ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
проект по чтению (1 класс) на тему

Добычина Людмила Михайловна

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.odt24.4 КБ
Файл diplomnaya_rabota.odt24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации

 специалистов 

«Информационно-методический центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

«Актуальные вопросы современного образования в контексте требований профессионального стандарта педагога»

 

ПРОЕКТ

УРОКА

Литературное чтение 1 класс

Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Выполнил слушатель курса

учитель ГБОУ № 392_

Добычина Людмила Михайловна

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

2016


Пояснительная записка

     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

          На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай героя сказки» с применением мультимедиа.

     На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный вывод о сходстве и различии авторских и народных сказок. На основе сделанного вывода, дети характеризуют русскую народную сказку. Далее учитель вводит понятия присказка, , завязка, кульминация.

      На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

      На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп цветовыми сигнальными карточками.

      На этапе рефлексии дети прикрепляют к виртуальному цветку выбранный ими цвет.

           Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление нового знания.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

7. Оценка и самооценка. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель урока:

познакомить обучающихся с названием раздела и прогнозировать содержание; познакомить со сказкой Е.Чарушина Теремок; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Задачи урока:

Учить отличать сказку от других произведений.

Давать характеристику сказочным героям.

Учить дополнять содержание текста.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

Проявлять интерес к чтению сказок.

Объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

  1. Метапредметные:

Определять учебную задачу урока-читать сказку.

Сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

  1. Предметные:

Называть героев сказки,характеризовать с помощью учителя их поступки.

Придумывать раличные варианты окончания сказка.

Определять главную мысль сказки на основе пословиц.

Средства проведения урока

презентация;

элементы костюмов сказочных героев;

книги для выставки .

Организационные формы урока

фронтальная;

индивидуальная;

Оборудование: Иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», книга со сказкой «Теремок», маски героев сказки, портрет Чарушина Е. И.напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.»

Используемые методы, технологии (элементы технологий)[1]:

Система оценивания результатов

Самоанализ.

Достижения

Затруднения

Предложения.

План урока

Этапы меро-приятия

Деятельность учителя с указанием заданий, используемых для решения задач урока

Деятельность учащихся

Формируемые (развиваемые УУД)

Мотевация познавательной деятеятельности

Вспомнить русскую народную сказку « Руковичка». Поиграть в игру: назови героев русской народной сказки». Продолжи имена : Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк, лягушка-попрыгушка и т.д

Назвать героев русской сказки. Дать им краткую характеристику на основе их народных прозвищ.Воспризводят сказку на основе иллюстраций в книге.

Регулятивные действия.Эмоционально-положитедьный настрой на урок.

2.Актуализация необходимых знаний.

Знакомит учащихся с новым вариантом сказки « Теремок» в персказе Е.Чарушина.

Называют сказку. Которую будут читать.Самостоятельно читают текст сказки.

Позновательные УУД

3.Организация познавательной деятетельности

Начинает читать сказку, а диалог героев предлагается прочитать учащимся( комбинированное чтение) .Вопросы : -Понравилась ли сказка? Чем похожа и чем отличаются русская народная сказка и сказка Е.Чарушина?

Читают сказку.Сравнивают под руководством учителя сказки. Придумывают свои варианты продолжения сказки.

Самостоятельное формулирование позновательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативный УУД

Сотрудничество с учителем и детьми

4.Подведение итогов

Прочитайте вопросы.Определите какая из пословиц отражает главную мысль сказки. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина или с русской народной сказкой?

Под руководством учителя определчют главную мысль.Объясняют смысл пословиц.

Личностные УУД

Анализ собственной деятельности

Список литературы:

1.Занимательное азбуковедение.Сост. В.Волина.М.:Просвещение 1991

2 Е.Чарушин. Сказки. М.: Просвещение 1997.

           3.Шибаев А. Веселый букварь. М:Мартин, 1998




Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

профессионального

педагогического образования центр повышения квалификации

 специалистов 

«Информационно-методический центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

«Актуальные вопросы современного образования в контексте требований профессионального стандарта педагога»

 

ПРОЕКТ

УРОКА

Литературное чтение 1 класс

Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Выполнил слушатель курса

учитель ГБОУ № 392_

Добычина Людмила Михайловна

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

2016


Пояснительная записка

     Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

          На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай героя сказки» с применением мультимедиа.

