Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
По данным социологов:
за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания .
Цель проекта : найти резервы обучению чтению.
Я хочу читать!
Я читаю!
Девиз: «Читать – это мудро, читать – это модно!»<?xml:namespace prefix = o /??>
Вы любите читать, писать и рисовать?
Вы сочинили сказку или небольшой рассказик?
Приглашаем вас в наш проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_chteniya_proekt.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
Произведения - юбиляры.
«Алёнушкиным сказкам»
Дмитрия Мамина-Сибиряка – 110 лет.
Руководитель проекта учитель нач. классов:
Феклистова Надежда Геннадьевна
Идея:
Данные социологов:
за годы реформ в1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания .
Найти резервы обучению чтению.
Я хочу читать!
Я читаю!
Девиз: «Читать – это мудро, читать – это модно!»
Вы любите читать, писать и рисовать?
Вы сочинили сказку или небольшой рассказик?
Приглашаем вас в наш проект.
Содержание:
- Введение.
Случайно услышали, что в этом году исполняется 110 лет «Аленушкиным сказкам» Д.Мамина-Сибиряка.
Сразу же возникли вопросы:
- в чем секрет долголетия «Алёнушкиных сказок»?
- какие сказки вошли в сборник?
- почему сказки так называются?
- настоящая ли фамилия автора?
- Описание проекта.
а) Тема: «Читаем вместе в классе».
Юбилей сказки.
б) Цели:
1.Образовательная:
-Продолжаем формировать читателя на доступных для детей этого возраста текстах: в данном случае «Алёнушкиных сказках» Дмитрия Мамина-Сибиряка.
-Учить пересказывать текст подробно, выборочно или сжато, опираясь на самостоятельно составленный план или иллюстрации
- Учить анализировать произведение.
- Учить работе с текстом:
словарная работа,
нахождение фразеологизмов,
составление вопросов по тексту,
нахождение ответов по заданным вопросам.
2. Развивающая:
- В ходе работы развивать познавательную деятельность детей (любознательность, интерес к данной проблеме).
- Развивать логическое мышление, память, воображение, творческие способности.
-Развивать стремление к выражению собственного отношения к прочитанному, что служит источником развития образного мышления.
3. Воспитательная:
-.Воспитывать любовь и интерес к чтению.
-Создать условия для: осмысления детьми:
– что защита Родины – святое дело;(«Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»)
-для доказательства значимости каждого человека. существа; («Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»)
- для осознания таких понятий как «дружба», «свобода», «взаимопонимание» («Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;
«Сказка про Воронушку – черную головушку и жёлтую Канарейку».
-для усвоения детьми особенности построения
сказок.
-Воспитывать чувство коллективизма во время работы в группах.
в).Тип проекта: учебно – исследовательский.
г). Форма работы:
урочная, внеурочная, самостоятельная..
д). Предмет: литературное чтение.
е). Мотивация к работе:
Оказывается: День рождения бывает не только у людей.
В 2007 году многие произведения празднуют юбилеи. Например:
460 лет «Повести о Петре и Февронии» (1547г.),
310 лет Шарль Перро «Золушка, или хрустальная туфелька» (1697г.), «Мальчик-с-Пальчик» (1697 г.), «Синяя Борода» (1697г.)
195 лет Братья Гримм «Король Лягушонок, или Железный Генрих» (1812г.)
180 лет В.Гауф «Карлик Нос» (1827г.)
175 лет А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (1832г.)
170 лет Г.-Х.Андерсен « Новый наряд короля» (1837г.)
115 лет Дмитрий Мамин–Сибиряк«Алёнушкины сказки»(1892г.)
35 лет Т.И.Александрова «Домовенок».
После некоторых поисков произведений – юбиляров, решили подробнее узнать об «Алёнушкиных сказках».
-Почему они так называются ?
-Кто автор этих сказок?
-Почему и через 110 лет их с удовольствием читают?
ж) ожидаемые результаты:
-привлечь к чтению сказок не читающих ребят,
-заинтересовать в занятиях различными видами творчества;
- повысить технику чтения.
з) Этапы работы над проектом:
1. Организационный:
а) постановка цели и проблемы исследования.
б) определены виды деятельности:
-поиск произведений- юбиляров;
- выбор интересного для всего коллектива автора, произведения;
-посещение библиотеки;
- знакомство с биографией Д.Мамина-Сибиряка;
-выяснение того, что сказки названы «Алёнушкиными»;
-чтение сказок;
в) деление детей на научно-исследовательские группы по работе над понравившейся сказкой;
г).постановка учебной цели для каждой группы;
2. Научно-исследовательский:
- поиск материалов об авторе;
- Мамин – Сибиряк – это фамилия или псевдоним?
- выяснение причин по которым сборник сказок назван «Алёнушкиными сказками»;
3. Творческая часть проекта:
- иллюстрирование понравившихся сказок;
- придумывание продолжения сказки,
- собственная версия .
Анализ произведений:
- работа по содержанию сказок;
- словарная работа
- работа над характерами героев;
- работа над построением сюжета;
е). Наглядность:
-детские творческие работы (сочинения, рисунки, сообщения);
-словарные слова, фразеологизмы;
- выставка книг;
-тексты сказок;
- плакаты.
Презентация проекта.
Выводы:
3 – «в» класс обучается по региональной программе.
В творческом проекте дети участвуют первый раз. В классе обучается 27 человек. 15 мальчиков и 12 девочек. Уровень развития ребят очень разный: есть хорошо читающие дети (Маша Ж.) и есть такие, которым чтение дается с большим трудом (Сако, Ваня Ов., Аня К.) . У ребят нет интереса к чтению. Предложенная литература для чтения на летних каникулах осталась не прочитанной. Четверо из 27 пытались найти какие-то книги, прочитали 2-3 произведения. Остальные отдыхали, даже не открывая книгу. Есть даже такие, что за лето забыли буквы.
Читают только произведения , предлагаемые школьной программой, готовясь к урокам чтения.
Благодаря участию в проекте, ребята заинтересовались чтением. Даже если кому–то было трудно прочитать все сказки самому, ему помогали взрослые. Некоторых родителей тоже заинтересовали сказки Мамина -Сибиряка. Они покупали детям книги, помогали при иллюстрировании.
Большинство прочитали все десять сказок. При работе с текстами очень хорошо ориентируются в сборнике сказок.
Каждый вел свою тетрадь с проектом, в которую он не только записывал название прочитанной сказки, но и пробовал анализировать произведения. Записывать, что понравилось или не понравилось, давать характеристики героям. Выписывать слова, фразеологизмы, давать объяснения. Рисовать картинки к сказкам.
Работать над проектом очень понравилось. Поступили новые предложения поработать еще, взяв другие темы, познакомиться с другими авторами. Ребята стали лучше читать.
Улучшили технику чтения. А самое главное им понравилось читать. Появилось желание к чтению. Осознанному чтению.
«Аленушкины сказки» понравились. Когда будут собственные дети, им обязательно будут читать эти сказки.
Законы художественного слова
Быстрое чтение – резерв, возможности, результаты.
На успеваемость влияют 200 факторов.
Фактор №1- скорость чтения.
«5» - 150 слов в минуту
«4» - 120 слов в минуту
«3» - 90 слов в минуту.
Необходимость оптимального чтения.
150 слов в минуту – это темп разговорной речи.
Оптимальное чтение – чтение в темпе разговорной речи (120 – 150 слов в минуту)
К концу 2 класса темп чтения должен быть 90 слов в мин.
Ничего нельзя сделать для повышения качества знаний пока не научишь читать.
Существуют несколько аспектов, влияющих на гармоническое развитие личности, на повышение качества знаний, умений, навыков.
.Аспект развития – это развитие оперативной памяти и устойчивого внимания. От этого зависит умственная работоспособность ребенка.
Аспект воспитания. У многих учеников присутствует «падение отзывчивости», их устраивает позиция (психология) «троечника».
В 3 классах – 60% - 70% хорошистов,
а в 4 классах – 30% - 40%.
Экономический аспект. В Японии – 90% не ниже среднего.
В Зап.Европе – 50% выше.
В США на руководящие посты принимают с объемом чтения не менее 400 слов в минуту
Идейно – политический аспект. Чтобы прочитать газету (примерно 40 тыс. слов) при технике чтении 80 слов в минуту нужно 500 минут = 8часов.
Резервы обучения чтению.
