Технологическа карта урока в 4 классе по литературному чтению Е.Велтистов «Приключения Электроника».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дювина Юлия Валентиновна

Технологическая карта разработана в помощь учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_elektronika.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Образовательная  система: Школа России

Тип урока: урок формирования  новых знаний.

Форма проведения: комбинированный  с  использованием  информационных  технологий.

Тема урока: Е.Велтистов «Приключения Электроника».

Класс:  4 (1-4)

Ф.И.О. преподавателя: Дювина Юлия Валентиновна.

Цели урока:

Образовательные: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Воспитательные: воспитывать  чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.

Ресурсы:

Оборудование учителя: мультимедийный проектор; ноутбук; экран; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Литературное  чтение»  4  класс, 1 часть.

Оборудование учащихся: учебник «Литературное  чтение» 4  класс, 1  часть; толковый словарь С.И. Ожегова.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа , работа  в  парах.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся: с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося  (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

  1. Мобилизующий  этап.

Самоопределение к в деятельности.

Цель.

Включение детей

в деятельность на

личностно-значимом

уровне.

Мотивирует учащихся  к  учебной  деятельности.

Приветствуют учителя.

Определяют автора  слов  к  песне  из  кинофильма «Приключения Петрова  и  Васечкина».

Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания.

  1. Актуализация опорных знаний.

Введение  в тему

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение «птичьим гамом».

– Прочитайте хором.

– Первое предложение стихотворения прочитайте с вопросительной интонацией

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку мини-сочинения «Моя малая Родина».

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

В ЧУДНОЙ СТРАНЕ

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

                           И. Токмакова

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

  1. Сообщение темы урока.

 Определение целей
урока

Работа  с  текстом  до  чтения.

Цель.

Формулирование темы урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника». 

– Вы, конечно, узнали песню? Откуда она?

– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»?

– Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Велтистов.

– Кто может попасть в «Страну Фантазию»?

– Как вы понимаете слово «фантазия»?

– Кто такой фантазер?

– Что такое фантастика?

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто это произведение еще
не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. С. Велтистова.

Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далекое будущее

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда.

Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература,
а значит, что ее предметом всегда был и остается человек

Умение формулировать тему урока.

Правильное  и  умелое  пользование  речью  в  различных  жизненных  ситуациях.

  1. Подготовка к восприятию произведения.

Работа  с  текстом  во  время  чтения.

Цель. 

Обогащение словарного запаса обучающихся,  расширение общего кругозора

Знакомство с биографией Е. Велтистова

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

– Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек».

Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.

Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику.

А известному писателю-фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Е. С. Велтистов оставил нам много хороших книг.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой, спроецированной в электронный век

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. Велтистова. Задают вопросы о его творчестве.

Заранее подготовленный ученик рассказывает, как возник мальчик из чемодана.

– Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст, обладал настоящим умением говорить о сложном просто

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Анализировать содержание рассказа.

Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

IV. Работа над содержанием текста.

Работа с толковым словарем.

Первичное
чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Чтение произведения учителем или хорошо читающими детьми.

– В чем Электроник был похож на обычного мальчика?

– Чем занимается профессор Громов? Что испугало профессора? Что значит для Сережи «говорить по-человечески»?

Работают с толковым словарем.

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения

Развитие связной речи  младших школьников.

Гимнастика для глаз

Цель. 

Расслабление глаз.

Выполняют действия по инструкции учителя

  1. Повторное чтение и анализ произведения

Работа  с  текстом  после  чтения.

Цель.

Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.

Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.

Формулируют  учебный  вопрос,  называют  этапы  работы.

Отвечают  на  вопрос, формулируя  выводы  и  предложения.

Выполняют  здание  в  парах,  проговаривают, как  действовали.

Обобщают, делают  выводы.

Интересна  история  об  Электронике? (История  об Электронике заряжает  энергией  тех, кому интересна  наука, достижения  человечества.)

После  первичного  прочтения  можно ли  ответить  на  главный  вопрос?

Класс делится  на  3  группы. Каждая  группа  получает  отрывок  текста  из  первой  главы. Задача: прочитать  текст,  найти  факты,  подтверждающие, что  повесть – научно- фантастическая. Составляем  - план  действий:

  1. Прочитать.
  2. Выбрать  фрагменты  из  текста,  подтверждающие  научную  направленность  повести.
  3. Изобразить.
  4. Аргументировать  выбор  и  сформулировать   вывод.

Смысловое  чтение. Извлечение  необходимой  информации.

Умение делать выводы в результате совместной работы.

VI. Самостоятельная
работа

Проводит тест по теме урока.

– Выберите правильный вариант ответа:

1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом?

    а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов.

2. Что находилось в чемодане?

    а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла.

3. Как звали друга-собаку Электроника?

    а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка.

4. На каких языках умел разговаривать Электроник?

    а) Немецкий; б) звериный.

5. Какие черты характера присущи Электронику?

    а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание

Тест в презентации.

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б.

Выполняют взаимопроверку на местах

-Какой  был  проблемный  вопрос?

-Какой  решение  мы  нашли ?

-Чья  версия  подтвердилась?

Комментированное выставление оценок.

Самопроверка, самоконтроль.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить краткий пересказ произведения и рисунки к нему

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Какой раздел начали изучать на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Составляют отзыв о книге.

-Может  быть  сегодня  ночью,  где-то нашей  школе  будет  светиться  одно  окно: это Электроник  в  кабинете  математики листает  то  за  томом  всю  ночь  напролёт.

Посмотри  на  эту школьную  лестницу,  подумай и  отметь, на  какую  ступеньку  ты  поставишь  себя, если   встретишь Электроника

Нижняя  ступенька – Не  смогу стать  ему  другом.

Средняя  -  Сомневаюсь.

Верхняя  - Уверен,   смогу  стать другом  мальчика  из  чемодана

-  Что  получилось?

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному,  к героям и их поступкам, прививать этические качества личности - доброту, скромность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Технологическая карта урока по предмету «Литературное чтение» во 2 классе на тему: «И.З. Суриков «Детство».

Знакомство учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство»...

Технологическая карта урока обучения грамоте(литературное чтение)

Тема: «Согласные звуки [с ], [ с’ ] , буквы С,с».Цели урока:·        Познакомить с Согласными звуками [с ], [ с’] , буквами С,с;·...

Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"

Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки....