Проект по литературному чтению
план-конспект урока по чтению
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы и т.д.).
Цели:
Образовательная: обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.
Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (готовить публичное выступление, отвечать на вопросы);
– развитие информационной компетентности (делать выводы на основе обобщения знаний);- развитие интереса к предмету, чтению,
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
Этапы:
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки»
4-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», исполнение песен,частушек, инсценируют русскую народную сказку «Каша из топора»,и т.д.)
5-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.76 КБ |
lit.poekt_.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения по УМК
«Планета знаний» с компьютерной поддержкой.
Тема: "Устное народное творчество"
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.
Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы и т.д.).
Цели:
Образовательная: обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.
Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (готовить публичное выступление, отвечать на вопросы);
– развитие информационной компетентности (делать выводы на основе обобщения знаний);
- развитие интереса к предмету, чтению,
– развитие памяти, артистических способностей,
Воспитательная: – воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.
Работа над проектом:
Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.
Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.
Этапы:
1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;
2-й этап: выставка книг
3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки»
4-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», исполнение песен,частушек, инсценируют русскую народную сказку «Каша из топора»,и т.д.)
5-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»
Ход мероприятия
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим
Мы совершим необычное путешествие по страницам журнала «Устное народное творчество».
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА «ПОСЛОВИЦЫ».
Пословица – это краткое образное выражение с поучительным смыслом . Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня.
Продолжите пословицу
- Делу время, … (потехе час).
- Старый друг … (лучше новых двух).
- Своя ноша … (не тянет).
- Вместе тесно,..( а врозь скучно) (хором)
Вывод:пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
СТРАНИЦА « ПЕСЕННАЯ».
Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.
Вывод: народная песня -это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью к людям, к своей земле.
СТРАНИЦА «ПОТЕШКИ»
Потешки — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Инсценировка
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Вывод: потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
СТРАНИЦА «ЧАСТУШЕЧНАЯ».
Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
1. В Тюшевке мы все живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем
2.Как у нас в селе деревья
Плодоносят круглый год.
Летом фрукты собираем,
А зимою корнеплод!
3.Расцвели девчонки наши
Как ромашки на лугу
Ну а песни распевают
Словно пташечки в саду
4.Купил батюшка платок,
На затылочке цветок.
Теперь мода на платки
На затылочке цветки.
5.Любит музыку мой дед,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.
6.Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила —
Накухарничала.
7.Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали —
Не пойдем больше туда.
8.Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
9 На дворе да по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята
10. У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа —
Косолапы женихи
11.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши! Ух!
Вывод:не одну сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена.В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.
Страница « Небылицы»
Небылицы — это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.
Ученик
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.
Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.
СТРАНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ «СКАЗОЧНАЯ»
Народные сказки-это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье.
Театральная инсценировка сказки «Каша из топора»
Ведущий: На побывку шёл солдат,
Сильно притомился.
Он не ел 2 дня подряд,
чуть не заблудился.
Но добравшись до села , увидал избушку.
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Солд:
Здравствуй, бабушка, нельзя ли у тебя заночевать?
Стар: Заходи, служивый, ладно. Приготовлю я кровать.
Солд: А ещё хочу, хозяйка нынче я тебя спросить?
Не найдётся ли солдату что-нибудь перекусить?
Стар: Я сама не ела с вечера, потому что кушать нечего.
Ведущий: Подошёл солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам.
Заглянул в углу под лавку
И топор увидел там.
Солд: Слышь, бабуля! Нам негоже быть голодным до утра.
Я могу сварить вам кашу из простого топора!
Стар: Разве сможешь?
Солд: Ну конечно! Побыстрей котёл тащи!
Положу топор в котёл я.
Разведу огонь в печи!
(кладёт топор в котёл, разводит огонь, помешивая ложкой, пробует.)
Стар: Вкусно?
Солд: Очень! Только соли нет совсем!
Стар: Так вот же соль!
Посоли, служивый вволю и попробовать изволь!
Солд: Скоро будет уж готова! Ну и каша! Ну, вкусна!
Не мешало бы добавить только горсточку пшена!
Стар: Погоди, солдат минутку!
Принесу пшено сейчас!
…………..как считаешь, хватит столько?
Солд: Хватит, будет в самый раз!.........
Ох, как каша хороша! Всем на удивление.
Ложку маслица сюда. Было б объедение!
Стар: Вот, солдат, горшочек с маслом! Сколько нужно, добавляй!
Солд: Всё! Уже готова каша!
Чашку с ложкой доставай!
(садятся, едят)
Старуха: Ах, да каша! Как вкусна! Как навариста она!
Я не думала, однако! Знать, солдатик, я стара, что сварить возможно кашу из простого топора!
Вывод:народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек.
СТРАНИЦА «ЗАГАДОЧНАЯ»
Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки. Они были на Руси в глубокой древности.
О доме:
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
Загадки про огород:
- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
- Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
О природных явлениях:
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
О животных:
- Молоко пьёт, песенки поёт,
Чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
Вывод: загадки – это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.
В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.
Страница «Скороговорки»
Скороговорки - весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.
Проворонила ворона воронёнка.
Вывод: с помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно.
Мы сейчас посмотрим видио, где увидите предметы которыми пользовался народ в старину.
Вывод :музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно и не только.
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.
Рефлексия.
А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов.
Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как
ребята справились со своим заданием проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОСЛОВИЦЫ
ПЕСЕННАЯ
ПОТЕШКИ
ЧАСТУШЕЧНАЯ
Небылицы
СКАЗОЧНАЯ
ЗАГАДОЧНАЯ
Скороговорки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс
Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...
Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"
По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...
Проект урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...