Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Лычагина Ольга Борисовна

         Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта.

        Работа над проектом «Праздник поэзии. Где водятся поэты?» способствовала формированию универсальных учебных действий, таких как: умение планировать деятельность, время, ресурсы;  умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить информацию; осмыслять полученную информацию  в процессе исследования;  навык монологической речи. Способствовала  формированию творческих способностей, активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_proekta_gde_vodyatsya_poety.docx31.49 КБ
Файл gde_vodyatsya_poety.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Еманжелинская средняя общеобразовательная школа» Еткульского района

Исследовательский  проект:   «Где водятся поэты?»






Выполнили:

обучающиеся 3 «б» класса:


Руководитель:

Лычагина Ольга Борисовна,

учитель начальных классов


Еманжелинка, 2019 г.

1.Введение

В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог.

          Наш родной край – Южный Урал -  со своей великолепной природой является источником  поэтического вдохновения. Может быть, поэтому наша земля богата творческими людьми, особенно мастерами художественного слова. Однако далеко не все из них известны широкому читателю. Именно исследованию их творчества мы посвятили данный проект. (Слайд № 1)

          Актуальность исследования заключается в необходимости познакомить   наших сверстников с талантливыми людьми нашего края. На основе этого формировать чувство гордости за своих земляков, пробудить желание узнать больше о мастерах художественного слова родного края, расширить свой читательский кругозор.

Исходя из этого, цель  работы заключается в том, чтобы через знакомство с творчеством уральских поэтов прививать любовь к своей малой Родине.

Задачи исследования выражаются в формировании у сверстников  интереса к изучению своего родного края, желании учиться и знать поэтов, писателей, стремлении к чтению, любви к книге. (Слайд №2).

Методы исследования:

теоретические (анализ  литературы, теоретические обобщения);

- информационные (поиск, обработка информации,  создание презентации и литературной композиции).

План работы:

- провести самостоятельный поиск информации и материалов по теме исследования;

-узнать о наличие сборников уральских поэтов в местной библиотеке, познакомиться с творчеством поэтов;

-подвести итог и сделать вывод;

-приготовить презентацию, литературную композициюи представить проект сверстникам;

-поместить материал проекта,  на школьном сайте для ознакомления младших школьников;

-поучаствовать в конкурсе чтецов «Стихи уральских поэтов»

2. Основная часть

   

            Если спросить любого взрослого или ребенка: "Каких известных детских поэтов вы знаете?", почти все назовут Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнию Барто. Это и понятно - книги этих писателей издавались и издаются многотысячными тиражами, их читали и читают миллионы ребятишек во всем мире.

                Но мы хотим рассказать о творчестве других талантливых поэтов. Эти поэты – особенные. Спросите, почему? Да потому что это наши земляки, поэты-уральцы.

Стихотворение «Живу я в глубине России»

- Автор этих стихов замечательная челябинская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева (Слайд № 3)

- Своим творчеством Людмила Константиновна, как никто другой,  прославляла Урал.

 Она создала  детскую поэтическую библиотечку, в которой насчитывается 12 сборников для детей разного возраста

- В этих стихах поэт говорит с детьми об очень важных вещах: о добре и зле,  умелых руках, отношении друг другу и животным. К сожалению, сейчас эти сборники стихов не переиздаются. Много стихотворений Людмила Константиновна написала о самих детях.

Стихи «Аппетит», «Объявление», «Как Федя сам себя напугал»

- Урал помнит Людмилу Константиновну. В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека № 26 носит имя поэтессы. На доме, где она жила, установлена мемориальная доска. Есть Всероссийская ежегодная литературная премия имени Л. К. Татьяничевой, которой награждаются писатели и поэты. В честь нашей землячки названа малая планета (номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером.

- Преображенская Лидия Александровна (1908 – 1991) (Слайд № 4),  по образованию – учительница, вспоминала: «Для них, этих любознательных, доверчивых, а иногда озорных и плутоватых существ, и начала я сочинять свои сказки, стихи, рассказы, пьесы».

- отгадайте загадки от Лидии Преображенской.

- Решающую роль в литературной судьбе Преображенской сыграла встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком – именно он порекомендовал ей посвятить свою жизнь литературному творчеству. И поэтесса осталась верна своему призванию.

С 1941 года одна за другой выпускались детские книги Преображенской.

В 1957 году стала членом союза писателей СССР. Очень много лет успешно руководила литературно-творческим  объединением «Алые паруса» при челябинском Дворце пионерови школьников на Алом поле. Многие её бывшие воспитанники стали профессиональными поэтами, писателями и журналистами.

Прочитав  книги Лидии преображенской, писатель Анисимов сказал: «Каждое её стихотворение – это маленький горный родничок, такой прозрачно-светлый, чистый и звонкий, пахнущий травами и детством»

Учащиеся читают стихи: «Вовкина бабушка» и др.

-Ася Борисовна Горская (1937 – 2003) Ещё учась в школе, занималась в литературной студии «Алые паруса» у Лидии Преображенской, на всю жизнь сохранила самые тёплые воспоминания об этой странице своего детства. Оналюбила детей, любила Южный Урал, наш замечательный край. Любила школу, свой предмет, который она вела, – географию. И любила детскую литературу. И не просто литературу, а южно-уральскую. И, движимая этой любовью, очень много успела сделать. (Слайд № 5)

Написала много стихов и песен для детей, написала интересную повесть о детях и школе – «Инка+Дик=?». И в школе № 15, в которой работала, она организовала школьный литературный музей «Кораблик», кропотливо собирала издания, сведения о детских литераторах Челябинска и области. Сейчас музей носит её имя. Он стал и до сих пор остается единственным литературным музеем Челябинска. 

