Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_savilova.docx | 51.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока-проекта
Предмет: литературное чтение
Автор: учитель начальных классов Савилова Светлана Геннадьевна
г.Саяногорск МБОУ Лицей №7
Класс: 1
Тема: Секрет на книжной полке
Тип урока: урок-проект открытие новых знаний
Цель урока: открыть 5основных особенностей сказки.
Задачи:
личностные: проявлять интерес к чтению, гордиться русским народом и его творчеством; хакасским народом и его творчеством.
регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
познавательные: способствовать формированию интереса к чтению, содействовать развитию умения работать с трудными словами, пользоваться разными ;видами чтения, работать с текстом, обобщать, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе.
Оборудование: у детей каждой команды на шее на шнурках цветные ладошки с именами ( красные, оранжевые.желтые,зеленые.синие);5 текстов сказок, пословицы, выставка сказок, на ковре в кабинете разложены книжки-раскладушки загадок;3 книги-раскладушки: русские народные сказки, хакасские сказки, книга сказок 1д класса, карточки с заданиями, карточки-лепестки особенности сказки; следы, мешок с карточками букв С,К,А,З,К,А; карточка Слова-незнакомцы; клей, ножницы; глубокая ваза и коробка с 30 шариками-попрыгунчиками.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Парты расставлены по 2 ( для пяти команд) Дети разбиты на 5 команд, у каждой команды на шее свои цветные шнурки- ладошки ( красные, оранжевые.желтые,зеленые.синие) I. Орг. момент. Мотивация познавательной деятельности. Позн На полу след… Л К Позн. Предм. Л II.Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. Позн. Л Р Позн. Л Р
III. Работа в группах. Первичное восприятие. Задача этапа: создать условия для эмоционального восприятия поступков героев. Предм. Позн. Л Р К. IV. Вторичное восприятие. Работа над нравственной идеей текста. Задача этапа: выделять события, видеть их последовательность; формировать представления о нравственных понятиях. Изучение нового материала. Предм. Позн. Рег.
V.Словарная работа. Задача этапа: разъяснить значение незнакомых слов Л Позн. Рег. Предм VI. Физминутка. VII. Издание книги. Задача этапа: соотнести текст сказки с иллюстрацией, подбор заголовка и пословицы. Позн. К Л Предм,Рег VII.Рефлексия. Л К Предм | Входит в класс с учениками. - Ой, что это!!! - Команды, скорее проходите на свои рабочие Места ( рассаживаются по командам: -красные «Ладошки»; - оранжевые «Ладошки»; - желтые «Ладошки»; - зеленые «Ладошки»; - синие «Ладошки». - К нам на урок сегодня кто-то прокрался. - Мы сегодня покажем, как умеем работать в командах. ( представляет команды по цветам). - Готовы работать? - Никого не боитесь? Даже того, кто у нас на уроке появился? - Тогда начнем! - Ребята, здесь какой-то кавардак! Расшифруйте. ( на карточке слова перевернуты, напечатано вкруговую; друг под другом: Загадка, книга, книжная полка, пословица, фольклор, уста) - Что это такое? - У нас есть книжная полка? - Там сегодня шторка. Наверно за ней будет какой то сюрприз! - Какое слово еще прочитали? - Кто скажет, что это? Кто не помнит – глазки-помощники ( на доске плакат Фольклор – устное народное творчество. Передаётся из уст в уста. Народ пересказывает из поколения в поколение. То есть старые люди рассказывали нашим бабушкам и дедушкам. Бабушки – нашим папам и мамам, добавляя что-то своё, а они – нам. И тоже со своими чувствами и переживаниями… Уста- (устаревшее слово)– рот, губы. Пословица – краткое остроумное, меткое народное суждение. Выражает наблюдения народного ума – мудрость. Загадка - это замысловатое описание предмета или явления, которое надо