярное произведение. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе художественного текста Личностные - проявлять любовь к природе, к животным, малой родине, родителям | ||||
64 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе | 14.02.18 | ||||||
65 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька» | 16.02.18 | ||||||
66 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | 19.02.18 | ||||||
67 | М.М. Пришвин « Выскочка» | 21.02.18 | ||||||
68 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка | 26..02.18 | ||||||
69 | Е. И. Чарушин « Кабан» | 28.02.18 | ||||||
70 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | 2.03.18 | ||||||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | 5.03.18 | ||||||
72 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы» | 7.03.18 | ||||||
73 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений | 9.03.18 | ||||||
Поэтическая тетрадь № 3 (5 ч ) | ||||||||
74 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень» С.А. Клычков « Весна в лесу» | 12.03.18 | Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | Познавательные - анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова Коммуникативные - отвечать на вопросы на основе поэтического текста Личностные - понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств | ||||
75 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Лебедушка» | 14.03.18 | ||||||
76 | С.А. Есенин « Лебедушка» | 16.03.18 | ||||||
77 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы» | 19.03.18 | ||||||
78 | Оценка достижений | 21.03.18 | ||||||
Родина (5ч) | ||||||||
79 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 2.04.18 | 4чет | Прогнозировать содержание раздела и произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух поэтическое произведение. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные - анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины Коммуникативные - осмысление правил взаимодействия в группе и в паре Личностные - оперировать понятиями « картины родного края», « звуки природы» | |||
80 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…» | 4.04.18 | ||||||
81 | Обобщающий урок « Родина» | 6.04.18 | ||||||
82 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» | 9.04.18 | ||||||
83 | Оценка достижений | 11.04.18 | ||||||
Страна Фантазия ( 6 ч) | ||||||||
84 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключение Электроника» | 13.04.18 | Прогнозировать содержание раздела и произведения. Определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических рассказов. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные -анализировать прочитанный текст, выделять в нем основную мысль, опорные слова Личностные - осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста | ||||
85 | Е. С. Велтистов « Приключение Электроника». Герои фантастического жанра | 16.04.18 | ||||||
86 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 18.04.18 | ||||||
87 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | 20.04.18 | ||||||
88 | Путешествие по стране Фантазии. | 23.04.18 | ||||||
89 | Оценка достижений. Техника чтения | 25.04.18 | ||||||
Зарубежная литература (12 ч) | ||||||||
90 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 30.04.18 | Знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использование авторского текста. Выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы. Оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. | Регулятивные -формулировать учебные задачи урока Познавательные -высказывать свое мнение о прочитанном произведении, оценивать поступки героев Коммуникативные - отвечать на вопросы, обсуждать в группе ответы на вопросы учебника, доказывать свою точку зрения Личностные - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности | ||||
91 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 2.05.18 | ||||||
92 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка | 4.05.18 | ||||||
93 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. | 7.05.18 | ||||||
94 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев | 11.05.18 | ||||||
95 | М. Твен « Приключения Тома Сойера» | 14.05.18 | ||||||
96 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки | 16.05.18 | ||||||
97 | С. Лагерлёф « Святая ночь» | 18.05.18 | ||||||
98 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда | 21.05.18 | ||||||
99 | Контрольная работа за 2 полугодие | 23.05.18 | ||||||
100 | Обобщающий урок « Зарубежная литература» | 25.05.18 | ||||||
101 | Урок – игра « Литературные тайны» | 28.05.18 | ||||||
102 | Резерв. | 30.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа Учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, начального общего образования, на основе программы «Литературное чтение», а...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»,
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение»...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс
Рабочая программаучебного предмета «Литературное чтение» 3 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...