Рекомендации:
- Не длительность, а частота тренировочных упражнений для запоминания. Запоминается не то что перед глазами, а то , что мелькает: то есть , то нет. Короткие порции с большей частотой.
- Жужжащее чтение. (ежеурочно). Чтение вслух.
- Ежеурочное чтение. 5 минут.
- Помощники – родители. Чтение перед сном.
10 -15 минут.
5. Режим щадящего чтения. Диафильмы, чтение с отдыхом. Чтение, где чередуется чтение ребенком и взрослым.
6. Развитие оперативной памяти. (Читая длинные предложения, забывает начало.)
Рекомендуются зрительные диктанты ежедневно на уроках русского языка по 5 – 6 минут.
Упражнения:
7. Многократное чтение.
Чтение в темпе скороговорки.
Выразительное чтение.
Произношение фраз с характерным заданием.
8. Приемы стимулирования.
Самозамеры.
Считаю необходимым усилить работу по технике чтения во всех классах, начиная с о 2 класса.
Анализ прочитанных произведений.
«Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Надоело бояться!?
Придумал:
Душа в пятки
Выскочить из собственной кожи
Выбился из сил
Гонится по пятам
Замертво свалился
Сам начал верить, что действительно никого не боится!
«Сказочка про Козявочку».
Рождение. | |
Хорошо | Плохо |
Все моё… Любуется Радуется «Солнышко Цветочек Зеленая травка Добренький Синее небо Тепло! Звёзды, месяц | Сердитый Шмель Дрянная Козявка Убирайся вон Нет, моё… Едва унесла ноги от сердитого Шмеля Шмель – грубиян Серьёзный Червячок Колючки на кустах Ихнее Воробей – разбойник Рыбка. Лягушка Гадкие… |
Сон | Смерть |
Так жить нельзя! | |
Проснуться и жить! |
Сказка о том, как жила – была последняя Муха.
Рождение.
Все для меня!
Хорошо! Плохо!
Как весело летом! Табачный дым.
Подружки – мухи! И откуда эти проклятые мухи
Вкусные лакомства. берутся?
Добрые люди. Чернила
Как хорошо жить на свете! Беды.
Осталась одна! Житья от этих мух не стало!
В комнате тепло и хорошо, Ловушки.
а за окном зима! Человек – злое животное.
Появилась маленькая подруга! Осень, зима.
Весна идет! Грусть, тоска.
Новые радости! Зиме не будет конца!
Главные герои: мухи, люди.
Глупая Муха решила, что человек создан для мух, но по правде говоря, человек – злое и хитрое животное.
Сказка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку.
Встреча с Канарейкой.
Разговор в саду, из которого Ворона уясняет, что Канарейка убежала из дома и начинает верить, что это – птица.
Ворона решает приютить Канарейку.
Жизнь на «воле» в вороньем гнезде.
Ловушка.
Смерть Канарейки.
Ворона окончательно утверждает, что Канарейка не птица!
Главные герои: Ворона и Канарейка.
Канарейка хотела жить на воле и поплатилась за это.
Она умерла.
Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке.
Главные герои: Молочко, овсяная Кашка, Мурка.
Ссора Молочка и овсяной Кашки.
Плут кот и его проказы
«Мировой судья» (хитрость Мурки).
Хитрость Мурки открывается, но он не хочет признаться.
«….Если бы я был кухаркой, так все коты с утра до ночи только бы и делали, что пили молоко. Но я не сержусь на свою кухарку. Потому. Что она этого не понимает….»
Никогда не надо хитрить. Нужно признаваться сразу.
Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича, и веселого трубочиста Яшу.
Воробей Воробеич
В гости?! Ссора!
Ерш Ершович
Ссора: Бекас, Утки, Птицы, Воробей Воробеич, Ерш Ершович, разные рыбы.
Судья трубочист Яша.
Суд начался, в суде выясняется, что Воробей Воробеич украл червяка у Бекасика, а Ерш Ершович хотел напугать воробья словом «ястреб», у воробья выпал червяк,ерш его съел.
Воробей Воробеич и Ерш Ершович – озорники!
Воробей Воробеич – вор!
Погоня.
Воруешь – значит врешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс
Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...
Проект урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...
Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)
Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....