узнать, разгадать. Цель загадки – испытать сообразительность человека. Загадка требует отгадки.) _______________________________ - Из уст передается в уста. Вспоминайте, что такое уста. Это губы, рот. Поэтому говорят – устное творчество. - Еще какое слово увидели? - И последнее слово спряталось… - На книжной полке живут наши книги. Давайте узнаем, чем займемся на уроке. Ладошки работают! ( показывает карточки- лепестки: Н - Умницы! С - А если сравнивать, то и делать … У - И не просто узнавать, а ис.. И - Совершенно верно! - А теперь скажите что сегодня выросло на нашем волшебном ковре? - Правильно! - Ладошки! Все на волшебный ковер! Раз, два, три!! - Сегодня на волшебном ковре выросли …. -Красная Ладошка – ваша загадка… - Оранжевая Ладошка… - желтая Ладошка… - зеленая Ладошка… - Синяя Ладошка… -Какие вы умнички! - Загадки продолжают расти. А теперь все Ладошки: « По местам!» (На доске появляется новый след) Поглядите! Куда этот секретик пробирается!!! ( Снимает шторку с книжной полки. Дети видят книжки и мешочек.) Но что-то мешочек не открывается. - Ребята, скорее, сообщение, прищло сообщение. ( Учитель с одной стороны держит «Бегущую строку») Сообщение: Ребята! Помогите! Мне нужно попасть на книжную полку! - Прочитали? Поможем? - Теперь то мешочек откроется! -Готовы? Страшно!!! - Есть такое слово? - Значит что со словом случилось? - Вы собрали его? Команда желтых отгадала! Молодцы. Дима, пожалуйста , составь слово. Какие умницы! У вас все получилось! - Сегодня к нам на урок чтения пришла… - Проходи Сказка на нашу книжную полку! Плакатик СКАЗКА прикрепляет на книжную полку. И она принесла с собой что? Оказывается, волшебство- это одна из особенно- стей сказки. И мы сегодня все эти особенности найдем. ( Прикрепляет на доске Особенности сказки - Для того, чтобы узнать какие еще есть особенности у сказки, вам нужно поработать в Ладошках! Ладошки ! Все встаньте. Задвиньте стульчики. Командиры – ко мне ! ( выдает задание командам) 1.Задание красным Ладошкам Текст рассыпался. Собрать части. В одной деревушке жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик ни словечка не сказал приятелю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к приятелю Чику. 2. Задание оранжевым Ладошкам Слова потерялись… Нужно вставить в текст по смыслу . Дружно Молодые могу помочь спорить из избы ни словечка ему не отвечает Жили-были муж с женой. Когда они были ………………, жили хорошо,………………….. , никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще …………………………..друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему - два, он ей - два, а она ему - пять, он - пять, а она - десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть …………убегай. А разбираться начнут - никто не виноват. Главную героиню зовут…… НЕЛЬ… Расшифруй. Исправь ошибку в тексте. Давным-давно, в одном лесу появилась гостья незваная- НЕЛЬ. Стала она по гнездам да по норам ходить, к жителям лесным в гости напрашиваться. 4.Задание зелёным ладошкам. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. Выбери верную концовку текста. 1 вариант - Видишь, как нужно применять свою силу!- сокрушить . 2 вариант — Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом. 5.Синие ладошки Найди зашифрованные предложения. Расшифруй. Вдалёкиевременажилидвадруга. Одного звали Адычах, другого — Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде. Кечохупалназемлюипритворилсямертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — мертвых медведи не трогают. Адычах подождал, пока медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища: ( Учитель оказывает помощь во время работы команд) Стоп, команды!( звонит в колокольчик) Первый этап у нас выполнен. Переходим ко второму этапу. И продолжаем выяснять особенности сказки. Каждая команда: - Прочитать начало сказки. По одному предложению. В чем особенность сказки? Показывает 2 карточку-лепесток и прикрепляет к цветку.. Особое начало: - Жили-были… - В одном городе… - В некотором царстве… - Случилось однажды… - В далёкие времена… - Приступаем к следующему раскрытию. Ребята, а сказок то оказывается очень много.У каждого народа свои сказки. Наши родители приготовили для вас сюрприз. Вот здесь книга-раскладушка с русскими народными сказками. С какими то вы уже знакомы. А с некоторыми обязательно познакомитесь на уроках. - Ребята а в какой республике вы живете? Так вот хакасский народ тоже славится своими сказками. И эту книгу приготовили родители. И с этими сказками мы тоже познакомимся. И даже домашнее задание будет: Познакомиться с новой хакасской сказкой.( показывает книги которые раздаст в конце урока) Итак команды ! Встаньте те, кому встретилась русская народная сказка. А теперь у кого хакасская сказка. Оказывается каждая сказка славится свои языком. Каждый народ имеет свой национальный язык. В каждой сказке есть слова-назнакомцы. Ребята приготовили о них информацию. Слова-незнакомцы!( Показывает карточку с этими словами) Проклинать Благословить Кроткое -В чьей сказке встретились эти слова? Уноси скорее ноги - А эти слова встретились у кого? Длинный язык -Из чьей сказки эти слова? Что было мочи - Эти слова откуда? Мигом - А это слово… Это еще одна особенность сказки. Вывешивает карточку –лепесток Свой язык. - устаревшие слова или словосочетания; - слова – незнакомцы. Раз, два, три. Встаньте, ребята. Новое задание. Угадать и повторить. - Этот герой жутко злобный, стремится засунуть в печь и съесть… ( Баба Яга)- 5раз хлопнет, 5 раз топнет, раз – нагнется, 2 – улыбнется. Этот герой не слушается сестренку, пьет водицу из копытца…Иванушка 3раза подпрыгнет, 2 раза присядет. Это все ребята из нашего класса, потому что они все такие же непо… Этот герой имеет длинный предлинный нос..Он В одну сторону посмотрит, в другую посмотрит и 3 раза наклонится..Потом Раз чихнет Два вздохнет А на третий – уснет… Так кто это? Он какой? А еще какой? Скажите, ребята, а он трудяжка как вы? Если бы он учился вместе \с вами мы бы его научили трудиться? Задание следующее. Каждая команда выполнила свое задание. У родителей есть еще один сюрприз. Мы издадим свою книгу. Это будет книга сказок 1д класса 2015-2016учебного года и их родителей. ( показывает книгу-раскладушку с иллюстрациями без текстов и заголовков) Хотите попробовать? Тогда по одному от команды получите задание: Текст сказки вклеить в книгу к нужной иллюстрации. Скажите-ка мне, Ладошки, а у вас получится найти для вашей сказки заголовок? Вот пять заголовков. На доске: Волшебная водица Урок дружбы Адычах и Кечох Ветер и Солнце Сказка про лень -Вы любите сказки? -Почему мы любим их читать? -А еще почему? -Какие герои встречаются? - Силы добра противостоят силам зла. - И вы знаете, есть закон сказки: добро… - Это следующая особенность : В сказке добро побеждает. (Прикрепляет карточку-лепесток к цветку) - Заметили, что в цветочке не хватает … - Вы знаете,что сказка всегда чему-то… То есть народ в сказке передает свою мудрость. ( Прикрепляет карточку-лепесток ) -Новое задание. Расскажите вашу сказку и выберите пословицу – которая выражает мудрость этой сказки. Ребята, вы справились с поставленной задачей? Вот какая книга сказок у нас получилась! В ней есть и сказки с заголовками и иллюстрации и пословицы. А чашу знаний наполнили? ( подносит к каждому коробку с шариками-попрыгунчиками, ученик берет один и кладет в «чашу Знаний», при этом отвечает на вопрос: Чему учился? Что нового узнал? Посмотрите, какая у нас полная чаша знаний! Значит