Проект по литературному чтению
план-конспект урока по чтению

Тип проекта:  творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы и т.д.).

Цели:

Образовательная:  обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.

Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (готовить публичное выступление, отвечать на вопросы);

– развитие информационной компетентности (делать выводы на основе обобщения знаний);- развитие интереса к предмету, чтению,

– развитие памяти, артистических способностей,

Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.

Работа над проектом:

Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.

Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.

Этапы:

1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;

2-й этап: выставка книг

3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки»

4-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», исполнение песен,частушек, инсценируют русскую народную сказку «Каша из топора»,и т.д.)

5-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»

 

 

 

                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.76 КБ
Файл lit.poekt_.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по УМК

«Планета знаний» с компьютерной поддержкой.

Тема: "Устное народное творчество"

Тип проекта:  творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы и т.д.).

Цели:

Образовательная:  обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.

Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (готовить публичное выступление, отвечать на вопросы);

– развитие информационной компетентности (делать выводы на основе обобщения знаний);

- развитие интереса к предмету, чтению,

– развитие памяти, артистических способностей,

Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.

Работа над проектом:

Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.

Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.

Этапы:

1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;

2-й этап: выставка книг

3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки»

4-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», исполнение песен,частушек, инсценируют русскую народную сказку «Каша из топора»,и т.д.)

5-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»

                                           Ход мероприятия

 Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим

Мы совершим необычное путешествие по страницам журнала «Устное народное творчество».

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА «ПОСЛОВИЦЫ».

Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом . Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы  живут в нашем родном языке и сегодня.

Продолжите пословицу

  1. Делу время, … (потехе час).
  2. Старый друг … (лучше новых двух).
  3. Своя ноша … (не тянет).
  4. Вместе тесно,..( а врозь скучно) (хором)

Вывод:пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

СТРАНИЦА « ПЕСЕННАЯ».

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Вывод: народная песня -это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью к людям, к своей земле.

СТРАНИЦА «ПОТЕШКИ»

Потешки — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Инсценировка

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди догоняй-ка!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

Вывод: потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

СТРАНИЦА «ЧАСТУШЕЧНАЯ». 

Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

1. В Тюшевке  мы все живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем

2.Как у нас в селе деревья

Плодоносят круглый год.

Летом фрукты собираем,

А зимою корнеплод!

3.Расцвели девчонки наши

Как ромашки на лугу

Ну а песни распевают

Словно пташечки в саду

4.Купил батюшка платок,

На затылочке цветок.

Теперь мода на платки

На затылочке цветки.

5.Любит музыку мой дед,

От него не отстаю:

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

6.Чай пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила —

Накухарничала.

7.Мы с милёночком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали —

Не пойдем больше туда.

8.Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

9 На дворе да по лужку

Бегают утята.

А я с печки босиком

Думала: ребята

10. У меня на сарафане

Косолапы петухи;

Я сама не косолапа —

Косолапы женихи

11.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух!

Вывод:не одну сотню лет  частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена.В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

Страница « Небылицы»

Небылицы — это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ученик

Едет на лисе

Курица верхом,

Бежит кочан капустный

С зайцем кувырком.

Ловит щука в море

Сетью рыбака,

Плавает корова

В крынке молока.

Зернышко пшеницы

Воробья клюёт,

А червяк ворону

В коробе несет.

Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.

СТРАНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ «СКАЗОЧНАЯ»

Народные сказки-это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях.   В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье.

Театральная инсценировка сказки «Каша из топора»

Ведущий:  На побывку шёл солдат,

Сильно притомился.

Он не ел 2 дня подряд,

чуть не заблудился.

Но добравшись до села , увидал избушку.

Стукнул в крайнее окно,

Подозвал старушку.

Солд:

Здравствуй, бабушка, нельзя ли у тебя заночевать?

Стар:  Заходи, служивый, ладно. Приготовлю я кровать.

Солд:  А ещё хочу, хозяйка нынче я тебя спросить?

            Не найдётся ли солдату что-нибудь перекусить?

Стар: Я сама не ела с вечера, потому что кушать нечего.

Ведущий: Подошёл солдат к кровати,

Посмотрел по сторонам.

Заглянул в углу под лавку

И топор увидел там.

Солд:  Слышь, бабуля! Нам негоже быть голодным до утра.

           Я могу сварить вам кашу из простого топора!

Стар: Разве сможешь?

Солд: Ну конечно! Побыстрей котёл тащи!

           Положу топор в котёл я.

           Разведу огонь в печи!

(кладёт топор в котёл, разводит огонь, помешивая ложкой, пробует.)

Стар: Вкусно?

Солд: Очень! Только соли нет совсем!

Стар: Так вот же соль!

          Посоли, служивый вволю и попробовать изволь!

Солд: Скоро будет уж готова! Ну и каша! Ну, вкусна!

           Не мешало бы добавить только горсточку пшена!

       

Стар:  Погоди, солдат минутку!

           Принесу пшено сейчас!

…………..как считаешь, хватит столько?

Солд:  Хватит, будет в самый раз!.........

 Ох, как каша хороша! Всем на удивление.

          Ложку маслица сюда. Было б объедение!

Стар:  Вот, солдат, горшочек с маслом! Сколько нужно, добавляй!

 

Солд: Всё! Уже готова каша!

           Чашку с ложкой доставай!

 

(садятся, едят)

Старуха: Ах, да каша! Как вкусна! Как навариста она!

Я не думала, однако! Знать, солдатик, я стара, что сварить возможно кашу из простого топора!

Вывод:народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек.

СТРАНИЦА «ЗАГАДОЧНАЯ»

Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки. Они были на Руси в глубокой древности.

 О доме: 
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
Загадки про огород:
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

- Красный нос в  землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)

О природных явлениях:
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)

 О животных:

- Молоко пьёт, песенки поёт,

Чисто умывается, а с водой не знается. (Кот) 
Вывод:
 загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.

В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.

Страница «Скороговорки»

Скороговорки - весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

Проворонила ворона воронёнка.

Вывод: с помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно.

 

Мы сейчас посмотрим видио, где  увидите предметы которыми пользовался народ в старину.

Вывод :музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни.  В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.

Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

Рефлексия.

А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов.

Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как

ребята справились со своим заданием проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество

Слайд 2

ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 3

ПЕСЕННАЯ

Слайд 4

ПОТЕШКИ

Слайд 5

ЧАСТУШЕЧНАЯ

Слайд 6

Небылицы

Слайд 7

СКАЗОЧНАЯ

Слайд 8

ЗАГАДОЧНАЯ

Слайд 9

Скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"

По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...

Проект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока:  С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...