     На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный вывод о сходстве и различии авторских и народных сказок. На основе сделанного вывода, дети характеризуют русскую народную сказку. Далее учитель вводит понятия присказка, , завязка, кульминация.

      На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

      На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп цветовыми сигнальными карточками.

      На этапе рефлексии дети прикрепляют к виртуальному цветку выбранный ими цвет.

           Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление нового знания.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

7. Оценка и самооценка. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель урока:

познакомить обучающихся с названием раздела и прогнозировать содержание; познакомить со сказкой Е.Чарушина Теремок; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана; отвечать на вопросы по содержанию текста; развивать память, речь, мышление; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Задачи урока:

Учить отличать сказку от других произведений.

Давать характеристику сказочным героям.

Учить дополнять содержание текста.

Ожидаемые результаты учащихся:

  1. Личностные:

Проявлять интерес к чтению сказок.

Объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».

  1. Метапредметные:

Определять учебную задачу урока-читать сказку.

Сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.

  1. Предметные:

Называть героев сказки,характеризовать с помощью учителя их поступки.

Придумывать раличные варианты окончания сказка.

Определять главную мысль сказки на основе пословиц.

Средства проведения урока

презентация;

элементы костюмов сказочных героев;

книги для выставки .

Организационные формы урока

фронтальная;

индивидуальная;

Оборудование: Иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», книга со сказкой «Теремок», маски героев сказки, портрет Чарушина Е. И.напечатанные пословицы: «В тесноте да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.»

Используемые методы, технологии (элементы технологий)[1]:

Система оценивания результатов

Самоанализ.

Достижения

Затруднения

Предложения.

План урока

Этапы меро-приятия

Деятельность учителя с указанием заданий, используемых для решения задач урока

Деятельность учащихся

Формируемые (развиваемые УУД)

Мотевация познавательной деятеятельности

Вспомнить русскую народную сказку « Руковичка». Поиграть в игру: назови героев русской народной сказки». Продолжи имена : Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, волк-зубами щелк, лягушка-попрыгушка и т.д

Назвать героев русской сказки. Дать им краткую характеристику на основе их народных прозвищ.Воспризводят сказку на основе иллюстраций в книге.

Регулятивные действия.Эмоционально-положитедьный настрой на урок.

2.Актуализация необходимых знаний.

Знакомит учащихся с новым вариантом сказки « Теремок» в персказе Е.Чарушина.

Называют сказку. Которую будут читать.Самостоятельно читают текст сказки.

Позновательные УУД

3.Организация познавательной деятетельности

Начинает читать сказку, а диалог героев предлагается прочитать учащимся( комбинированное чтение) .Вопросы : -Понравилась ли сказка? Чем похожа и чем отличаются русская народная сказка и сказка Е.Чарушина?

Читают сказку.Сравнивают под руководством учителя сказки. Придумывают свои варианты продолжения сказки.

Самостоятельное формулирование позновательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативный УУД

Сотрудничество с учителем и детьми

4.Подведение итогов

Прочитайте вопросы.Определите какая из пословиц отражает главную мысль сказки. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина или с русской народной сказкой?

Под руководством учителя определчют главную мысль.Объясняют смысл пословиц.

Личностные УУД

Анализ собственной деятельности

Список литературы:

1.Занимательное азбуковедение.Сост. В.Волина.М.:Просвещение 1991

2 Е.Чарушин. Сказки. М.: Просвещение 1997.

           3.Шибаев А. Веселый букварь. М:Мартин, 1998



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Презентация по литературному чтению по теме "Дети Деда Мороза"(русская нар. сказка)

Презентация К уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Школа ХХI века"...

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Презентация к уроку литературного чтения по теме Е. Чарушин "Большие и маленькие" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения  для 1 класса по программе " Начальная школа 21 века" ....

Конспект урока литературного чтения по теме: " Е. Чарушин "Яшка"

1. Организационный момент.2.  Проверка домашнего задания по образцу.3.  Актуализация знаний.4.  Постановка учебной задачи.5.  Открытие нового знания.6.  Первичное закрепление ...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Евгений Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование навыков выразительного чтения; умения анализировать расска...

Разработка урока литературного чтения по теме Е. Чарушина "Кабан"

Разработка урока предназначена для учащихся 4 класса УМК "Школа Россиии"...