это урок каждому из вас что-то дал. Урок закончен. Всем спасибо! | Дети входят в класс. - Чей то след. (Проходят на рабочие места.) - Да. -Нет. - Пословица - это народная мудрость -Книжная полка -Да - Фольклор. - устное народное творчество. - уста – это губы, рот. -Загадка. Это зашифрованный текст о предмете или о явлении. Загадка требует отгадки. Загадка тренирует ум. - Книга. - Научимся читать. - Наблюдать. -Наполнять чашу знаний. - Соревноваться. -Сравнивать. - Выводы. -Мы будем учиться читать, отгадывать загадки, узнавать новое. - Исследовать. - Книжки-малышки с загадками. Дети рассаживаются на ковре. Каждый берет свою книжку загадок. -Загадки. (Ученик из команды красных) наизусть загадывает загадку: Жидкое, а не вода. Белое, а не снег. Дети отгадывают: -Молоко. В синем небе как по речке Белые плывут овечки. Держат путь издалека. Как зовут их? - Облака. Если вьется пламя, Дым валит столбом. 01 мы набираем. Их на помощь мы зовем. - Пожарные. Пятак есть, а ничего не купит. - Поросенок. Долгожданная пора. Детвора кричит: «Ура!» Что за праздник это? Наступило… -Лето. Дети возвращаются на свои места. -На книжную полку. Ученик помогает учителю крутить «бегущую строку» Дети читают. Да! Ученик выходит вынимает из мешочка по 1 карточке буквы: К А З АК С( крепит на доске) - Нет - Оно рассыпалось. - Сказка. Ученик правильно его собирает: СКАЗКА. Волшебство. Дети встают возле парт. Командиры подходят за заданием. Команды выполняют задания. Дети закончили выполнять задание. Красные: В одной деревушке жили два воробья: Чик и Чирик. Оравнжевые: Жили-были муж с женой. Желтые: Давным-давно, в одном лесу появилась гостья незваная- Лень. Зеленые: Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Синие: В далёкие времена жили два друга. - У сказки особое начало. Читают с карточки. Рассматривают книгу. В республике Хакасия. Встают 4 команды ( красные, оранжевые,желтые.зеленые) Встали ребята из команды синих Ладошек. Выходят дети и расшифровывают слова-незнакомцы( дома они искали об этом информацию) Проклинать – это значит злиться, ругаться. Благословить- хвалить за добро. Кроткое – смиренное, тихое,спокойное. Встает команда зеленых.. Уноси скорее ноги – убегай как можно скорее. Встает команда желтых. Длинный язык- так называют человека, который много болтает лишнего. Встает команды оранжевых. Что было мочи – изо всех сил стараться. Встает команда зеленых. Мигом – значит очень быстро. Встает команда синих. Баба-Яга. Хлопают,топают,улыбаются. Братец Иванушка. Подпрыгивают, приседают. Непослушные. Смотрят в одну,в другую сторону, наклоняются, чихают, вздыхают,засыпают. Буратино. Деревянный Длинноносый Нет. Научили. Да. Дети выходят и вклеивают тексты сказок к подходящей иллюстрации. Получится. Дети выходят , выбирают и вклеивают заголовки в книгу. Да В сказке все интересное, есть волшебство. Бывают добрые, бывают злые герои. _Добро побеждает зло. ..одного лепестка. …учит. Народная мудрость. По одному дети рассказывают сказку своей команды. А другой ученик из команды выбирает пословицу и вклеивает ее в книгу. Мы справились. Да. Я учился читать, ..пересказывать, …отгадывать загадки, …подбирать пословицы, … узнал особенности сказки, …работать в команде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе Чтение слов с буквой Б.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)
Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Технологическая карта с презентацией урока литературного чтения в 3 классе
Технология: "Развитие критического мышления"Тема:«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)Цели:Познакомить учащихся со статьёй Я.Смоленского.Обучать осознанному ч...
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...