Учащиеся читают стихи А. Б. Горской

- Николай Петрович Шилов (12.04.1947 – 18.03.2010) родился 12 апреля 1947 года на Урале в городе Щучье, Курганской области. (Слайд № 6)

Ещё  в школе начал писать стихи. После окончания Ленинградского института культуры жил и работал в Челябинске. Николай Петрович писал стихи для детей. В них он фантазирует, находит необычные повороты, изобретает слова и ситуации,  короче – веселится «на всю катушку». Это видно и по названиям его книг: «Страшный зверь», «Посвящение  в лягушки», «Безусый Самсусам». Много стихов посвящено природе: ветру, цветам, деревьям, букашкам. А ещё – стихи-загадки, стихи-игры, считалки, страшилки и мечталки.

Учащиеся читают стихи Н. П. Шилова

- Вы знаете, кто такой Шишел-Мышел?    А  хотите познакомится? Шишел-Мышел – это маленький герой книги, человек очень деятельный и могущественный. А снарядил его в литературную дорогу челябинский поэт Лев Рахлис, обнаружив как-то в детской считалке «Шишел-мышел, Ванька вышел…»  (Слайд № 7)

Когда-то у Льва Яковлевича Рахлиса  брали интервью. (Слайд № 8)

 Вот что поэт рассказал о себе:

«Человек я по паспорту зимний.

Когда родился, шел снег. Поэтому весь я из себя такой белый.

Когда мне исполнилось пять лет, услышал слово "Война".

Когда мне исполнилось девять лет, услышал слово "Победа".

Когда мне исполнилось 17 лет, услышал слово "Челябинск".

А в 57 лет, услышал слово "Атланта".

Так и прошагал незаметно от одного слова к другому.

Годы, как снежинки - тают на ладони. Летят и тают.

А село мое главное - по рождению - Лугины (Украина, Житомирской области).

А город мой главный - по жизни - Челябинск, хотя и живу я в Атланте.

Больше всего мне нравится возможность писать то, что хочешь»

Сейчас Лев Рахлис живет очень далеко - в Америке, но, по-прежнему, продолжает радовать читателей своими весёлыми, задорными стихами.

Учащиеся читают стихи «Шишел-мышел»

- Раннева Елена Алексеевна родилась 9 августа 1958 г. в городе Златоусте. Живёт и работает учителем музыки в самой обычной школе города Миасса. А ещё Елена Алексеевна – поэт, стихи пишет с четырёх лет, любит «превращаться в маленькую девочку, чудесить и фантазить», автор 18 детских книг, методических пособий. (Слайд № 9)

Учащиеся читают стихи Е. А. Ранневой

- Нина Васильевна Пикулева родилась 19 июля 1952 года, училась и работает  в Челябинске, возглавляет Центр поэтической педагогики. Детский поэт, член Союза писателей России с 1991 года, лауреат национальной премии имени Л. Н. Толстого. Автор загадок, скороговорок, считалок, которые так любят дети.

- загадки от Нины Пикулевой. (Слайд № 10)

- «Нина Пикулева пишет для самых маленьких, что в детской литературе вообще редкость,…» - отзывается о ней детский поэт Юрий Кушак. Все стихи очень ритмичны и музыкальны. Не случайно сложился творческий союз поэта и композитора Е. Попляновой.  Добрые, оригинальные, запоминающиеся мелодии игровых, колыбельных песен, журилок, будилок дарят детям праздник. Вышло уже несколько книг с музыкальными страницами. Одна из них «Ой, какие мы большие!» (демонстрируют, читают стих).

- Немало у Нины Пикулевой стихотворений для школьников.  Они напоминают умную и весёлую игру, учат любви к слову, взаимопониманию, доброте.

Учащиеся читают стихи  Н. Пикулевой.

- Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну поэзии, в которой живут настоящие волшебники – детские поэты. А почему поэтов называют волшебниками?

- Да потому что они умеют фантазировать и верят в чудо.

Заключение

В результате своих исследований  мы  пришли  к выводу, что изучение литературы родного края позволяет внимательно относиться и любить свою малую родину. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу. Однако мы считаем, что именно чтение, любовь к книге поможет овладеть необходимыми знаниями. Ведь представить наш мир без книг просто невозможно.

А какое богатое литературное наследие оставили нам писатели и поэты нашего края! Мы считаем, что именно обращение к литературе, а значит и к культуре своего народа поможет нам сохранить себя. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое  и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья». А что такое «корни и крылья?» Мы думаем,  знание истории своего народа и любовь к родному краю – это его корни. А крылья – это книги, потому что чтение книг окрыляет человека.

Стихи наших родных поэтов, прославивших Русь, Урал, город Челябинск, должны быть с нами всю жизнь, как заклинания в трудный час, звуча и принося уверенность и силу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Где водятся поэты?

Слайд 2

Цель: п ознакомиться с творчеством уральских поэтов Задачи: Найти и изучить информацию о жизни и творчестве уральских поэтов ; Выучить стихи уральских поэтов; Подготовить литературную композицию «Где водятся поэты?» Принять участие в конкурсе «Стихи поэтов-уральцев»

Слайд 3

Людмила Константиновна Татьяничева (1915 – 1980)

Слайд 5

Ася Борисовна Горская (1937 – 2003)

Слайд 6

Николай Петрович Шилов ( 1947 - 2010)

Слайд 8

Лев Яковлевич Рахлис

Слайд 9

Елена Алексеевна Раннева

Слайд 10

Нина Васильевна Пикулева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки водят хоровод. Открытый урок по литературному чтению

К уроку дети подготовили два мини-спектакля:  "Яичко золотое" и "Сказка о рыбаке и рыбке (экологическая)" Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие....

Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс

Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс представлен в виде учебной презентации, которая может быть использована при изучении темы "Тела. Вещества. Ч...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....