Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_n.a._nekrasov_ne_veter_bushuet_nad_borom.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Ривкина Татьяна Владимировна
Предмет Литературное чтение
Класс 3 класс
Тема урока Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Тип урока открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования системы читательских и речевых умений учащихся в процессе чтения и анализа стихотворений русских поэтов.
Задачи урока:
- отрабатывать навыки выразительного чтения,
- знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова,
- познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
- развивать речь, мышление, воображение, фантазию память;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к красоте русской природы, к поэзии;
- развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
- показать изображение зимы в литературных произведениях,
- учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова;
Формируемые УУД**
Вид УУД | Конкретное умение | Метод/средство диагностики |
личностные | стремиться к речевому самосовершенствованию | |
коммуникативные | точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме | |
регулятивные | планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников | |
познавательные | Понимать главную идею произведения, способы изображения персонажей. |
Ресурсы: Иллюстративный материал, раздаточный материал.
Этап урока | Деятельность учителя / метод, средство, прием | Деятельность ученика / форма работы, используемые средства | Время* |
Организационный | Проверка готовности к уроку. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. | 1 мин |
Мотивационно-целевой (включение учащихся в активную деятельность) | Прочитайте на доске меня внимательно и ответьте на вопрос, Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. – Какой бывает мороз? (Трескучий, слабый, сильный.) Как догадались? (дунул, на окнах узоры) Что вы только что прочитали? (стихотворение-загадку) Посмотрите на иллюстрации (зимние пейзажи и портрет Некрасова). Скажите какая у нас тема стихотворения. (Стихотворения о зиме Н.А. Некрасова) - Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины и описывать её. – Вам нравится морозная погода? Почему? – Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами. | Отгадывают загадку, рассматривают иллюстрации – выходят на тему урока. | 5 мин. |
Проектировочный (создание проекта работы на уроке) | Перед тем как начнём работу, подумаем, что мы будем делать на уроке? (прочитаем стихотворение, найдём в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения, дадим характеристику героя, будем учиться читать выразительно произведение, учить наизусть). Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». - Попробуем предположить, каким, по-вашему, будет Мороз в стихотворении? (строгий, суровый, серьёзный). А теперь внимательно прослушайте стихотворение и проверим такой ли Мороз в нём, как мы предположили. - Каким вы представляете себе мороза? Почему автор называет Мороза – воеводой? Что значит воевода? (тот, кто ведёт войска) Удачно ли это сравнение? – А есть ли ещё непонятные слова? Соедините слова с их значением в паре. Дозором обходит – сторожит. Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей. Обозы – вереница гружёных повозок. Казна – богатство. Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета. Владенья – своя собственность. (вывешиваю ещё иллюстрации) | Дети ставят перед собой цели и задачи. Прослушивание текста, работа со словарём. | 8 мин |
Операционно-деятельностный (самостоятельная работа в парах, группах, индивидуально) | – Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения. 2)-Перечитайте стихотворение вполголоса и подумайте, на какие две части его можно разделить? Первая часть – “Шествие Мороза”, вторая часть – “Песня Мороза” Как прочитаем первую часть (спокойно, бодро). - Почему автор назвал Мороза воеводой? (Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья) - Какие воины у “Мороза-воеводы”? (“Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда… Это и есть его воины). - Расскажите о его владениях. (Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится). - Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин) Глядит – хорошо ли метели - Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете? (Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки). - А что ещё умеет мороз? - Можно ли его сравнить с богатырём? Какое орудие, похожее на богатырское, носит с собой Мороз? - Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? (Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым) - Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”? (Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво). - Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Выберите из списка слов. (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный) Физминутка. Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом – Шаг на месте, не спеша, Как погода хороша! Не боимся мы пороши, Ловим снег – хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам. - Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает? И сам про себя удалую, (Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.) - Метели, снега и туманы - Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”. Пушисты ли сосен вершины, - Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”? Богат я, казны не считаю, - Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”. - Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный. В парах попробуем сравнить мороза с людьми. Мороз украшает природу как художник. Строит мосты и дворцы как как архитектор и строитель. Силён и храбр, охраняет свои владения, как богатырь, герой, хозяин.
– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? – Прочитайте песню Мороза вслух. – Кто лучше прочитал? - Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем). - С чем это связано? (Мы строили свои предположения, не прочитав произведения). На какого Мороза из иллюстраций – он по- вашему похож и почему? – Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? – Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное». | самостоятельное выразительное прочтение, ответы на вопросы, создание портрета героя через сравнение и подбор эпитетов. | 9 мин 1 мин 9 мин |
Контрольно-оценочный (самопроверка,взаимопроверка, проверка учителем) | Составим вместе синквейн. Опишем Мороза. Пример: Мороз Суровый, хозяйственный, хвастливый. Следит, поёт, морозит. Он хороший хозяин. Богатырь | Ученики находят общее, подбирают какое стихотворение подходит к картине Каждая группа составляет синквейн. Синквейн строится по следующим правилам:
| 8 мин. |
Рефлексивный | - Закончите предложения: Мне пришлось по душе... Меня удивило... Меня поразило... Мне кажется, что... Кто хорошо работал на уроке и почему? | Учащиеся заканчивают предложения и оценивают работу себя и своих одноклассников. | 3 мин. |
Организационный: | Домашнее задание (на доске). - Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём, выучить наизусть. Спасибо. До свидания. | Выбор дифференцированного д/з по своим силам. | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы
К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...
Технологическая карта урока литературы
Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...
Технологическая карта урока литературы
тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...
Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...
Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»
Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...
Технологическая карта урока литературы 3 класс "В. Железников "Рыцарь""
Анализ нравственных поступков героя прозаического произведения, используя приёмы из технологии критического мышления....
Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"
Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"...